Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие менеджмента и его основные характеристики
1.2 Содержание и особенности менеджмента организации
Глава 2 Характеристика оценки эффективности менеджмента организации
2.1 Принципы оценки эффективности менеджмента
2.2 Понятие эффективности менеджмента, подходы, методы и показатели ее оценки
Проектирование желаемого будущего состояния объекта планирования
Интерактивная увязка
Генетический подход
Нормативный подход
Разработка политики, направленной на достижение желаемого результата
Рисунок 6 - Логика стратегического планирования
Как видно из данного рисунка, в ходе стратегического планирования осуществляется увязка текущего с желаемым состоянием посредством установления целей и разработки политики, направленной на достижение желаемого результата.
Тактическое планирование осуществляется на среднем уровне управления, и в ходе его осуществления устанавливаются промежуточные цели, достижение которых необходимо для реализации стратегических целей и задач. В свою очередь тактические цели могут быть представлены более детально в оперативных планах, которые разрабатываются на нижних уровнях управления. В этих планах осуществляется увязка всех необходимых работ по ресурсам, срокам и исполнителям на небольшой период, как правило на неделю, декаду, месяц.
Таким образом, анализ основных уровней планирования позволяет сделать вывод о том, что направления развития организации определяет не один, а целая система планов. Характеристика видов планов, которые входят в эту систему, осуществлена в Приложении Е.
Независимо от вида планирования в общем случае технологию планирования можно представить как последовательность следующих этапов: разработку общих целей, определение конкретных, детализированных целей на заданный период, определение путей и средств их достижения, контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей. Успешной реализации технологии планирования и достижению поставленных целей во многом способствует соблюдение основных принципов планирования. Кабушкин формулирует их следующим образом [18, с. 69]:
- полнота планирования – при планировании должны учитываться все события, и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации;
- точность планирования - при составлении планов должны использоваться современные методы, средства и процедуры, обеспечивающие точность планов;
- ясность планирования – цель и методы планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;
- непрерывность планирования – планирование это непрерывный процесс, на каждом последующем этапе которого должны учитываться результаты предыдущего цикла планирования.
- Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с полученным результатом.
Следующей функцией управленческого цикла является функция организации. По определению А.А. Одинцова, организация как функция управления представляет собой процесс упорядочения технических, экономических, социальных и организационных подсистем на всех иерархических уровнях, а также формирование и поддержание на требуемом уровне управляющей подсистемы. Из данного определения следует, что в результате выполнения функции организации обеспечивается согласованность действий в системе управления при достижении поставленной цели.
Сущность функции организации можно также определить через анализ ее основных задач. А.К. Семенов, В.И. Набоков формулируют эти задачи следующим образом :
- Деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий;
- Формирование организационной структуры, налаживание взаимодействия ее элементов;
- Создание условий для формирования определенной организационной культуры;
- Организация выполнения принятых решений;
- Текущая организация производственного, торгового и иных процессов;
- Обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов;
- Преобразование системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организованное.
Таким образом, в практической деятельности функция организации реализуется определения необходимого объема работ, его распределения между отдельными исполнителями и координации их деятельности. Центральное место в этом процессе занимает создание организационной структуры управления. В литературе по теории управления встречаются различные определения понятия «организационная структура управления». Так, например, один из наиболее известных специалистов в области организационного проектирования Г. Минцберг определяет организационную структуру управления как совокупность методов разделения процесса управленческого труда на конкретные рабочие задания и координации их выполнения. По определению З.П. Румянцевой, организационная структура управления представляет собой определенную схему взаимосвязей между звеньями и отдельными работниками, занятыми решением строго определенных задач организации. В современных организациях применяются различные виды организационных структур управления. К наиболее распространенным из них относятся линейная, функциональная, линейно-функциональная и матричная структуры. Схемы каждой из перечисленных типов структур показаны в Приложении Ж.
Важную роль в управленческом цикле играет также функция мотивации. В зарубежной литературе по менеджменту встречаются различные определения мотивации. Так, например, в работе С.П. Роббинса, М. Коултера мотивация определяется как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури определяют мотивацию как деятельность, задача которой заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и в соответствии с планом. Российские специалисты в области менеджмента А.Г. Комаров, А.Р. Кудашев, Г.Г. Муфтиев определяют мотивацию как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Мотивация может быть представлена как процесс. Схема мотивационного процесса показана на рисунке 7.
