Файл: Нотариат В РФ (Стадии развития нотариата и его роль в гражданском праве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Свод законов Российской империи, составленный в годы императорства Николая I, закрепил положения, по которому «крепостной порядок» регистрации актов определялся обязательным только для сделок об отчуждении недвижимой собственности и крепостных крестьян. Акты, касающихся иных вопросов, могли быть засвидетельствованы публичными нотариусами или биржевыми нотариусами и маклерами.

В целом, характеризуя второй этап в истории становления и развития российского нотариата, следует отметить, что в период с 1649 по 1866 годы происходит бессистемное формирование ранних нотариальных учреждений, создававшихся с целью регулирования различных правоотношений и осуществлявших свою деятельность под фактическим контролем государства[12]. 14 апреля 1866 года императором Александром II было утверждено Временное положение о нотариальной части (далее – Положение)[13]. Этот документ положил начало новому периоду в истории становления нотариата в России, характеризующемуся наличием унифицированного акта и введением нотариальных учреждений.

Нормами положения закреплялся особый статус нотариусов: утвержденные в должности нотариусы (в столицах, губернских и уездных городах, а в случае необходимости – и в уездах) являлись государственными служащими с присваиваемым им восьмым чином по должности. Однако признание в Положении нотариусов в качестве так называемых «свободных профессионалов», осуществляющих свою деятельность на коммерческой основе, лишало их права на получение жалованья и пенсий от государства. Статьей 65 Положения четко определялись полномочия нотариусов: совершение актов; выдача выписок из актовых книг и копий актов; удостоверение актов, протестов и пр.; принятие на хранение документов от частных лиц. Нотариусам предоставлялось право совершать любые акты, за исключением «актов состояния, служебных и межевых, а также свидетельствовать документы»[14].

Нотариус выполнял свои обязанности только в пределах одного нотариального округа, удостоверяя нотариальные документы печатью с изображением губернского герба (что означало удостоверение не от имени государства в целом, а той губернии, где нотариус осуществлял деятельность). Принятым 14 апреля 1866 года документом предусматривались должности нотариусов и старших нотариусов, в правовом статусе которых имелись существенные различия.

Старшие нотариусы состояли на государственной службе и могли иметь помощников, по статусу приравненных к секретарям окружных судов. Существование приведенной нотариальной иерархии предполагало разделение компетенции. Так, «крепостная часть» (то есть право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество) ограничивала область ведения старших нотариусов, остальные же нотариальные действия предписывалось совершать младшими нотариусами[15].


Кроме организационных вопросов деятельности нотариусов в Российской империи, Положением устанавливались и правила нотариальных удостоверений: обязательное присутствие двух свидетелей при совершении нотариальных действий и трех свидетелей – при составлении купчих на недвижимое имущество. В дореволюционной России институт нотариусов, помимо указанных выше категорий, включал особую группу нотариусов, деятельность которых регулировалась Торговым уставом, – биржевых[16]. Обязанностью последних было удостоверение и совершение актов, заключаемых с участием иностранных подданных; опротестование заемных писем и векселей; перевод текстов верительных писем и других документов, созданных на иностранном языке или с частичным использованием такового; регистрация жалоб, подаваемых шкиперами на пребывающих в России иностранных купцов; хранение вверенных денег.

Личная печать биржевого нотариуса содержала обязательное указание места работы (например, Санкт-Петербургская. Московская, Одесская, Архангельская биржи и др.), а также имя нотариуса на трех языках: английском, немецком и французском[17]. Временное положение о нотариальной части 1866 года в эволюции российского нотариата играет особую роль как документ, закрепляющий основы функционирования единого универсального института нотариата. Однако введение в действие норм Положения не решило всех проблем, связанных с организацией публичной деятельности независимых нотариусов. В связи с этим видный цивилист начала ХХ века профессор В.И. Синайский отмечал «ненадлежащее устройство нотариата»: отсутствие корпоративных начал, жесткий контроль суда над нотариусами, необоснованная иерархия старших и младших нотариусов, приоритет «специального знания» над необходимым общим правовым образованием[18].

Октябрьская революция 1917 года и связанные с ней коренные преобразования в государстве фактически завершили третий этап в истории становления российского нотариата и положили начало четвертому. 24 ноября 1917 года был принят Декрет № 1 о суде, который упразднил существовавшие в стране государственные органы власти, в том числе суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры как составной части этой[19]. Несколько позднее, 23 марта 1918 года, вышел специальный документ, посвященный вопросу упразднения нотариата. Постановление Совета Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии в связи с потерей актуальности выполнения ранее предписанных функций нотариата официально ликвидировало этот институт. В Советском государстве нотариат практически создавался заново. Постановлением ЦИК СССР от 14 мая 1926 года «Об общих принципах организации государственного нотариата» [20]он вводился в подчинение судебных органов союзных республик.


Кампания «упрощения и улучшения» деятельности органов юстиции, начавшаяся в 1920-е годы, привела к сокращению сферы деятельности нотариата: в связи с общим сокращением гражданского оборота был отменен ряд нотариальных удостоверений. Итогом кампании стало резкое сокращение числа нотариальных контор в стране: по состоянию на 1 января 1924 года их было 414, в 1937 году в СССР оставалось всего лишь 122 конторы[21]. В 30-е годы ХХ века в СССР была предпринята попытка изменить организационные основы деятельности нотариусов с целью повышения уровня эффективности руководства ими. Постановление Президиума Верховного Суда РСФСР от 08 июля 1936 года возложило оперативное руководство нотариатом на председателя Гражданской коллегии ВС РСФСР.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1936 года из ведения рай/горсоветов изымались все нотариальные действия и передавались нотариальным конторам и нотариальным столам при народных судах, причем аналогичные положения были приняты в других союзных республиках. Нотариат в советский период истории России представлял собой часть государственного аппарата, которому отводилась техническая функция свидетельствования документов, связанных с гражданским оборотом и гражданско-правовыми отношениями.

Процесс «вымирания» нотариата в этот период представлял собой закономерный процесс, в основе которого было отсутствие частной собственности граждан СССР и, как следствие, снижение гражданского оборота. Современный этап эволюции российского нотариата начался в 1993 году в связи с радикальными изменениями, произошедшими в политической и экономической сферах постсоветского общества. Развитие рыночных отношений в России в начале 90-х годов ХХ века предопределило реформирование института нотариата. Законодательной базой реформы стали принятые в 1993 году Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Названный документ установил современную систему организации нотариата: деятельность региональных нотариальных палат в субъектах Российской Федерации, а также Федеральную нотариальную палату. С конца ХХ века наблюдается постепенная интеграция российского нотариата в мировое нотариальное сообщество. Федеральная нотариальная палата Российской Федерации была принята в качестве полноправного члена в Международный союз латинского нотариата (The International Union of Notaries), включающий нотариальные палаты семидесяти трех стран мира со всех пяти континентов.


1.2. Место и роль нотариата в реализации прав субъектов гражданско-правовых отношений

Деятельность института российского нотариата носит предупредительно-профилактический характер, поскольку он призван выполнять функции, направленные на юридическое закрепление прав субъектов гражданско-правовых отношений и предупреждение их возможного нарушения, в отличие от суда, предметом деятельности которого является рассмотрение уже возникших споров. Характеризуя институт нотариата в этом качестве, несомненно, необходимо проанализировать, какова же востребованность нотариата в обществе, насколько полно выполняется им функция защиты прав и законных интересов субъектов гражданско-правовых отношений, и главное, какова роль нотариата в реализации норм права, особенно гражданского права.

К сожалению, необходимо признать, что бытовая правовая культура отношения россиян к нотариату в целом всё ещё сохраняет элементы советского правосознания, предписывающего нотариату исключительно правоохранительную и контролирующую функции, в то время как современные принципы организации и деятельности нотариата в большей мере предписывают нотариату осуществление функции защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов иных субъектов гражданско-правовых отношений, особенно в сфере гражданского оборота.

В соответствии с Резолюцией Европейского Парламента по вопросу о ситуации вокруг нотариата и его организации (принята 18.01.1994 г.) деятельность нотариата характеризуется передачей государством своих властных полномочий с целью организации публичного института для заключения договоров, обеспечения их подлинности и законности, обязательной и доказательственной силы, а также предполагает превентивную и беспристрастную помощь, представляемую сторонам с целью разгрузить судебные инстанции. Несмотря на то, что история еще с древнеримских времен дает нам представление о нотариата как о консервативном институте, современный нотариат (в том числе и российский) вобрал в себя самое лучшее из всех правовых нововведений за всю историю человечества и представляет собой один из передовых и современных правовых институтов.

Что же касается места нотариата в механизме реализации норм гражданского права, то, по мнению автора данной публикации, оно определяется функциями оптимизации и силовой поддержки этого механизма, а также задачей восстановления этого механизма. Нотариально релевантной является реализация правовых норм путем их соблюдения, исполнения, использования и применения.


Общеизвестно, что в зависимости от типа реализуемой юридической нормы различают реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; реализацию в конкретных правоотношениях конкретных тех или иных правовых норм. С содержательной стороны реализация зависит от специфики содержания реализуемой нормы.

Соблюдением, представляющим собой пассивную форму реализации права, суть который заключается в воздержании от совершения определенных действий, реализуются правовые запреты (так, например, нотариусу запрещено совершать нотариальные действия на свое имя, от своего имени, на имя и от имени своего супруга, его и своих близких родственников). Исполнение, в отличие от соблюдения, предполагает активные действия, связанные с реализацией предписаний императивного характера, т.е. уполномочивающих и обязывающих. Следует отметить, что исполнение – это типичная форма реализации права для нотариусов (удостоверение сделок, выдача различных свидетельств, обеспечение доказательств, протест векселей и др.).

Использование, представляющее собой форму реализации, адресующуюся к правонаделяющим нормам и допускающую как возможность выбора вариантов поведения, так и широкого усмотрения в реализации избранного варианта. Оно является не типичной формой реализации права для нотариусов, относится к видам деятельности, носящей вспомогательный характер, хотя исключить его из механизма нотариальной правореализации невозможно (например, частнопрактикующий нотариус по своему усмотрению распоряжается полученным доходом, нанимает и увольняет работников и т.д.).

Что касается правоприменения, то в структуре правоприменительного механизма институт нотариата призван к публичному удостоверению юридических фактов и обеспечению содействия адресатам частноправовых норм в осуществлении их предписаний, а в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, на нотариуса возлагается задача властного контроля такой деятельности. Нет сомнения, что в механизме правового регулирования нотариат можно отнести к числу звеньев, реализующих функции текущего публичного контроля действий субъектов гражданскоправовых отношений (например, путем проверки законности совершаемых нотариальных действий, соответствия документов, на основании которых совершаются нотариальные действия, действующему законодательству и т.п.).