Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (Анализ и оценка барьеров входа на рынок).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
Введение
На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа различаются. Сложность, а иногда даже невозможность входа в определенный рынок или проникновения в определенную отрасль зависит от соответствующих барьеров. Их наличие оказывает существенное воздействие на уровень концентрации и конкурентную ситуацию в отрасли (на рынке). Это делает рыночные барьеры одой из важных проблем исследования в экономике отраслевых рынков.
Именно поэтому мною была выбрана тема курсовой работы «Анализ и оценка барьеров входа на рынок».
Целью данной работы является исследование барьеров входа на отраслевых рынках. Цель определила задачи работы:
- Исследование отраслевого рынка
- Анализ и оценка барьеров входа на рынок
- Анализ и оценка барьеров входа на российский рынок соков
Для решения поставленных задач была использована литература, указанная в Библиографии, а также информация из Интернета.
Глава 1. Анализ и оценка барьеров входа на рынок
Исследование отраслевого рынка
Теория отраслевых рынков представляет собой одно из наиболее молодых и динамично развивающихся направлений экономической науки
Объектом исследования теории выступает реальный механизм, который приводит производство в соответствие с рыночным спросом на товары и услуги.
Рассмотрим базовые понятия.
Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции [1, с.14].
Отрасль - это совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии [1, с.15].
Один из важных вопросов в теории отраслевых рынков – вопрос о соотношении отраслевого рынка и отрасли. Различия между рынком и отраслью основываются на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий. Другими словами, рынок представляет собой явление, анализируемое с точки зрения спроса, а отрасль - с позиции предложения товаров и услуг на рынке.
Отраслевой рынок - это совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов и конкурирующих друг с другом за реализацию своей продукции на рынке. Другими словами, отраслевой рынок, по сути, является синтетическим понятием, объединяющим понятие рынка и отрасли [1, с.15].
В исследовании отраслевого рынка можно выделить следующие этапы:
- Общая характеристика
- Оценка концентрации
- Оценка конкуренции
- Итоговая оценка
Рассмотрим эти этапы кратко
Для составления общей характеристики рынка надо определить его субъекты и границы.
Теория отраслевых рынков исследует преимущественно товарные рынки, на которых в качестве субъектов присутствуют институты бизнеса, государства и домохозяйства. Домохозяйства на рынке товаров выступают в роли покупателей, фирмы в роли продавцов, а государство играет на товарном рынке двоякую роль: потребителя и поставщика. В определенных случаях, когда в обществе зреет осознание того, что отдельные рынки товаров утрачивают свою состоятельность, в качестве одной из реакций государства может стать либо создание на этом рынке государственной фирмы (так зарождается государственный сектор в экономике), либо осуществление государственного вмешательства в деятельность фирм, действующих на несостоятельном рынке.
Для изучения отраслевого рынка важно определить его границы [1, с.16]. На первый взгляд, это сделать нетрудно, но на практике достаточно сложно. Определение границ отраслевого рынка непосредственно связано с целью исследования.
Определение продуктовых границ товарного рынка - это процедура выявления товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров. Взаимозаменяемые товары определяются путём экспертной оценки [1, с.18]. Формулирование подхода к определению границ отраслевого рынка является одним из сложнейших вопросов. Наиболее распространенным является подход, согласно которому в границы отраслевого рынка включаются однородный товар и его заменители до того момента, пока не будет наблюдаться резкий разрыв в цепи товаров-субститутов. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, то можно говорить о, своего рода, разрыве, а значит, и о границе рынка. Следует иметь в виду, что, задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, можно получать разные представления о масштабах одного и того же отраслевого рынка.
После выявления продуктовых границ рынка и установления состава продавцов и покупателей следует оценить географические границы рынка. Определение географических границ товарного рынка - это определение границ территории, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товар, но не могут сделать этого за её пределами [1, с.18].
После выявления границ отраслевого рынка можно определить круг фирм, производящих для него товары, и оценить степень концентрации на рынке продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) [1, с.22].
Оценка концентрации
Малое число фирм на рынке, а значит, и их малая плотность, - показатель высокого уровня концентрации продавцов. Если плотность равна единице, эта ситуация соответствует монопольному рынку. При заданном числе фирм на рынке, чем больше они отличаются друг от друга по объему реализации товара, тем выше уровень концентрации продавцов на рынке.
Аналогичные зависимости имеют место и при оценке концентрации на рынке покупателей: чем меньше покупателей на рынке, тем выше уровень их концентрации. В случае плотности покупателей равной единице, говорят о монопсоническом рынке. В случае заданного числа покупателей, их концентрация на рынке тем выше, чем больше они отличаются по объему спроса [1, с.30].
Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует.
Выделяют четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка [1, с.31]:
доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
В результате концентрации фирмы получают власть на рынке. Власть фирмы на рынке определяется степенью влияния фирмы на цену. Результатом же проявления рыночной власти фирмы является величина получаемой фирмой прибыли. Степень рыночной власти зависит от трех факторов [1, с.31]:
- эластичности спроса;
- концентрации рынка;
- режима сговора.
На практике используются различные показатели, позволяющие измерять степень концентрации производителей и покупателей на отраслевом рынке. Среди них индекс концентрации (CRk), индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI), индекс Джини, индекс Тобина, индекс энтропии и др. [1, с.31]
Очевидно, что наличие рыночной власти фирм позволяет фирме более широко использовать внутренние ресурсы, в том числе для приобретения других фирм или их частей. В настоящее время на рынке объектами купли-продажи являются не только ресурсы, товары и услуги, но и фирмы. Следовательно, на таком рынке происходят слияния и поглощения фирм.
Оценка конкуренции
Структура рынка - это его наиболее существенные черты: количество фирм в отрасли и их размеры, количество покупателей, тип производимой продукции (стандартизованная/дифференцированная), тип конкуренции (ценовая/неценовая), легкость входа на рынок и выхода из него, объем и доступность информации относительно факторов спроса и предложения [1, с.22].
Структура рынка определяет поведение фирм, которое в свою очередь обусловливает эффективность отрасли и фирмы. В предпринимательском секторе не встретишь двух одинаковых отраслей, но по структуре все отрасли можно разделить на 4 модели: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии. Эти 4 модели рынка различаются
- Числом фирм в отрасли
- Видом продукции (однородная/неоднородная)
- Входными барьерами
В условиях чистой конкуренции в отрасли находится очень большое число фирм, производящих стандартизованную продукцию. Новые фирмы могут легко войти в отрасль [4, с.69].
В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом, проникновение в отрасль других фирм заблокировано, дифференциация продукции отсутствует [4, с.70].
В условиях монополистической конкуренции в отрасли находится большое число фирм, производящих разные продукты. Новые фирмы могут войти в отрасль довольно просто [4, с.70]
В условиях олигополии в отрасли находится несколько фирм, продукция выпускается как однородная, так и многообразная. Ограниченное число фирм на олигополистическом рынке обусловлено наличием серьезных барьеров, препятствующих вхождению в отрасль новых фирм [4, с.70].
Приз- наки |
Модели рынка |
|||
Чистая конкуренция |
монополистическая конкуренция |
олигополия |
монополия |
|
Число фирм |
Очень много |
много |
несколько |
одна |
Тип продукта |
стандартизованный |
дифференцированный |
Стандартизованный или дифференцированный |
уникальный |
Контроль над ценой |
отсутствует |
Возможен в узких рамках |
Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре |
значительный |
Входные барьеры |
Практически отсутствуют |
невысокие |
высокие |
Вход блокирован |
Неценовая конкуренция |
отсутствует |
Значительный упор на рекламу, тов.знаки, тов.марки и т.д. |
Очень распространена, особенно при дифференциации продукта |
Реклама и отношения с общественностью |
примеры |
с\х |
Розничная торговля, производство одежды, обуви |
Производство стали, автомобилей. Бытовой тезники |
Местные предприятия коммун.х-ва |
Результативность функционирования отраслевых рынков в значительной мере определяется сложившейся структурой рынка и особенностями поведения на нем продавцов и покупателей, которое зависит от уровня концентрации производителей на рынке, степени дифференциации продукта и уровня барьеров.
Наличие барьеров входа-выхода в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, что и обусловливает рыночную власть этих фирм [1, с.25].
Отраслевые рынки бывают открытые и замкнутые. Первые предполагают свободный вход на рынок новых фирм. Если же вход регулируется определенными механизмами, то говорят о замкнутости, или закрытости, рынка, а иногда о наличии барьеров входа на рынок.
Важнейшими характеристиками структуры рынка являются барьеры входа на рынок и выхода с рынка. Барьеры входа на рынок - это объективные или субъективные факторы, из-за которых новым фирмам трудно, или невозможно, начать свое дело в выбранной отрасли [1, с.25].
Виды барьеров входа на рынок
Барьеры входа на рынок подразделяют на две группы: стратегические и нестратегические барьеры.
Стратегические барьеры создаются и убираются в результате сознательной деятельности самих фирм, препятствующих проникновению новых фирм в отрасль. Стратегические барьеры способны формировать лишь доминирующие фирмы, т.е. фирмы, обладающие рыночной властью [1, с.25].
Барьеры входа подразделяются на два вида: связанные с ценовыми и неценовыми стратегиями поведения фирм.
Выделяют следующие основные стратегические барьеры [1, с.26]:
лимитирующее ценообразование. Ценообразование, ограничивающее вход на рынок, может основываться на абсолютных или относительных преимуществах в издержках. Старые фирмы отрасли, зная отраслевой спрос и предложение и обладая абсолютными преимуществами в издержках, могут назначить цену ниже средних издержек новой фирмы, но выше собственных средних издержек. Для эффективности лимитирующего ценообразования старые фирмы должны точно оценить ситуацию на рынке, потому что они вынуждены выбирать между краткосрочной прибылью и угрозой входа в отрасль новой фирмы. В противном случае они либо потеряют какую-то часть прибыли, либо не смогут предотвратить вход новой фирмы. Данная модель ценообразования предполагает объем выпуска старых фирм неизменным. Лимитирующее ценообразование неэффективно в условиях быстро меняющейся среды, которая не дает возможности старым фирмам адекватно оценить уровень цены;