Файл: Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (на примере ЗАО «Новости Электротехники»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория управления стрессами
1.1. Понятие и основные характеристики стресса
1.2. Последствия стресса для психики человека
1.3. Профессиональный стресс как объект психологии
Глава 2. Исследование ситуаций профессионального стресса на примере ЗАО «Новости Электротехники»
2.1. Характеристика персонала компании
2.2. Анализ стрессовых ситуаций у сотрудников компании
Глава 3. Разработка рекомендаций по управлению стрессами в ЗАО «Новости Электротехники»
3.1. Предложения по применению организационных методов управления стрессами
3.2. Индивидуальные рекомендации по профилактике и преодолению профессионального стресса
Введение
Условия, в которых отечественные компании любого масштаба функционируют в настоящее время, иначе как стрессовыми назвать не получится. Роль Российской Федерации в мире значительно ослаблена наложенными на нее международно-правовыми санкциями. Финансовое положение страны затруднено принятыми ограничительными мерами: санкции сковывают бизнес, не давая ему развиваться, как следствие повышаются кредитные риски для банков. Доходит до того, что даже в системно значимых банках государство вынуждено проводить процедуры санации. Развитие российских компаний также усложняется принятием постановлений правительства о дополнительном налоговом обложении предприятий, в частности в плане модернизации оборудования. Снижение уровня жизни и состояние неопределенности пугают людей, порой лишают оптимизма и возможности действовать активно. Да и предстоящие выборы президента в марте 2018 года подливают масла в огонь – кто дальше будет управлять страной, несколько лет находящейся в кризисном положении?
Актуальность выбора темы данной курсовой работы не вызывает сомнений. В ситуации, когда в компаниях речь все чаще заходит не о расширении бизнеса, а фактически о выживании, уровень стресса сотрудников достигает критической отметки. И в данных условиях необходимо знать, как воздействовать на подчиненных, какими методами управлять компанией в кризис и как понизить уровень психологического напряжения.
Поэтому целью данной работы станет выявление действенных методов управления рабочим стрессом на примере реально действующей компании.
Объектом курсовой работы станут возникшие стрессовые условия труда работников ЗАО «Новости Электротехники». Предметом исследования обозначены причины возникновения стресса на производстве, его воздействие на сотрудников и последствия для компании.
Для успешного достижения цели при написании работы будут решены три основные задачи: изучение теоретических аспектов проблемы управления стрессом, исследование реальных примеров стресса, возникающих в профессиональной среде, их анализ на примере действующей фирмы, а также разработка индивидуальных и организационных методов управления стрессами. Курсовой проект разделен на три основных раздела:
• Глава 1, в которой собирается теоретический материал, необходимый для исследования накопившегося опыта российских и иностранных ученых и специалистов.
• Глава 2, в которой изучается кадровая структура и характеристика персонала ЗАО «Новости Электротехники» и рассматриваются примеры стрессовых ситуаций, возникающих в процессе труда.
• Глава 3, в которой на основе проведенных теоретических и практических изысканий разрабатывается рекомендованная методика профилактики и борьбы со стрессом в профессиональной сфере.
Курсовая работа писалась на основе рекомендуемых и широко применяемых в изучении темы изданий. В работе активно использовались труды В. Р. Веснина, Б. Р. Манделя и Ю. В. Щербатых, где развернуто и в доступной форме раскрывается выбранная тема.
Также автора очень заинтересовала книга Роберта Сапольски «Психология стресса». Это монументальное, заставляющее задуматься, восхитительное собрание разноплановых исследований о причинах, закономерностях, последствиях стресса. Повествование идет живым языком, создается ощущение захватывающего диалога с ученым.
Полезным дополнением послужила статья Ольги Юрьевны Калмыковой «Эффективное управление конфликтами в социально-трудовых отношениях», опубликованная в № 1 (102) «Вестника СамГУ» от 2013 г., на основе которой был описан один из организационных методов эффективного управления таким аспектом рабочего стресса, как конфликты. Журнал «Вестник Самарского государственного университета» зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, включен в библиографические базы данных ВИНИТИ и ULRICH’S Periodical Directory и РИНЦ. Все статьи, поступающие в редакцию журнала «Вестник Самарского государственного университета», подлежат обязательному рецензированию согласно «Порядку направления, рецензирования и опубликования статей в научном журнале «Вестник Самарского государственного университета» от 08.04.2015 г. Поэтому сомневаться в компетентности источника не приходится.
Информация об организационном устройстве ЗАО «Новости Электротехники» взята из внутренних источников компании.
Глава 1. Теория управления стрессами
Родоначальником научной теории стресса является Ганс Селье – австро-венгерский ученый, родившийся в 1907 году в семье врача. Ему принадлежат более тысячи научных публикаций, в которых была системно разработана концепция стресса. Селье не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию организма, помогающую выжить. По его мнению, с любой трудностью можно справиться двумя типами реакций: активной или пассивной, борьбой или готовностью потерпеть.
Большое влияние на изучение физиологии стресса Г. Селье оказало общение с Иваном Петровичем Павловым. Павлов и его ученики часто говорили о неспецифических болезненных проявлениях защитных реакций организма – «стандартных формах нервных дистрофий», ставших основой учения о стрессе[1].
Проблема стресса – одна из наиболее интересных и в то же время недостаточно изученных проблем.
1.1. Понятие и основные характеристики стресса
Согласно многочисленным исследованиям в разных областях науки и практики, у современного человека происходит критическое снижение уровня адаптации к различным кризисным факторам, что вызывает различные формы, виды и болезни стресса.
По определению Ричарда Лазаруса, стресс – это «связь человека со средой, которая оценивается человеком как обременяющая или превышающая его ресурсы и подвергающая опасности его благополучие»[2].
