Файл: Разработка конкурентной стратегии предприятия на примере микрофинансовой организации "Вайнемёнен Полярный".pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
Внутренняя среда оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Выделенные внешние факторы в совокупности с внутренними факторами оказывают решающие воздействие на функционирование организации и успешность реализации его продукции. Менеджер компании обязан уметь грамотно анализировать все эти факторы в целом, не упуская ни один из своего поля зрения, принимая при этом эффективные решения для стабильного развития организации и успешной реализации его продукции.
1.2. Методы и показатели оценки конкурентоспособности
В современном мире нет конкретных единых методов и показателей оценки конкурентоспособности.
Целью оценки кредитоспособности является возможность определить сильные и слабые стороны организации, имея в виду внутренние ресурсы и развитие рынка. Каждое предприятие многообразно по количеству, качеству и типу характеристик своих реализуемых товаров или предоставляемых услуг.
Однако, на сегодняшний день разработано несколько методик. Оценка конкурентоспособности происходит так же в несколько этапов, которые включают в себя разработку метода, с помощью которого и будет проводиться оценка.
Так же и множество авторов предлагают свои различные подходы и методы. Наиболее распространены матричные методы оценки конкурентоспособности, например: матрица М. Портера, БКГ — анализ и модели Shell/DPL (привлекательность отрасли/конкурентоспособность), GE/McKinsey (привлекательность рынка/конкурентоспособность), ADL/LC (стадия жизненного цикла продукции/конкурентная позиция) и т.п.. Краткая характеристика перечисленных моделей приведена в Таблице 2.
Таблица 2 Характеристика матричных методов оценки конкурентоспособности организации
Метод/модель |
Характеристика |
Матрица М.Портера |
Модель рыночного анализа стратегических возможностей, которая состоит из пяти факторов, а именно: 1) угроза появления на рынке новых конкурентов; 2) рыночная власть покупателей; 3) рыночная власть поставщиков; 4) наличие товаров-заменителей; 5)соперничество действующих конкурентов. Данный анализ можно применить не только к отдельным компаниям, но и к целым отраслям. |
БКГ - анализ |
Данная матрица разработана Бостонской консалтинговой группой. Инструмент разработан на основе доли на рынке и темпе рыночного роста для стратегического анализа и планирования. |
Модель GE/McKinsey (привлекательность/конкурентоспособность) |
Данная модель является многофакторной моделью анализа и установления стратегических позиций конкретных сфер бизнеса. Основная задумка данного метода — увеличить инвестиции в бизнес — области в привлекательных отраслях, если у организации есть конкретные преимущества по ним, или, наоборот, сокращать вложения, если позиции самого рынка продукта или компании на нем оказываются слабыми. |
Модель Sheii/DPL (привлекательность, конкурентоспособность) |
Матрица направленной политики, предложена в 1975г. в условиях имевшего в то время место энергетического кризиса. Данная матрица является развитием позиционирования бизнеса. Для организации со слабыми конкурентными позициями. |
Модель ADL/LC (стадия жизненного цикла продукции/конкурентная позиция) |
Многофакторная модель для стратегического анализа диверсифицированных компаний, а также инструмент стратегического управления, который обосновывает принятие решений по стратегиям отдельных сфер бизнеса организаций. Данная модель имеет в своем развитии четыре стадии: зарождение, развитие, зрелость, старение. Следовательно, отдельный вид бизнеса любой организации нужно анализировать в соответствии с определенной проходящей в конкретный момент стадией. |
Согласно этим методикам, более конкурентоспособное положение на рынке занимают те организации, которые осуществляют свою деятельность на динамично развивающемся рынке и при этом занимают значимую долю.
Однако, применение матричных методов не дает провести анализ более точно, а именно анализ связи между изменениями объема продаж и его долей рынка, что приводит в затруднение принятие управленческих решений.
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции, где наиболее конкурентоспособным считаются те предприятия, где наилучшим образом организованна работа всех подразделений и служб.
В основе данного метода лежит оценка четырех групповых показателей:
1. эффективность торговой деятельности предприятия;
-
-
- финансовое положение торговой организации;
- эффективность организации сбыта и продвижения товара или услуги.
