Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
Азиатская концепция брендинга делает упор на продвижении корпоративного бренда - присутствии фирменного наименования компании или ее товарного знака в названиях ее товарных знаков. Такая концепция повышает доверие потребителей к предлагаемому товару уже на этапе его выхода на рынок. Сущность данной концепции заключается в единении и централизации усилий компании и ее брендов.[14]
Упоминавшийся выше зонтичный бренд, предполагающий использование для всех товаров единый бренд, часто совпадающий с корпоративным, дал начало зонтичному брендингу. Данный подход позволяет сформировать положительный имидж корпоративного бренда и бренда и отличительные свойства самого товара. Зонтичный брендинг характерен для крупных компаний, которые изначально занимались каким - то одним видом бизнеса, а потом посредством реорганизации вошли в новые отрасли. Образовательные учреждения высшего образования часто используют этот прием, создавая под своим брендом колледжи и даже учреждения общего среднего образования.[15]
Зонтичный брендинг не исключает раздельное продвижение суббрендов, позволяя избежать многих проблем, связанных с несовместимостью различных товаров под одной торговой маркой. Имя основного бренда используется в суббрендах товаров более низкого ценового диапазона. Но суббренд должен дистанцироваться от основного бренда, чтобы ассоциации с низким качеством товара не перешли на основной бренд. Для этого компании используют в брендах таких товаров слова Value (недорогой), Professional (профессиональный), Thrifty (бережливый).
Основное же правило зонтичного брендинга гласит: «Товарные группы должны быть смежными, а целевые группы потребителей - едины». При реализация зонтичного брендинга используется стратегия line extention - выпуск под одной торговой маркой различных видов товаров.
В компании ООО «Монолит» ведётся постоянный контроль над состоянием металлоформ, оборудования и технологической оснастки, наши заводы ЖБИ используют только лучшие инертные материалы, что позволяет выполнять заказы любой сложности по производству железобетонных изделий в превосходном качестве и в срок.
Исходными данными для расчетов потребности в материальных ресурсах служит предполагаемый объем продаж (или выпуска продукции), а также нормативная база потребностей в материальных ресурсах (нормы расхода материалов, энергоносителей, действующие цены и тарифы).
Расчет потребности в материальных ресурсах включает расчеты затрат по основным материалам на одно изделие и потребности в материальных ресурсах на годовой выпуск.
На предприятии используются различные виды сырья, переработка которых дает неодинаковый объем спирта на выходе.
Для производства спирта используется пшеница с крахмалистостью 52%, влажностью 14,5%, содержание примесей 3%.
Прежде чем проводить расчет потребности в материальных ресурсах, необходимо рассмотреть нормы материальных затрат на производство единицы продукции.
Прямые материальные затраты на производство 1 дал спирта «Экстра» составляет 465,81 руб., а на производство 1 дал спирта «Люкс» — 489,67 руб., что на 5,12% больше.
Мощность завода ООО «Монолит» составляет 200 тыс. дал изделий в год. Ассортимент выпускаемой продукции:
1) Водки — доля в общем ассортименте составляет 65%: 35% на спирте «Экстра» и 30% на спирте «Люкс». Таким образом, годовая потребность в материальных ресурсах на производство водки составит:
— на спирте «Экстра»: 0,35*200000*465,81 = 32606700 руб.
— на спирте «Люкс»: 0,3*200000*489,67 = 29380200 руб.
2) Ликероводочная продукция — доля в общем ассортименте составляет 35%: 17% на спирте «Экстра» и 18% на спирте «Люкс». Таким образом, годовая потребность в материальных ресурсах на производство ликероводочной продукции составит:
— на спирте «Экстра»: 0,17*200000*465,81 = 15837540 руб.
— на спирте «Люкс»: 0,18*200000*489,67 = 16769160 руб.
2.2 Анализ себестоимости продукции ООО «Монолит»
Динамика себестоимости продукции в краткосрочном периоде определяется, как правило, использованием резервов субъективного характера, зависящих от усилий персонала. Основные резервы или источники снижения себестоимости продукции выявляются процессе более эффективного использования средств труда, предметов труда и рабочей силы.
Затраты предприятия на производство и реализацию продукции многообразны. Они насчитывают тысячи наименований, различаются по месту, времени, назначению и экономическому содержанию. Поэтому необходимо по каждому объекту исследования проводить детальную классификацию и различную группировку для выявления резервов и путей снижения себестоимости с целью повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия. В состав фактических производственных затрат включена стоимость спирта, переданного в виде водно-спиртовых растворов. Такой подход является дискуссионным, так как не позволяет достоверно определить объем выпущенного спирта и суммы производственных затрат, связанных с производством спирта из зерна. Кроме того, из общей суммы производственных затрат не исключены затраты, связанные с получением эфироальдегидной фракции, сивушных масел и барды, а также сверхнормативные потери сырья в производстве.
В результате необоснованно завышается сумма производственных затрат на основной продукт (спирт). Другой недостаток заключается в том, что коэффициенты распределения затрат по сортам спирта не увязаны с технологическими особенностями их производства, вследствие чего не способствуют достоверному исчислению себестоимости одного декалитра спирта.
Информация о затратах и себестоимости продукции не отличается оперативностью и полезностью. Кроме того, она не информативна, и поступает к руководителям подразделений лишь после окончания отчетного периода, вследствие чего не способствует принятию оптимальных решений по управлению затратами.
Следовательно, применяемый на предприятиях отрасли подход к систематизации затрат и калькулированию себестоимости продукции не соответствует современным задачам и потребностям управленческого учета, не способствует выявлению внутренних резервов и поэтому нуждается в совершенствовании.
Для приведения учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в соответствие с технологическими особенностями производства спирта и ликероводочной продукции, а также с целью повышения эффективности управления затратами предлагается следующее:
1. Группировку затрат необходимо осуществлять не только по статьям, но и по центрам ответственности. Для исследуемых предприятий центрами ответственности являются обособленные структурные подразделения, в которых имеется возможность организовать нормирование, планирование и текущий учет понесенных затрат с целью контроля и минимизации их величины. Руководители этих подразделений должны быть наделены соответствующими полномочиями и нести ответственность за величину и экономическую обоснованность затрат, на которые они могут оказать влияние. Такими центрами ответственности могут стать спиртоцех, цех производства водки, электроцех, котельная и др. Данные центры ответственности совпадают с местами возникновения затрат.
2. Систематизацию и накапливание данных о затратах целесообразно осуществлять с помощью попроцессного метода. Данный метод учета затрат наиболее оправдан для предприятий, где производство носит массовый характер, выпускаются большие партии одинаковых видов продукции, объем незавершенного производства в течение года является относительно стабильным, показатели трудоемкости и материалоемкости для разных видов продукции (сортов спирта, наименований ликероводочной продукции) примерно одинаковы, себестоимость единицы продукции определяется делением суммы затрат за учетный период на количество выпущенной продукции. Данные условия полностью присущи исследуемым предприятиям. Кроме того, на предприятиях данной отрасли можно использовать и метод «standard cost», чему способствуют следующие предпосылки: подразделения производят только один вид продукции (спирт) или несколько видов однородной продукции (водка разных наименований), производственный процесс состоит из ряда повторяющихся операций, количество необходимых ресурсов для производства единицы продукции поддается нормированию и контролю, выход готовой продукции определяется с высокой степенью точности, существует четко выраженная зависимость между потребленными ресурсами и выходом продукции.
Таким образом, предлагаемый подход к учету затрат и калькулированию себестоимости продукции это стандартный «absorption costing» на основе попроцессного метода. Для применения этого метода на предприятиях по производству спирта и ликероводочной продукции необходимо выполнить следующие требования:
— разработать нормы прямых затрат и нормативы косвенных производственных затрат на единицу продукции;
— составить гибкие сметы на основе разработанных норм и нормативов затрат по центрам ответственности;
— организовать оперативный учет, контроль и анализ отклонений от норм по статьям и видам затрат с определением причин и лиц, ответственных за эти отклонения;
— исчислять фактическую себестоимость продукции на основе предварительно рассчитанных норм затрат;
— отражать информацию о затратах и себестоимости продукции на счетах бухгалтерского учета.
3. Результаты функционирования каждого центра ответственности должны быть отражены в системе счетов посредством двойной записи. Для облегчения локализации и группировки данных о затратах и выходе продукции каждому центру ответственности необходимо присвоить код.
4. Поскольку совокупные косвенные производственные затраты подразделений основной деятельности состоят из косвенных затрат, обусловленных работой этих подразделений, и косвенных затрат, списанных при закрытии аналитических счетов вспомогательных цехов, то для увязки величины понесенных затрат со сферой ответственности руководителей спиртоцеха или водочного производства, предлагается открыть к счету «Косвенные производственные затраты» дополнительный субсчет «Косвенные производственные затраты, не контролируемые центром ответственности».
5. Для обеспечения руководителей всех уровней управления оперативной и качественной информацией для принятия обоснованных решений предлагается ввести следующие регистры:
— Смета прямых производственных затрат на планируемый выпуск продукции;
— Сводная ведомость учета затрат по технологическим потерям сырья;
— Ведомость учета и анализа отклонений материальных затрат по сырью, основным и вспомогательным материалам, энергоресурсам;
— Смета косвенных производственных затрат;
— Ведомость распределения косвенных затрат вспомогательных производств;
— Ведомость учета и контроля косвенных производственных затрат;
— Ведомость учета и анализа отклонений от норм косвенных производственных затрат.
6. Так как на исследуемых предприятиях обработка информации компьютеризирована только в части финансового учета, предлагается создать единый автоматизированный банк данных как для финансового, так и для управленческого учета. Ввиду того, что структурные подразделения размещены компактно, для целей автоматизации управления затратами рационально использовать локальные сети. Это позволит распределить технические средства и информацию по уровням управления, пользоваться единым программным обеспечением, организовать обмен информацией и результатами расчетов между подразделениями, обеспечить возможность одновременной работы нескольких пользователей с имеющимися базами данных и т. д.
Предложенный подход к организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции обеспечит разграничение затрат по центрам ответственности, более достоверное исчисление себестоимости продукции и повышение оперативности информации для принятия управленческих решений.
Применение метода «standard cost» не регламентируется централизованно, поэтому нет единого порядка определения норм и нормативов, а также ведения учетных регистров.
На практике каждое предприятие разрабатывает свою нормативную базу, исходя из потребностей текущего контроля, анализа и управления. Поэтому для внедрения этого метода на предприятиях, выпускающих спирт и ликероводочную продукцию, необходимо выполнить ряд подготовительных работ, а именно:
— рассчитать нормы расхода материальных и трудовых ресурсов на один декалитр продукции;
— определить нормативные (стандартные) цены и на их основе стандартные затраты;
— установить учетный период для оперативного контроля прямых затрат;
— составить сметы затрат на производство каждого сорта спирта и наименования ликероводочной продукции;
— выделить счета аналитического учета;
— составить классификатор причин отклонений и лиц, ответственных за их возникновение;
— разработать формы внутрипроизводственной управленческой отчетности.
При использовании метода «standard cost» отражение материальных и трудовых затрат основного производства должно осуществляться по сметным величинам, скорректированным на фактический выпуск продукции. При этом отклонения фактических затрат от сметных фиксируются с помощью бухгалтерских записей посредством дебетования или кредитования счетов, предназначенных для учета отклонений.
Неблагоприятные отклонения образуют дебетовое сальдо, поскольку они представляют собой дополнительные затраты, превышающие сметные. И наоборот, благоприятные отклонения образуют кредитовое сальдо.
Оперативный контроль использования всех видов материальных ресурсов в цехе производства водки предлагается осуществлять в традиционных регистрах с выделением в них дополнительной графы «Итого по производственному циклу». Сведения о потребленных ресурсах следует отражать как в натуральном, так и в стоимостном выражении, что позволит проводить углубленный анализ с выявлением доли влияния каждого фактора.
Проблема улучшения порядка распределения косвенных производственных затрат по центрам ответственности и видам выпускаемой продукции, а также их учета и анализа в настоящее время является актуальной. При решении данной проблемы в рамках предложенного метода «standard cost» и двухступенчатого традиционного способа их распределения целесообразно выделить следующие основные этапы: