Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (правовые основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
Изучая вопрос об основании применения оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь вышеизложенными законодательными основами современного российского государства, появляются определенные тезисы этого правового явления. Основной смысл основания оперативно- розыскной деятельности опять-таки кроется в ее задачах, которые перед ней поставило наше государство. Первой задачей оперативно-розыскной деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Говоря по-другому, это означает, что в современной российской юридической науке предусмотрено оказание помощи оперативных служб и подразделений различных правоохранительных структур органам предварительного следствия и дознания9. Органы предварительного следствия и дознания своими действиями и процессуальными решениями дают карт-бланш на проведение оперативно-розыскной деятельности, а если быть точнее на проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые предусмотрены федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ.
Иными словами первоочередным основанием оперативно-розыскной деятельности в России является наличие возбужденного уголовного дела в порядке сто сорок шестой статьи уголовно-процессуального кодекса, по
- Зникин В.К.Использование оперативно - розыскной информации в уголовно - процессуальном доказывании: Дисс. Канд. Юрид. Наук./. -Томск, 2001г.
факту совершенного преступления, либо наличие оперативной информации о готовящемся преступлении и проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью его пресечения10. В данном случае органы предварительного следствия и дознания возбуждают уголовное дело по факту предоставленных оперативными подразделениями материалов проверки.
Вторым основанием проведения оперативно-розыскной деятельности является осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного следствия, дознания, суда и органов исполнения назначенных судом уголовных наказаний. Это связано с тем, что в большинстве случаев в последнее время лица, скрывающиеся от процессуальных органов, активно противодействуют розыску и личному сыску, поэтому для их местонахождения необходимо применение оперативно-розыскных мероприятий11.
Третьим основанием применения ОРД согласно законодательству нашей страны является добывание информации о событиях, действиях или бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации. Это обусловлено тем, что лица планирующие, организующие и совершающие преступления против вышеперечисленных сфер жизни государства использую хорошо-развитые способы конспирации, а также сами в прошлом могут иметь опыт оперативной работы.
Четвертым основанием, согласно поставленных задач перед ОРД, считается установление имущества, подлежащего конфискации. В современной экономической ситуации это очень важно, так как за счет
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.11.2013) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Парламентская газета", N 241-242, 22.12.2001;"Российская газета", N 249, 22.12.2001;"Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921;"Ведомости Федерального Собрания РФ", 01.01.2002, N 1, ст. 1.
- Королев Г.Н., Марчук А.Д., Осипов С.А. Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.
Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2011. 411 с.
доходов, полученных преступных путем, что является преступлением, предусмотренным статьей 174.1 Уголовного кодекса РФ, появляется возможность возмещения причиненного ущерба перед государством и отдельными потерпевшими лицами.
Также нужно отметить конституционное основание ОРД12. Оперативно-розыскная деятельность посредством применения отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий ограничивает конституционные права граждан. Конституция это подтверждает тем, что на проведение оперативно-розыскной деятельности в некоторых случаях необходимо разрешение суда.
Система нормативно-правовых актов регулирующих оперативно- розыскной деятельности в РФ.
Нормативное регламентирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации позволяет ответить на вопрос: "Какими правовыми нормами в современном российском праве регламентирована Оперативно- розыскная деятельность"? Также этот факт дает понимание статуса этих правовых норм, открывает представление о сущности материальной реализации оперативно-розыскной деятельности. Нами в данном пункте дипломной работы будет обозначен регламент оперативно-розыскной деятельности, который задают данные правовые нормы, регулирующие данный вид правоохранительной деятельности. Для получения развернутого ответа на поставленный перед нами вопрос необходимо обратиться к законодательству Российской Федерации, как к источнику возникновения и существования оперативно-розыскной деятельности, как элемента
- Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: Проспект, 2012. 510 с.
современного права, но для полного понимания данного объекта исследования. По нашему мнению, считаем необходимым более подробно разобраться с основным правовым инструментом ОРД в России, который предусмотрен в шестой статье федерального закона "Об оперативно- розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ.
Данный правовой инструмент оперативно-розыскной деятельности имеет название оперативно-розыскных мероприятий, о которых уже отмечалось мною раннее в предыдущем параграфе курсовой работы, когда речь шла обосновании ОРД в Российской Федерации. Вообще, говоря, языком философии и теории государства и права, оперативно-розыскные мероприятия являются своего рода материальным воплощением оперативно- розыскной деятельности в жизнь, то есть это что делается физически при осуществлении данного вида правоохранительной деятельности.