- Конкурентоспособность услуги и реализуемых товаров.
-
Данные методы используются для оценки промышленных предприятий и охватывают все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности, исключают дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке[3].
Методы в основу которых вложена теория эффектной конкуренции позволяют рассмотреть самые разнообразные факторы и элементы деятельности компании. Данный метод позволяет так же оценить будущее организации.
Эти методики включают две ключевые составляющие:
-
-
- критерии эффективности финансово-хозяйственной, управленческой маркетинговой и других видов деятельности исследуемого предприятия;
- критерии, характеризующие удовлетворенность потребностей.
-
Основа данных методик положена идея о том, что конкурентоспособность предприятия можно определить путем сложения ряда факторов.
В отечественной и зарубежной литературе описаны методики, которые основываются на оценке конкурентоспособности через измерение рыночных параметров производимых товаров или оказываемых услуг,и все равно это не дает полного представления о сильных и слабых сторон самой организации.
Оценка конкурентоспособности является одним из важных элементов для производственно-хозяйственной деятельности организаций в современной рыночной экономике.
Подходы к оценке конкурентоспособности имеют достаточное разнообразие.
Важность такой оценки объясняется следующим — это: необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, выбор организацией сторонника (партнера) для предприятия совместного выпуска продукции, привлечение инвестиционных средств для организации конкурентоспособного производства, разработка различных маркетинговых программ для выхода организации на новые рынки сбыта, сверхсовременного принятия решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, разработке и производстве новых и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и другие.
Вначале необходимо определить цели анализа и оценки конкурентоспособности продукции, которая должна проводиться на разных стадиях производственного цикла продукта, так же сами цели оценки должны быть определены исходя из стадии жизненного цикла продукта.
Ключевым этапом оценки конкурентоспособности продукта приходится проведение маркетинговых исследований по изучению рынка.
Путем результатов маркетинговых исследований формируются требования к изделию по основным критериям, а именно:
Технический уровень продукции;
Стандарты, законодательных органов страны-импортера и требования потребителя;
Соответствие уровня качества продукции требованиям нормативно-технологической документации;
Соответствие уровня качества продукции, оплату таможенных сборов, налоги, транспортирование, монтаж, накладку приобретенного оборудования, оплату содержания и т.д.
Сформулированные обоснованные требования к продукту являются базой для определения списка параметров изделия, подлежащих оценке. Данные параметры количественно характеризуют свойства продукции. Здесь можно отметить, что конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют интерес для конкретного потребителя, значит все параметры изделия, не подходящие по этим свойствам, не могут рассматриваться при оценке конкурентоспособности, как не имеющие к ней отношения.
При определении списка параметров продукта, подлежащего оценке целесообразно руководствоваться:
- действующими международными и региональными стандартами;
- национальными зарубежными и отечественными стандартами;
- действующими законодательствами и нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающие требования к ввозимой в страну продукции;
- документацией на поставку;
- каталогами, проспектами и стандартами фирм-изготовителей данной продукции;
- патентной и коньюктурно-экономической документацией;
- результатами сертификации продукции.
Значительную роль в оценке конкурентоспособности должен играть анализ нормативных параметров и условий. В рамках данного анализа необходимо определить принципиальные возможности продаж товара на конкретном рынке, сточки зрения наличия нетарифных ограничений в торговле.
2. Разработка конкурентной стратегии предприятия
В основном микрофинсирование в ООО «Вайнемейнен Полярный» идет по стандартным условиям: 17 дней под 2% в день. Чтобы увеличить конкурентоспособность организации необходимо чем-то отличаться от конкурентов,поэтому считаю возможным внедрить дополнительную услугу – «Оформление договора по срочной купле-продаже технического средства с правом выкупа», по типу займа под залог паспорта технического средства[4] по сниженной процентной ставке.
Под техническими условиями пользования данным банковским продуктом представить мобильное приложение, где у каждого клиента будет возможность рассмотреть условия получения займа без обеспечения, а именно по паспорту, и условия займа с обеспечением, т. е. под залог ПТС. Выявить для себя наиболее выгодный вариант и подать заявку – онлайн.
После рассмотрения онлайн – заявки специалист в случае положительного предварительного решения так же приглашает клиента в офис, и в конце оформления выдает клиенту логин и пароль для входа в личный кабинет в созданном приложении, где клиент мог бы отслеживать начисление процентной ставки по взятому займу в течение всего срока пользования им. Многие клиенты в течение срока действия договора подходят в офис лично, чтобы узнать, какая сумма процентов начислена в данный момент, процесс отслеживания начисления с помощью приложения в своем мобильном телефоне, либо на другом персональном компьютере сделал бы пользование услугами компании значительно удобнее.
Предложенная для внедрения услуга – это договор купли-продажи, по которому транспортное средство остается в пользовании клиента, в залог на время пользования услугой клиент оставляет в офисе на хранение в сейфе паспорт транспортного средства. Аванс (сумма выданного займа) – это денежные средства, которые клиент получает на руки. Аванс выдается на срок до тридцати дней, по истечении данного срока клиент возвращает аванс с отступными (процентами). Также как и в услуге предоставления займа без обеспечения, клиенту дается для выплаты дополнительный лояльные период, который будет равен половине от срока действия займа, в данному случае пятнадцати дням. Никакие записи в ПТС не делаются, нотариально документы не оформляются. Транспортное средство компания не приобретает, не оформляет на организацию, собственником остается клиент, который не подписывает акт приема-передачи транспортного средства, нотариально документы не оформляются, в ПТС клиент свою подпись не ставит. Необходимо разработать программу выдачи займа, для рассмотрения заявки по скоринговой системе. При разработке программного обеспечения необходимо учесть оценку предоставляемого транспортного средства.
Чтобы воспользоваться данным видом микрокредита, минимально запрошенная сумма должна быть не менее 20 000 руб., а процентная ставка будет равна одному проценту в день.
В случае, если клиент уйдет в просрочку, но подъедет в офис для написания заявления о причинах невозврата денежных средств и сроках возврата, договор передан в юридический отдел не будет.
Так, например, клиент, заключивший данный договор на сумму в размере 20 000 руб. сроком на 30 дней, должен будет оплатить по истечении срока действия договора 26 000 рублей, в т. ч. аванс в размере 20 000 рублей, сумма отступных в размере 6 000 рублей.
Этапы оформления заявки.
Первым этапом оформления заявки будет считаться рассмотрение заявки, которое может проходить, как указано выше, путем подачи клиентом онлайн-заявки, и также при личном визите клиента в офис продаж. При визите клиента в офис выдачи займа, сотруднику необходимо поприветствовать клиента, пригласить присесть, представиться и уточнить, как можно обращаться к клиенту, тем самым установить контакт.
Второй этап – это подписание клиентом согласия на обработку персональных данных, после чего ему выдается анкета для заполнения данных (Приложение 1), где также необходимо указать данные с паспорта транспортного средства и свидетельства транспортного средства.
В качестве подтверждения предоставляемой информации клиенту необходимо будет указать до трех контактных лиц.
Третий этап – это обработка данных: занесение данных в программу, сканирование документов, фото клиента. Проверка подлинности паспорта клиента и ПТС с помощью ультрафиолетовой лампы и по внешним признакам. Сотруднику офиса продаж необходимо будет произвести осмотр предоставляемого обеспечения, сделать фотографии автомобиля, в программу заносятся внешние видимые повреждения автомобиля и внутренние (со слов клиента). Таким образом, формируется электронное досье клиента, распечатывается в виде анкеты и подается клиенту на подпись.
Четвертые этап. Заявка отправляется на рассмотрение. За то время, пока программой рассматривается заявка, сотрудник может предложить клиенту дополнительный продукт компании, о котором излагалось ранее, это – перевод накопительной части пенсии в Негосударственный пенсионный фонд «Доверие». Так как выполнение плановых показателей по данной услуге положительно влияет на размер премии сотрудника, сотрудник офиса продаж должен уметь отработать все имеющиеся возражения клиента по данной услуге (Приложение 2).