Файл: Роль мотивации в поведении организации (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность, понятие и основные формы мотивации персонала
1.2. Роль руководителя в мотивации персонала
1.3. Создание системы мотивации
2.1. Характеристика магазина женской одежды «Мадам»
2.2. Создание системы мотивации на примере магазина «Мадам»
2.3. Предложения по повышению продаж в исследуемом магазине «Мадам»
1.2. Роль руководителя в мотивации персонала
Ключевым фактором, влияющим на мотивацию сотрудника, является его непосредственный руководитель. Согласно исследованиям автора непосредственный руководитель на 70 % обеспечивает мотивацию своих подчиненных; компания (то есть система управления, безопасность, условия труда, оплата труда) определяет 20 % мотивации, а 10 % — это личная мотивация сотрудника
Для руководителя среднего звена (руководителя магазина) доля личной мотивации выше и составляет 40 %, а доля в мотивации его непосредственного руководителя ниже — 40 %.
Необходимо уделить пристальное внимание обучению руководителей основным принципам управления персоналом.
В минимальный курс обучения необходимо включить:
- основы оперативного управления (навыки планирования, организации и постановки задач, обучение персонала, делегирование, мотивация, контроль и координация);
- основы лидерства;
- методы работы с персоналом (навыки общения, работа с картотекой, ведение отчетности по работе с персоналом).
Не останавливаясь подробно на каком-либо из этих пунктов, отметим, что существенной проблемой российского бизнеса является нехватка квалифицированных руководителей, поэтому инвестиции в обучение руководителей не только быстро окупятся, но и будут являться конкурентным преимуществом компании, а действенная система мотивации позволит не только удержать, но и привлечь профессиональных сотрудников.
Минимальными требованиями для построения эффективной системы управления персоналом в розничной сети являются:
1. Доведение до всех сотрудников стратегии компании.
2. Внедрение регламентов, стандартизация работы.
3. Формирование системы обучения персонала.
4. Обеспечение контроля выполнения стандартов и поручений руководителя.
Методы контроля:
- проверка знаний и компетенций; контроль выполнения стандартов;
- регулярная оценка ключевых показателей деятельности персонала (КР1);
- координирующие действия.
5. Внедрение системы наказаний.
6. Наличие обратной связи.
7. Правильно организованные рабочие места.
8. Создание места отдыха — это дополнительная возможность
повлиять на мотивацию сотрудников.
1.3. Создание системы мотивации
В современных условиях развития экономики страны важнейшее значение имеет обеспечение каждому работнику желания эффективно трудиться. Это возможно только в том случае, если на производстве будут созданы такие условия, которые бы мотивировали высокоэффективное поведение работников в сфере труда. В связи с этим основным источником развития общества в целом, включая и социальную активность индивида, является мотивация трудовой деятельности человека.
Мотивацию невозможно измерить эмпирическим путем либо наблюдать, так как, это не реально наблюдаемый факт, а сконструированное понятие.
Высокая мотивация работников — важнейшее условие развития любой организации. Ни одно предприятие не может быть эффективным без настроя персонала на работу с высокой отдачей, без заинтересованности кадров в конечных результатах, без их стремлений внести свой вклад в достижение намеченных целей.
Выделяют такие понятия как внутренняя и внешняя мотивация.
Рассмотрев внимательнее показатель внутренней мотивации, можно прийти к выводу, что все мотивы порождаются самим человеком, сталкиваясь с задачей, они зарождаются внутри самого человека. Примером подобного рода мотивации могут быть тяга к достижению, стремление к окончанию работы, наклонность к познанию, желание побороться, страх и т.п.
При этом, проанализировав внешнюю мотивации, можно прийти к выводу, что она обусловливает деятельность мотивов по решению разнообразных задач, которые вызываются влиянием субъекта снаружи. Аналогичного рода мотивацией выказывают процессы мотивирования. Например, плата за работу, распоряжения, правила поведения и т.п.
Способность наемных рабочих овладевать последними технологиями и их тяготение к достижению существенных результатов, также как и последняя техника и современные технологии определяют успешность занятии предприятия. Недостаточно модифицировать обстоятельства работы и взаимоотношения в процессе производства, необходимо, чтобы данные обстоятельства адекватно воспринимались людьми, пробуждали у них заинтересованность к трудовой деятельности, оказывали содействие формированию трудовой активности и инициативы.
При обеспечении непрерывности процессов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, происходит стимулирование творческого и высококвалифицированного труда.
Для роста производительности труда, повышения конкурентоспособности и эффективности труда предприятий в условиях рыночной экономики необходим «человеческий фактор». Персонал обязан соответствовать требованиям, предъявляемым компаниями — это основа успешной реализации инноваций деятельности компаний. Формируя новый подход к способом решения задач органов государственной власти, управлению персонала — первостепенная задача модернизации государственных структур. Механизм реализации каждого из блоков модели мотивации 'зависит, прежде всего, от желания или нежелания руководства конкретного китайского предприятия, а также от специфических условий, которые характерны для инженерных коллективов, где будет апробироваться данная мотивационная модель. Причем общие тенденции применения мотивационных моделей на предприятиях развитых стран свидетельствуют о том, что ни одна из мотивационных моделей не способна полностью устранить противоречия в стимулировании труда наемных работников, в том числе инженерно-управленческих.
Любая мотивационная система должна обеспечивать достаточно высокий уровень оплаты труда и достаточно высокий жизненный уровень работника и членов его семьи. Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она непосредственно связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда.
Не противоречащие миссии и целям компании личные интересы сотрудников показывают эффективность труда. Заинтересованность подчиненных можно увидеть только, когда у них присутствует мотивация, при этом, достигнув хоть одну цель организации, сотрудник удовлетворяет свои потребности. В итоге, мы получаем процесс совместного достижения целей организации и работника, что и есть правильная мотивация, с другой стороны, рассматривая экономический аспект — это система способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и организации.
Проблему мотивации рассматривали многие ученые, но в современном мире необходимо искать новые методы воздействия на персонал и стимулирования его к отдаче. Если личные интересы сотрудника не противоречат целям и миссии компании — мы получим идеальные условия для развития организации. Заинтересованный работник — это не только способ достижения целей, поставленных перед организацией — это экономический аспект и управленческий.
Прежде всего, обратим внимание на то, за что нельзя премировать персонал:
- за выполнение обязательных действий, прописанных в должностных инструкциях и регламентах (для этого существует система управления, которая и обеспечивает их выполнение);
- за положительные результаты, достигнутые неправильными способами (компании не все равно, как она зарабатывает деньги, ей не нужны мелкие тактические успехи в ущерб стратегическим целям);
- за «старание», так как важен только результат.
Мотивировать нужно только на то, на что сотрудник может влиять. Цель руководителя — определить эту сферу и разработать мотивационную схему в соответствии с целями компании.
Мотивационная схема для рядового сотрудника
Мотивационная схема рядового сотрудника состоит из четырех взаимосвязанных элементов:
- выполнение им плана по финансовым показателям;
- эффективная работа с покупателями; выполнение дополнительных обязанностей; дополнительные мотивационные премии.
Чтобы система мотивации функционировала эффективно, необходимо сначала обеспечить выполнение поддерживающих факторов, то есть заложить фундамент эффективной системы управления персоналом.
В этом разделе также нельзя предложить общую схему, необходимо учитывать специфику каждой точки. Однако суть заключается в том, что если сотрудник может влиять на выбор покупателя, необходимо обеспечить условия, чтобы он рекомендовал прежде всего наиболее маржинальные товары, а также предлагал дополнительные товары на допродажу.
Задачей руководителя является донести до сотрудников информацию о том, какие товары являются наиболее маржинальными, и определить общий план продаж товаров из данного списка. Важно понимать, что продажи не возникнут «из ниоткуда», необходимо четко формулировать задания, какие товары продавать, как их продавать (каким сообщением их сопровождать), какие товары заменять и какие товары предлагать в качестве допродажи. Если этот процесс не регламентировать и оставить на усмотрение рядовых сотрудников, то говорить о том, что в компании осуществляется допродажа и существует стандарт обслуживания, нельзя, так как стандарт обслуживания — это, прежде всего, совокупность техник продаж.
Все финансовые показатели необходимо ежемесячно планировать на каждую розничную точку и каждого сотрудника. Ход выполнения плана необходимо обсуждать еженедельно на собраниях-летучках, в случае необходимости — индивидуально с сотрудником, а также в рамках системы отчетности.
Выполнение дополнительных обязанностей
1. Наставничество для новых сотрудников.
Новые сотрудники а рпоп не могут на 100% эффективно работать в компании первые месяц-два. Типичным выходом из этой ситуации является пристальное внимание руководителя к новому сотруднику в течение всего испытательного срока. Это требует от руководителя существенных временных и трудовых затрат. Для их снижения следует организовать систему наставничества. Для новых сотрудников руководитель назначает наставника из наиболее опытных продавцов. Руководитель определяет, какие навыки и знания должны получить новые сотрудники за определенный срок и по каким показателям будет проводиться оценка их компетенций. В случае успешного прохождения новым сотрудником испытательного срока продавец-наставник премируется.
2. Старший смены.
Выделение сотрудника, ответственного за работу всех остальных продавцов в смене, — тоже эффективный мотивирующий фактор.
3. Привлечение новых успешных сотрудников — достаточно часто используемый метод. Если новый сотрудник проработал не менее четырех месяцев, пригласивший его сотрудник может рассчитывать на премию.
Постоянное выполнение сотрудниками стандартов компании можно обеспечить только благодаря эффективным методам контроля, которые должны предотвращать саму возможность невыполнения стандартов, а не являться способом выявления нарушений
Дополнительные мотивационные премии
В систему мотивации обязательно нужно включить дополнительные мотивационные выплаты, направленные на удержание сотрудников (дополнительные выплаты за стаж работы в компании, социальные выплаты). Такие выплаты не обязательно должны быть большими, но само их наличие демонстрирует сотруднику внимание к нему.
Мотивационная схема руководителей розничных точек
Мотивационная схема для руководителей розничных точек включает следующие взаимосвязанные элементы:
1) выполнение сотрудниками магазина основных плановых финансовых
показателей;
2) эффективную работу с ассортиментом, то есть отсутствие:
- дефектуры по ключевым позициям;
- затоваривания неходовыми позициями;
- товаров с истекающим сроком годности и наименований, не продаваемых в течение определенного периода и т. п.;
- эффективное управление персоналом, которое предполагает:
высокие показатели регулярных оценок персонала;
выполнение сотрудниками стандартов компании; - переход магазина в новую категорию в рамках сети.
Не обязательно всегда использовать денежные премии. Существуют и другие механизмы поощрения сотрудника, такие как: личные подарки;
- дополнительное медицинское страхование; оплата посещения спортклуба;
- частичная оплата внешнего обучения сотрудника и т. д. Личные подарки. Выше упоминалось о необходимости ведения картотеки с анкетой на каждого сотрудника. В таких анкетах можно указывать увлечения и предпочтения сотрудника и в соответствии с этой информацией подбирать подарки. Подарки, которые действительно интересны сотруднику, ценятся гораздо выше их денежной стоимости.
Дополнительное медицинское страхование. Покупка для сотрудника простого полиса ДМС обойдется компании примерно в 14 тыс. руб. Сотрудником такой полис будет оценен гораздо выше. Кроме того, корпоративный полис ДМС является отличным инструментом удержания рядовых сотрудников. При оплате посещения спортклуба используется тот же подход.
Построение и развитие системы мотивации в торговой сети представляет собой следующие последовательные действия (рис. 2).
Построение оптимальной системы мотивации в сети позволит: