Файл: Эффективность менеджмента организации (Эффективность менеджмента: основное содержание и особенности оценки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Поддержание и повышение уровня конкурентоспособности предприятий в условиях роста конкуренции требует постоянного совершенствования системы менеджмента. В современных условиях хозяйствования на изменение эффективности менеджмента предприятий значительно влияет усиление влияния факторов глобализации и интеграции, интенсивно развиваются как на макро-, так и на микроуровне.

Оценка эффективности менеджмента позволит выделить основные направления концентрации усилий менеджмента, идентифицировать проблемные места развития системы, решить задачи совершенствования управления, своевременно вносить коррективы в деятельность системы менеджмента, укрепить доверие акционеров и других заинтересованных групп к менеджменту предприятия, определить адекватную инвестиционную стоимость и повысить инвестиционную привлекательность предприятия, стать основой плана его развития, наконец - оценить потенциал, компетентность менеджмента т а уровень развития предприятия.

Исследованием эффективности управления, методических подходов к ее определению посвящены труды таких зарубежных ученых, как: М. Альберт, М. Мескон, П. Друкер, Ф. Хедоури и др. Среди российских ученых следует отметить М. Нагорск, С. Румянцеву, Н. Соломатина и др.

Объектом исследования курсовой работы является ООО «ЦЕНТРСВЕТ».

Предметом исследования является система менеджмента организации.

Цель написания курсовой работы – анализ эффективности менеджмента организации и поиск потей его повышения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть сущность и понятие эффективности менеджмента;

- рассмотреть факторы, влияющие на эффективность менеджмента;

- рассмотреть общую характеристику предприятия и дать оценку эффективности менеджмента ООО «ЦЕНТРСВЕТ»;

- разработать рекомендации по оптимизации эффективности менеджмента организации.

Теоретической базой изучения в курсовой работе применялись как отечественных, так и зарубежных авторов, по изучению эффективности менеджмента. Это работы таких авторов, как Веснин В.Р., Гавриленко В.М., Герасимов Б.Н., Короткова Э.М., Мескян М.Х., Рубаник Ю.Т., Шевцовой Е.А., Юкаевой В.С.

Поставленные цели и задачи определили структуру представленной работы. Структура курсовой работы следующая - работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.


1. Эффективность менеджмента: основное содержание и особенности оценки

1.1. Сущность и понятие эффективности менеджмента

Осуществление и совершенствование управления организацией вызывают необходимость определения эффективности данной деятельности, использования при этом специфических измерителей. В связи с этим целесообразно использовать понятие «эффективность менеджмента». Актуальность данной проблемы объясняется многими факторами, к числу которых следует отнести [17, c. 23]:

- рост удельного веса и значимости управленческого труда в совокупном результате производственной (коммерческой деятельности);

- рост численности административно-управленческих работников;

- возможность крупных потерь из-за низкого качества и недостаточной оперативности управления.

Эффективность менеджмента как социально-экономическая категория - это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны дан нот процесса.

Очень часто понятие «эффективность» отождествляется с понятием «результативность», что в корне неверно. Результативность - способность добиваться результата. Эффективность - более емкое, многоаспектное понятие.

Эффективность менеджмента выступает также как некая условность, символ, результат функционирования системы менеджмента, к которому необходимо стремиться.

Организация может быть успешной, а управление ею - результативным и эффективным, если он достиг своей цели.

Менеджмент можно назвать результативным при таких основных условиях: организация достигла результатов, в которых в значительной мере реализована общая цель или миссия организации; организация достигла запланированных конечных результатов деятельности; организацией достигнуто соответствующего уровня развития, созданы условия стабильного функционирования в будущем; организацией достигнуто результативности по каждой составляющей потенциала предприятия.


То есть результативность менеджмента характеризует степень достижения предприятием запланированного (ожидаемого) состояния, уровня развития или степень приближения к нему.

Эффективность менеджмента предлагаем рассматривать как результативность в достижении целей, обеспечении социально-экономического эффекта с оптимальными затратами на управление и использованными ресурсами. Такими целями могут быть: увеличение прибыли, повышение уровня конкурентоспособности предприятия, расширение рынков сбыта товаров и услуг и увеличение доли рынка, улучшение финансового состояния предприятия и обеспечения предпосылок его устойчивого и стабильного развития. Обобщая проведенные исследования, предлагаем под эффективностью менеджмента понимать результативность деятельности предприятия и достижение соответствующего уровня развития.

Проведенные исследования позволили обобщить методические подходы к оценке различных видов эффективности менеджмента предприятия (табл. 1).

В рыночных условиях эффективность менеджмента организации как открытой системы имеет две основные формы - внутреннюю и внешнюю.

Таблица 1

Виды эффективности менеджмента предприятия и особенности их оценки

Вид

Основное содержание

Показатели и результат

Экономическая

Характеризует относительный прирост результативности деятельности предприятия по сравнению с установленной базой путем сопоставления результата и затрат в стоимостном выражении

Характеризуется показателями, которые отражают построение и функционирование систем менеджмента, в частности: уровнем автоматизации рабочих мест управленцев, уровнем разработки инструктивного и нормативного материала, общим диапазоном менеджмента, уровнем технической вооруженности управленцев т.д.

Административная

Связана с совершенствованием процесса администрирования процессами производства и реализации продукции или оказания услуг

Показатели: эффективность управленческого труда менеджера; эффективность организации труда аппарата управления; эффективность организации управления предприятием и его подразделениями.

Характеризуя показатели эффективности администрирования, прежде всего следует обратить внимание на качественные характеристики управленческого персонала предприятия (администрацию, аппарат управления). К показателям, которые характеризуют эффективность работы в сфере административного управления, также относятся:

• снижение трудоемкости обработки управленческой информации;

• сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации;

• сокращение затрат рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления.

Результат - повышение оперативности принятия управленческих решений, улучшение процесса планирования, регулирования, координации и контроля результатов деятельности. Рост административной эффективности менеджмента связано со специализацией, кооперированием и концентрацией управления организацией, рациональным распределением управленческих полномочий.


Продолжение таблицы 1

Технико-технологическая

Заключается в повышении научно-технического и технологического уровней производственного (операционного) процесса

Показатели уровня прогрессивности используемого оборудования и оборудования, современных информационных технологий

Социальная

проявляется в трех аспектах: 1) гармоничное развитие определенной системы отношений между работниками предприятия, организационной культуры, социальной структуры коллектива, росте уровня удовлетворенности трудом, формировании благоприятного морально-психологического климата и повышения качества материально-бытового обеспечения работников; 2) удовлетворение потребностей населения в отношении качества, объемов и ассортиментной (видовой) разнообразия производимых и своевременно предложенных предприятием в реализации продукции, товаров и услуг, их ценовых характеристик; 3) степень лояльности взаимоотношений между бизнесом и группами местного населения, на территории проживания которого функционирует предприятие. Эффективность менеджмента в этом случае достигается при условии соблюдения принципов социальной ответственности бизнеса

Показатели, характеризующие общие условия труда в организации: морально-психологический климат; уровень конфликтности в коллективе; степень удовлетворенности работников своим трудом; нервно-эмоциональная нагрузка; уровень заболеваемости работников; уровень травматизма работников; температурный режим в рабочих помещениях; освещенность рабочих мест; внутренняя культура на предприятии; уровень механизации и автоматизации труда.

Таблица составлена по:

Внутренняя форма эффективности менеджмента отражает эффективность использования ресурсного потенциала, компетенций персонала и других внутренних возможностей организации, собственную оценку результативности деятельности предприятия, его рентабельность и производительность на основе управления затратами и капиталом.

Внешняя форма эффективности менеджмента проявляется в эффективности использования рыночного потенциала организации; определении структуры общественных потребностей и обеспечении необходимой степени удовлетворения их предприятием; уровня качества, ценности и полезности произведенного и реализованного продукта; обеспечение социальной ответственности организации. Внешняя эффективность менеджмента характеризует также долю предприятия на рынке и направления ее трансформации, возможность создания новых сфер предпринимательства и вхождения на новые видовые сегменты рынка, потенциальные возможности предприятия на рынках готовой продукции и ресурсов.


1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента организации

На эффективность управления влияют различные факторы, среди которых определяем:

• умственные и физические возможности человека, его способность осуществлять управленческую деятельность;

• обеспеченность средствами производства и способность их рационально использовать;

• социальные условия, способствующие раскрытию творческих способностей отдельного работника и коллектива в целом; совокупное влияние предыдущих факторов, усиленных их интеграцией.

Значительное влияние на эффективность управления осуществляют такие факторы, как: участие в управленческой деятельности коллектива, улучшение качественного состава работников управления, научная организация труда и др.

На эффективность управления влияет также иерархичность, что иногда приводит к тому, что факторы, которые существенно влияют на результаты производственно-хозяйственной деятельности, остаются за пределами компетенции органа, который непосредственно управляет данным объектом (например, несвоевременные поставки по вине поставщиков, недостатки в сбалансированности производства и потребления по вине других органов негативно влияют на эффективность управления).

По содержанию различают факторы организационные, экономические, социально-психологические, технические, физиологические [7, c. 35].

В зависимости от масштаба действия факторы можно подразделить на: народнохозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.

По форме воздействия различают факторы прямого и косвенного воздействия. Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

По продолжительности воздействия выделяют факторы, которые действуют непродолжительное время, и факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени.

При этом одни факторы связаны с эффективностью менеджмента прямой зависимостью, другие - обратной.

По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.

Но характеру воздействия различают факторы интенсивные и экстенсивные.

Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, это: совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления.