Файл: Прибыль и рентабельность коммерческой организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1.Понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия

1.2.Система показателей прибыли и рентабельности и способы их распределения

1.3.Управление прибылью и рентабельностью предприятия в условиях рыночной экономики

2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «УРАЛСТРОЙ»

2.1.Характеристика АО «УралСтрой»

2.2. Анализ экономических показателей деятельности АО «УралСтрой»

2.3. Управление прибылью и рентабельностью АО «УралСтрой»

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ

3.1. Характеристика проекта и расчет эффективности от внедрения ГНБ

3.2. Проект сокращения дебиторской задолженности

3.3. Влияние мероприятия на прибыль и рентабельность АО «УралСтрой»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Ключевую роль в системе показателей оценки эффективности работы предприятия играет финансовый результат. Величина финансового результата и его характер (прибыль или убыток) характеризует прирост или, соответственно, уменьшение капитала и в наибольшей степени характеризует эффективность деятельности предприятия.

Поскольку финансовый результат является результатом и своеобразной оценкой эффективности работы предприятия, любое управленческое решение обычно анализируется с точки зрения влияния его последствий на прибыль. А это можно сделать, только зная характер образования финансового результата: какие факторы, и в какой степени формируют прибыль предприятия. Именно это обстоятельство обуславливает актуальность изучения прибыли и дохода на предприятии.

Важность прибыли для коммерческих организаций обусловила внимание ученых и практиков к вопросам управления прибылью. Результатом их усилий является хорошая разработанность общетеоретических вопросов управления прибылью. При этом вопросы управления прибылью рассматриваются многоаспектно. Так, стратегические вопросы управления прибылью рассмотрены в работах И. Ансоффа и М.Портера, О.С. Виханского. Финансовые аспекты управления прибылью исследованы в работах Дж. Ван-Хорна, К.Бернара, Ю.Бригхема, Л. Гапенски. Вопросы учета и анализа прибыли раскрыты в трудах Г.В, Савицкой О.В. Ефимовой, М.В. Мельник, В.В. Ковалева, А.Д. Шеремета.

В настоящее время основные проблемные вопросы управления прибылью сосредоточены на конкретных предприятиях и коммерческих организациях, испытывающих потребность в повышении прибыли.

Целью настоящей работы является анализ прибыли и рентабельности коммерческой организации.

Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:

  1. исследование теоретических основ управления прибылью предприятия;
  2. анализ хозяйственной деятельности предприятия;
  3. разработка предложений по повышению эффективности управления предприятием.

Предметом исследования является АО «УралСтрой». Объектом исследования является процесс управления прибылью предприятия.

В соответствии с поставленными целью и задачами работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и необходимых приложений.

В первой главе раскрывается сущность прибыли, рассматривается система показателей прибыли и способы ее распределения, а также способы управления прибылью в условиях рыночной экономики. Во второй главе дается краткая характеристика объекта исследования, и непосредственно анализируются экономические показатели и показатели управления прибылью АО «УралСтрой» на основе данных отчета о прибылях и убытках и внутренней документации предприятия. Третья глава посвящена поиску путей увеличения эффективности управления прибылью предприятия.


При выполнении работы были использованы монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный методы исследования, способы сравнения, абсолютных и относительных показателей, табличного представления данных и др.

При написании работы в качестве источников литературы были использованы учебные пособия и монографии по экономике и финансам предприятия, финансовому менеджменту и экономическому анализу, а также отчетные данные АО «УралСтрой»

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные мероприятия могут быть реализованы в деятельности АО «УралСтрой» и повысить эффективность процесса управления прибылью предприятия.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1.Понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия

Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является пока­зателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объём и качество произве­денной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенси­фикацию производства при любой форме собственности.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельно­сти предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-тех­ническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

В главе 25 Налогового кодекса РФ прибыль определяется как:[3]

1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;


3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Значение прибыли как экономического показателя деятельности предприятия многократно усиливается с переходом государства на рельсы рыночной экономики. Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности организации с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности используется система показателей.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятель­ности обеспечивает самофинансирование потребности организации, поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли. Общий объем прибыли предприятия представляет со­бой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет сово­купность многих факторов, зависящих и не зависящих от пред­принимательской деятельности [7, c. 104].


При­быль — это главная цель любого предприятия или организации и особый систематически воспроизводимый ресурс коммер­ческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рас­сматриваемой экономической категории заключается в том, что не­обходимый уровень прибыли — это:

  • основной внутренний источник текущего и долгосрочного раз­вития организации;
  • базовый фактор возрастания рыночной стоимости организации;
  • индикатор кредитоспособности организации;
  • приоритетный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала;
  • инструмент конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
  • гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей об­щества [14, c. 207].

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятель­ности предприятий, являются рост объема производимой продук­ции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себе­стоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повы­шение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, от­носятся изменения государственных регулируемых цен на реали­зуемую продукцию, влияние природных, географических, транс­портных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий [11, c.159].

Основными факторами образования прибыли являются доходы и расходы предприятия. Прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами.

Доходы организации (предприятия) - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации; от обычных видов деятельности - это выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг; увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала предприятия [4].

Выручка от продажи рассчитывается исходя из цен, которые установлены в договоре с заказчиком. Выручка принимается к бухгалтерскому учёту в сумме, исчисленной в денежном выражении, как эквивалент оказанных услуг или проданных товаров.

Расходы организации — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).


Расходы организации представляют собой совокупность использованных ею средств, относящихся к активам, если они способны приносить доходы в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет, то есть доходы организации уменьшатся [5].

Помимо абсолютных показателей, финансовые показатели характеризуют относительные показатели, которые называют показателями рентабельности. Они более полно, чем прибыль, определяют окончательные результаты хозяйствования потому, что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [13, c.736].

1.2.Система показателей прибыли и рентабельности и способы их распределения

Рассмотрим процесс образования прибыли.

В самом общем виде основные направления использования выручки можно представить на рис.1

Рисунок 1- Распределение выручки от реализации

ВЫРУЧКА

СЕБЕСТОИМОСТЬ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ

КОММЕРЧЕСКИЕ РАСХОДЫ

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ

ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ

ПРОЦЕНТЫ К ПОЛУЧЕНИЮ

ПРОЦЕНТЫ К УПЛАТЕ

ДОХОДЫ ОТ УЧАСТИЯ В ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

ПРИБЫЛЬ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

Последующее распределение выручки может осуществляться по схеме, рассмотренной на рис. 2

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ

ФОНД НАКОПЛЕНИЯ

РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД

ДИВИДЕНДЫ

ЦЕЛЕВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

БЛАГОТОВОРИТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

ПРЕМИАЛЬНЫЙ ФОНД

ДИВИДЕНДЫ ПО ПРИВИЛЕГИРОВПННЫМ АКЦИЯМ

ДИВИДЕНДЫ ПО ОБЫКНОВЕННЫМ АКЦИЯМ

Рисунок 2 - Распределение прибыли в составе выручки

Выручка формирует фонд погашения стоимости затрат – материальных, трудовых и прочих, которые в совокупности образуют себестоимость реализации. Превышение выручки над себестоимостью представляет собой прибыль от продаж. Вместе с прибылью от прочих операций (получение и уплата процентов, дивиденды дочерних компаний, сальдо прочих доходов и расходов), этот показатель формирует прибыль до налогообложения. Последняя корректируется на расчеты с бюджетом по налогам и формирует чистую прибыль – результат деятельности предприятия [24, c.73].