Файл: Исследование практики национального регулирования внешнеэкономической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной проблемой правового регулирования международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, на наш взгляд, является то, что Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» не разграничивает понятия «международные связи» и «внешнеэкономические связи», в связи с чем невозможно четко определить те сферы общественных отношений, в рамках которых субъекты Российской Федерации могут самостоятельно осуществлять свою международную деятельность. Это, в свою очередь, приводит к тому, что субъекты Российской Федерации в собственных законах предусматривают и вопросы внешнеполитического характера, что не раз становилось предметом разбирательства в судах по причине противоречия федеральному законодательству.

Например, из содержания ст. 5 Закона Республики Коми «О культуре» следовало, что Республика Коми вправе вступать в отношения в области культуры с другими субъектами Российской Федерации, зарубежными странами, региональными (на территории Российской Федерации) и международными организациями. По смыслу ч. 1 ст. 52 указанного Закона Республика Коми вправе заключать соглашения с субъектами и регионами Российской Федерации и зарубежными странами в рамках деятельности по определению политики и приоритетов культурных обменов Республики Коми.

Как указал Верховный Суд Республики Коми, указанные нормы (в части, предусматривающей отношения в области культуры Республики Коми с зарубежными странами) не соответствуют п. 1 ст. 1 Федерального закона от «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», устанавливающему, что субъекты Российской Федерации обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. Согласно п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, нормативные акты Республики Коми, принятые по указанному вопросу, не должны входить в противоречие с федеральным законодательством.


Закон Республики Тыва «О нотариате» предусматривал, что нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверитель- ные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Республики Тыва и Российской Федерации.

Верховный Суд Республики Тыва указал[20], что данная норма в части, предусматривающей возможность заключения международных договоров Республики Тыва, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям. Статьей 71 Конституции Российской Федерации установлено, что внешняя политика, международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Таким образом, субъекты Российской Федерации обладают лишь правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей в пределах, установленных Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Внешняя политика, заключение международных договоров Российской Федерации относится к исключительной компетенции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не вправе самостоятельно заключать международные договоры. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.


Согласно п. 4 ст. 2 Земельного кодекса Республики Татарстан в случаях, если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Как указал Верховный Суд Республики Татарстан[21], данная норма Земельного кодекса Республики Татарстан противоречит федеральному законодательству и подлежит исключению, исходя их следующего. Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять международные и внешнеэкономические связи с иностранными партнерами, заключать соглашения. При этом статьей 7 указанного Федерального закона определено, что соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами. Если в данном случае речь идет о международных договорах Российской Федерации, то подобный приоритет международных договоров вправе устанавливать только Российская Федерация как субъект международного права, обладающая правом на заключение международных договоров в силу п. «к» ст. 71 Конституции Российской Федерации.

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

2.1 Внешнеэкономическая деятельность в автомобилестроение «АвтоВАЗ» путем объединения его с концерном Renault-Nissan.

Внешнеэкономические связи - это торгово-политические и международные отношения, в которые входит процесс обмена товарами, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического сотрудничества, создание международных альянсов.


Экономика и политика, промышленное производство и торговля, научные исследования и финансовые операции тесно переплетаются во внешнеэкономических связях.

Такие связи включают в себя формы и направления:

  • международное партнерство;
  • международное сотрудничество с целью инвестирования;
  • внешняя торговля;
  • международное научно-техническое партнерство.

Международные экономические связи являются незаменимым фактором, который воздействует на уровень хозяйственного и экономического развития любой страны.

Российская Федерация использует во внешнеэкономической деятельности такие формы экономических связей как, лизинг, торговля лицензиями. Торговля лицензиями является перспективной формой научно-технического партнерства. Эта форма означает разрешение на передачу прав на использование промышленного образца, применение изобретения. Формирование банковской системы занимает передовое место в развитии внешнеэкономических связей и экономики в целом.

Сотрудничество в научно-информационной области является новым направлением в расширении внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономическая политика - это деятельность целенаправленная на развитие экономических отношений с международными странами. Высшие госорганы (парламент, конгресс, национальные собрания) осуществляют руководство внешнеэкономическими отношениями.

Министерства и ведомства занимаются регулированием внешнеэкономических связей. Основная задача внешнеэкономической политики является проникновение на мировой рынок.

Госрегулирование внешнеэкономических связей - это система хозяйственных и политических мер, которые осуществляются государством по расширению границ участия страны в международном разделении труда для повышения эффективности производства.

Сущность госрегулирования в приведении системы внешнеэкономических связей в состояние, обеспечивающее оптимальную реализацию государственных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Механизм внешнеэкономических связей включает три аспекта: принципы управления; институционно-правовые структуры; совокупность методов регулирования.

Цели госрегулирования внешнеэкономических связей зависят от остроты конкретных ситуаций и проблем, которые возникают в сферах. Например, преодоление кризиса влечет за собой структурную перестройку производственного потенциала, защиту отечественного производства, борьбу с инфляцией. Государственное регулирование внешнеэкономических связей происходит за счет помощи денежных, кредитных и бюджетных средств.


2.2 Принцип регулирования внешнеэкономической деятельности

Принцип регулирования внешнеэкономических связей характеризует подход к международным экономическим отношениям.

Существует два принципа международного сотрудничества:

    1. Протекционизм. Как внешнеторговая политика направленная на всестороннюю защиту внутреннего рынка от зарубежной конкуренции. Происходит рост ставок таможенного тарифа на товары, ввозимые из-за рубежа.
    2. Свобода торговли или поддерживающий принцип. Заключается в устранении ограничений в международных экономических отношениях.

Экономические инструменты являются технологическим элементом системы регулирования. Инструменты подразделяются на прямое воздействие и непрямое.

Прямое воздействие включает государственные затраты, контроль государства за международными экономическими процессами.

Непрямое воздействие заключается в величине налогов, влияющих на объемы производства; в росте процентной ставки в сбербанке, стимулирующей рост сбережений[22].

Правительственные органы большое внимание уделяют регулированию международных экономических связей. Быстрому воздействию на регулирование внешнеэкономической деятельности способствуют указы Президента Российской Федерации.

Президент выполняет такие функции как, руководство внешнеэкономической политикой, подписывает законы, международные соглашения. Осуществляет руководство внешнеэкономической деятельностью, регулирует партнерство, определяет экспорт драгоценных металлов.

Федеральное Собрание, через соответствующие комитеты принимает и разрабатывает законы, контролирует деятельность исполнительных органов.

Правительство РФ принимает решение о проведении переговоров и подписании соглашений международных договоров РФ.

Регулируя внешнюю торговлю, Государственная Дума и Совет Федерации, вправе изменять, отменять и принимать законы. Министерство Финансов регулирует кредитно-денежную сферу, систему налогообложения.

Министерство торговли РФ является центральным госорганом регулирования внешнеэкономической деятельности.

Регулирующие функции Министерства торговли РФ:

  • разработка единой ценовой политики;
  • контроль за соблюдением закона всеми субъектами внешнеэкономической деятельности;
  • сотрудничество с международными комиссиями, регулирующими развитие внешнеэкономической деятельности;
  • заключение и подготовка внешнеторговых соглашений и договоров с зарубежными странами;