Понятие стресса широко используется в различных областях знаний, объединяя круг вопросов, связанных с появлением, течением и последствиями воздействия внешней среды, конфликтами и глобальными проблемами[3].
Стресс, по сути, – продукт наших когнитивных процессов, образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения в аспектах их адекватного выбора[4]. Возникая и проявляясь на эмоциональном уровне, он определяет многие компоненты личности, являясь реакцией на взаимодействие между личностью и окружающей средой.
Психологи, физиологи, психиатры, социологи и другие исследователи вкладывают свой смысл в термин «стресс», что затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Поэтому в литературе встречаются разные термины: и «психологический стресс», и «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс».
Чаще под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Впоследствии выяснилось, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме характерные признаки стресса. Соответственно, под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений негативного и позитивного характера[5].
1.2. Последствия стресса для психики человека
Селье доказал, что стресс представляет собой комплекс психических и физиологических изменений, происходящих в организме человека в ответ на внешнее или внутреннее воздействие. Парадоксальная сущность стресса в том, что он обозначает собой и фактор, воздействующий на организм, и результат воздействия этого фактора[6].
Стресс может проявляться в различных функциональных системах организма, а интенсивность нарушений варьируется от небольшого изменения настроения до серьезных заболеваний (язва желудка, инфаркт миокарда). Применимо к психологии, наиболее перспективным является разделение стрессорных реакций на поведенческие, интеллектуальные, физиологические (в том числе биохимические и гормональные процессы) и эмоциональные проявления стресса[7].
Поведенческие проявления стресса многообразны, их можно разделить на четыре группы[8]: нарушение психомоторики, изменение образа жизни, профессиональные нарушения и нарушения социально-ролевых функций.
Нарушение психомоторики проявляется в напряжении мышц, изменении ритма дыхания, дрожании рук, голоса, уменьшения скорости реакции, нарушении речевых функций и т. д. Изменение образа жизни выражается в нарушении режима, смещении циклов сна и рабочего времени, отказе от полезных привычек и предпочтении неадекватных способов компенсации воздействия стресса (употребление алкоголя, курение, переедание, агрессия). Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении количества ошибок при выполнении рутинных функций, снижении продуктивности, хронической нехватке времени, ухудшении согласованности и точности движений. Нарушение социально-ролевых функций при стрессе ведет к уменьшению времени, уделяемому общению с близкими, повышению конфликтности, появлению признаков асоциального поведения.
Интеллектуальные проявления стресса отражаются на внимании, мышлении и памяти[9], приводят к нарушениям в профессиональной и интеллектуальной деятельности. Помимо этих трех базовых свойств интеллекта при стрессе обычно страдают все стороны когнитивной деятельности.
В свою очередь физиологические проявления касаются основных систем организма человека – пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Особенно чувствительной оказывается сердечно-сосудистая система; ее реакция на стресс сравнительно легко регистрируется. Можно выделить три группы физиологических признаков стресса[10]: субъективно определяемые изменения, объективно определяемые изменения в отдельных системах органов и нарушение комплексных физиологических функций.
Эмоциональные проявления стресса[11] затрагивают психику человека. Меняется общий эмоциональный фон, превалирует выражение негативных эмоций, происходят изменения в характере, возникает состояние невроза. Длительный или повторяющийся кратковременный стресс могут приводить даже к постепенному изменению характера человека, выявляя новые черты или усиливая имевшиеся: склонность к самобичеванию, занижение самооценки, подозрительность, агрессивность и тому подобные.
Факторы возникновения стресса можно разделить на пять групп[12]:
1. Повседневные неприятности (в семье, на работе, в транспорте, в общественных местах);
2. Сложные периодические события (неудачи при сдаче экзаменов, увольнение с работы, выход на пенсию);
3. Непредвиденные события, провоцирующие возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (тяжелая болезнь, трагическая ситуация с близкими);
4. Неприятности, конфликты на работе и/или в семье (несправедливость в отношениях с коллегами, развод супругов);
5. Стихийные бедствия, катастрофы, теракты.
Как уже говорилось выше, отрицательные физические и эмоциональные состояния одновременно являются и предпосылками и следствиями развития стрессов. Пример, первым приходящий на ум: при резких болях в сердце человек испытывает сильные эмоции, страх, тревогу – начинает переживать стресс; в обратном случае, испытывая сильный стресс, склонный к заболеваниям сердца человек испытывает ощутимые боли в сердце.
Стресс может нарушить метаболизм, повысить артериальное давление, уничтожить белые кровяные тельца (лейкоциты), вызвать внутреннее опустошение, лишить способности вести нормальную половую жизнь и серьезно повредить мозг.[13]
1.3. Профессиональный стресс как объект психологии
Крайне слабо изучены вопросы профессионального становления бизнесмена, его жизненных установок, специфики выбора пути профессионального развития и факторов, влияющих на его погружение в мир бизнеса. «Эти вопросы относятся к предметной области психологии бизнеса – современной отрасли прикладной психологии, которая интенсивно развивается в последние годы под влиянием как социально-экономических процессов в обществе, так и изменений самой психологической науки, внутри которой все более четко определяются фундаментальные и прикладные направления»[14].
Применительно к профессиональной сфере деятельности человека «стресс можно определить как психологическое состояние, которое является частью более широкого процесса взаимодействия между индивидуумами и их рабочей средой и отражает этот процесс»[15].
Профессиональным стрессом называется напряженное состояние работающего человека, возникающее при длительном, достаточно интенсивном воздействии отрицательных эмоциональных и экстремальных факторов и непосредственно связанное с выполняемой профессиональной деятельностью[16]. Различают три разновидности профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный.