Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Формы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика правового регулирования предпринимательской деятельности
1.1 Исторический аспект правовое регулирование предпринимательства в России
1.2 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.3 Формы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2 Практические аспекты государственного регулирования предпринимательства
2.1 Институты государственного регулирования предпринимательства в России
2.2 Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности
В инфраструктуру поддержки деятельности предпринимательства органично включены следующие организации:
- Фонды содействия развитию предпринимательства
- Бизнес-инкубаторы, технопарки и пр.
- Государственные и частные информационные центры
- Фонды микрокредитования
- Сеть кредитных организаций
- Страховые компании
- Консалтинговые компании
- Юридические консультации
- Третейские суды.
- Кадровые агентства
- ВУЗы, СУЗы и другие образовательные учреждения
- Торгово-промышленные палаты.
Итак, мы можем констатировать, что в России в настоящее время имеется развитая институциональная система, регулирующая и поддерживающая субъекты предпринимательства. Базу этой системы составляют государственные институты - Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственной Думы в совокупности с профильными комитетами. Большое значение имеет реализация мер Минэкономразвития России по государственной поддержке предпринимательства, предусматривающая их эффективные принципы и механизмы в Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период 2020 г., утверждённой 19 февраля 2015 г.
Кроме инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемой государственными институтами, существует рыночная инфраструктура поддержки предпринимательства, которая формируется и действует на основе рыночных отношений. Организации рыночной инфраструктуры, также предоставляя предпринимателям услуги, естественным образом вплетаются в предпринимательскую среду и сами осуществляют предпринимательскую деятельность.
2.2 Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности
Рассмотрим особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Особенности государственного регулирования туристской деятельности.
В федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 № 644, отмечается важное место туризма в решении проблем социальной направленности, так как именно туристская индустрия обеспечивает создание рабочих мест, повышая тем самым занятость и рост благосостояния населения страны.
Основные направления государственной политики в области туристской индустрии были определены в ряде документов, принятых в последние годы, например в Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, постановлении Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 «О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», где подчеркивается необходимость дальнейшего развития инфраструктуры отдыха и туризма, совершенствования нормативной правовой базы для его развития. В 2008 г. была разработана и утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденная приказом Ростуризма от 06.05.2008 № 51.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется посредством выделения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; принятия нормативных правовых актов в сфере туристской деятельности; разработки и в последующем реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма; стандартизации и классификации объектов туристской индустрии; обеспечения информирования в сфере туризма; формирования благоприятных условий для развития туристской индустрии благодаря, например, созданию специальных экономических условий, которые смогут стимулировать развитие туристской отрасли, а также устранить административные препятствия, затрудняющие развитие туристской отрасли; оказания государственных услуг в сфере туризма. Так, утвержден и реализуется Административный регламент по предоставлению Ростуризмом государственной услуги по формированию и ведению Единого федерального реестра туроператоров (приказ Минспорттуризма России от 26.09.2011 № 1117).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Мин- культуры России должно выполнять функции по координации деятельности, направленной на реализацию приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, что стало причиной принятия федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» и подпрограмма «Туризм».
Государственный контроль за осуществлением туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти — Федеральное агентство по туризму.
Особенности государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р утверждена Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г., предусматривающая в том числе сокращение уровня потребления алкогольной продукции; создание эффективной системы профилактики алкоголизма; формирование здорового образа жизни; легализацию и повышение эффективности регулирования рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции; противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.
Достичь этих целей предполагается за счет реализации законодательных мер, в число которых входят введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции, ограничение ее рекламы, внедрение политики ценообразования, предполагающей зависимость розничной цены алкогольной продукции от содержания этилового спирта в напитке.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и включает лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Росалкогольрегулирование осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере рекламы.
Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим правила создания и размещения рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), а Положение о государственном надзоре в области рекламы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 № 1346, устанавливает порядок осуществления государственного надзора в области рекламы.
Задачи государственного надзора состоят в выявлении, предупреждении и пресечении нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями, а также их руководителями, иными должностными лицами и их уполномоченными представителями требований, установленных
Законом о рекламе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России — это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы. Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержден приказом ФАС России от 04.06.2012 № 360.
ФАС России возбуждает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе как по собственной инициативе, так и по представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также заявлениям физических или юридических лиц. Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержден приказом ФАС России от 23.12. 2012 № 711/12.
В функции ФАС России по осуществлению государственного контроля в сфере рекламы входят:
- проведение плановых и внеплановых проверок субъектов рекламной деятельности на предмет соблюдения ими требований к осуществлению деятельности в сфере рекламы;
- возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о рекламе;
- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- обращение в арбитражный суд с исковыми заявлениями и заявлениями, перечисленными в Законе о рекламе.
ФАС России осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Кроме того, проводит плановые и внеплановые проверки субъектов рекламной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
ФАС России в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания.
Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- Существуют следующие задачи государственного регулирования предпринимательства:
- защита окружающей среды;
- сглаживание экономического цикла;
- поддержание нормального уровня занятости населения;
- охрана жизни и здоровья граждан;
- обеспечение конкуренции на рынке;
- содействие и развитие малого бизнеса;
- меры по защите прав предпринимателей.
- В целях создания нормальных условий для предпринимательской деятельности государство должно проводить соответствующую политику, опирающуюся главным образом на экономические косвенные методы, и только в отдельных случаях применять прямые (административные) рычаги. При этом могут быть использованы следующие формы и средства государственного регулирования: фискальная политика; кредитно-денежная политика; инвестиционная политика; создание свободных экономических зон; прогнозирование, индикативное планирование; научно-техническая политика; амортизационная политика; создание системы государственных заказов и закупок; лицензирование; ценообразование; регулирование внешнеэкономической деятельности.
- Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности имеет следующие признаки:
Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это деятельность государства, имеющая свои субъекты и объекты деятельности.