Первая стадия
Возникновение потребностей
Вторая стадия
Поиск путей устранения потребностей
Третья стадия
Определение направления действия
Четвертая стадия
Осуществление действия
Пятая стадия
Осуществление действия за вознаграждение
Шестая стадия
Устранение потребностей
Рисунок 7 – Схема мотивационного процесса [с. 141]
Из данного рисунка видно, что мотивационный процесс включает в себя шесть стадий. На первой стадии происходит возникновение потребностей, которые проявляются в виде того, что человек начинает ощущать нехватку чего-либо. На второй стадии человек осуществляет поиск путей устранения потребностей, на третьей стадии определяются средства ее устранения и направления действия, которые способствуют решении проблемы и устранению потребности. На четвертой стадии человек затрачивает определенные усилия, для того чтобы осуществить конкретные действия, направленные на решение проблемы, обусловившей возникновение потребности. Содержание пятой стадии определяется тем, что, проделав определенную работу, человек получает вознаграждение, которое он может использовать для устранения потребности. На заключительной стадии в зависимости от степени снятия напряжения, вызванного потребностью человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать новые возможности устранения возникшей ранее потребности.
Процесс и технология мотивации были исследованы представителями различных научных школ менеджмента, и результатом этих исследований стали различные теории мотивации. В настоящее время все теории мотивации делятся на две большие группы: содержательные и процессуальные. В рамках содержательных теорий анализируются факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание, и то как данные потребности способны побудить человека к действию. К числу наиболее известных содержательных теорий мотивации относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория мотивации Альдефера, теория гигиенических факторов Герцберга. Предметом исследования процессуальных теорий мотивации является сам мотивационный процесс и наиболее эффективные технологии управления этим процессом, обеспечивающие достижение желаемых результатов. Наиболее известной процессуальной теорией мотивации является теория ожидания Потрера-Лоулера. Технология реализации функции мотивации с точки зрения различных теорий показана в Приложении И.
Важную роль в управленческом цикле играет также функция контроля. В самом общем виде контроль определяется как сопоставление фактически достигнутых результатов с запланированными. В то же время в теории зарубежного менеджмента дается более детальное определение контроля, отражающее его функции. Так, например, И.Л. Добротворский определяет контроль как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на верном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами [12, c. 387].
Из приведенных выше определений следует, что основной функцией контроля является учетная функция. Она фиксирует состояние дел производственно-хозяйственной деятельности, отражает итоги выполнения планов и управленческих решений в виде количественных показателей на всех уровнях и во всех звеньях системы управления. Технология реализации функции контроля представлена в Приложении К. Из данного приложения видно, что в ходе выполнения функции контроля производится сопоставление результатов с целями и планами предприятия, выявляются отрицательные отклонения и посредством мероприятий по их корректировке достигается выполнение плана. Таким образом, функция контроля обеспечивает рациональное использование ресурсов для достижения поставленных целей.
Анализ особенностей осуществления и содержания менеджмента организации позволяет сделать вывод о том, что по своей технологии он представляет собой процесс последовательно реализуемых функций управления, который осуществляется в системе управления организацией. Поэтому от того, насколько соблюдены принципы реализации каждой функции управления, насколько их структура и содержание отражают особенности деятельности субъекта и объекта управления, зависит в конечном итоге эффективность менеджмента всей организации.
Глава 2 Характеристика оценки эффективности менеджмента организации
2.1 Принципы оценки эффективности менеджмента
Целесообразность оценки эффективности предприятия с позиции менеджмента заключается в том, что ее показатели являются предпосылкой соответствующих решений, которые позволяют активно влиять на текущее состояние и тенденции развития. Они являются индикатором благосостояния организации.
Организация, которая стремится к успешному функционированию и развитию, разрабатывает методологию и систему измерения, которые отражают приоритеты своей деятельности и является руководством для того, что, где и когда необходимо измерять, кто должен этим заниматься и с чем сравнивать, чтобы сделать правильные выводы. В теории управления выделяют взаимосвязанные категории эффективности производства и эффективности управления, основанные на сопоставлении результата и затрат. В последней берутся во внимание особенности управленческого труда.
В системах закрытого типа методология измерения и оценки эффективности деятельности предприятия основывается на анализе и расчете показателей, которые отражают использование внутренних ресурсов, привлеченных или потребленных в процессе производства продукции или услуг.
Такой подход считается наиболее удобным для выявления и изучения динамики эффективности. Организации признаются эффективно действующими, если ими реализованы целевые установки по производству продукции и услуг. Путем сопоставления объема продаж и расходов используемых ресурсов определяют следующие показатели:
- производительность,
- рентабельность,
- оборот,
- ресурсоотдача. [2, с. 402]
Степень использования потребленных ресурсов, то есть текущих расходов, определяется путем сопоставления их с объемом продаж. При этом следует отметить, что существуют различные варианты расчета указанных показателей эффективности, а конкретное содержание их зависит от цели измерения и контроля.
Первая модель эффективности ориентирована на получение максимальных выходов системы, поэтому организации детально анализируют именно производственную деятельность, сопоставляя ее экономические результаты с использованными производственными ресурсами. Важность расчетов для каждого предприятия определяется тем, что за ними анализируется его конкурентоспособность. Эффективность отдельных видов ресурсов оценивается с помощью показателей ресурсоотдачи, которые определяются на основе сопоставления результатов с ресурсами.