Для более полного понимания этого правового инструмента оперативно-розыскной деятельности необходимо обратиться к его общему определению.
Оперативно-розыскные мероприятия13 – это мероприятия, выполняемые гласно и негласно уполномоченными на это государственными органами с целью выявить, пресечь или раскрыть преступление, отыскать скрывающихся и пропавших без вести людей, установить имущество, подлежащее конфискации, добыть информацию о событиях и деяниях, опасных для государства.
На сегодняшний день в российском законодательстве предусмотрено пятнадцать видов оперативно-розыскных мероприятий.
-
- Опрос.
- Наведение справок.
- Сбор образцов для сравнительного исследования.
- Проверочная закупка.
- Оперативно-розыскная деятельность: Учебник.
- Исследование предметов и документов.
- Наблюдение.
- Отождествление личности.
- Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
- Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
- Прослушивание телефонных переговоров.
- Снятие информации с технических каналов связи.
- Оперативное внедрение.
- Контролируемая поставка.
- Оперативный эксперимент.
- Получение компьютерной информации.
Представленный действующим законодательством перечень оперативно-розыскных мероприятий делится на два вида: гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия.
Исходя из того, что по своему понятию ОРД это вид правоохранительной деятельности, она также имеет еще одно основное юридическое определение, к которому нам также необходимо обратиться, с целью дальнейшего понимания нормативного регламентирования данного вида деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность14 – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными службами и подразделениями государственных органов исполнительной ветви власти, уполномоченных на то законом, в пределах на то своих полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина,
- Ремизов М.В., Ласточкина Р.Н. Оперативно-розыскная деятельность: правовое регулирование и использование результатов в уголовном судопроизводстве. Ярославль, 2012. 503 с.
обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В данном определении наука дает нам понять, что оперативно- розыскная деятельность своей работой защищает конституционные нормы, а также с целью их защиты их же и нарушает, проводя негласные оперативно- розыскные мероприятия. Сама Конституция РФ предполагает это нарушение посредством судебной ветви власти. Иными словами конституция дает регламент оперативным службам и подразделениям правоохранительных органов Российской Федерации на проведение негласных оперативно- розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан РФ.
На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что Конституция является одним из основных правовых регуляторов оперативно- розыскной деятельности, тем самым она ее регламентирует на основе определенных законодательных норм.
Итак, на данном этапе исследования объекта дипломной работы мы можем утверждать, что нормативное регламентирование оперативно- розыскной деятельности является ее правовой основой.
Правовой основой оперативно-розыскной деятельности являются следующие нормативно-правовые акты и их виды15:
-
- Конституция РФ, а именно статьи 76, 90, 104,105, 115
- ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ
- УК РФ
- УПК РФ
- ФЗ "О полиции"
- ФЗ "О безопасности"
- Королев Г.Н., Марчук А.Д., Осипов С.А. Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности. Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2011. 318 с.
- ФЗ "О прокуратуре"
- ФЗ "О государственной тайне"
- Указы президента и постановления правительства РФ
- Внутриведомственные инструкции
Вышеперечисленные нормативно-правовые акты, действующие в Российской Федерации, регламентируют оперативно-розыскную деятельность. Нами были выделены ФЗ "О полиции" и ФЗ "О безопасности", потому что МВД и ФСБ России являются федеральными государственными органами исполнительной власти, которые в свою очередь больше остальных осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность во взаимодействии со своими правовыми регуляторами имеет ряд следующих, присущих ей признаков16:
- ОРД – это самостоятельный вид деятельности
- ОРД реализуется свойственной только ей имеющийся организационно-упорядоченной формой
- ОРД направлена на борьбу с преступностью и осуществляется на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, организацию профилактики, проверки и разработку
- ОРД имеет четкую оперативно-поисковую направленность и выражается в поиске информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес
- ОРД проводят должностные лица от имени государства и на правовой основе
Вышеперечисленные признаки подтверждают собой правовую основу, регламентирующую оперативно-розыскную деятельность.
16 Кудрявцев А.В. Проблемы правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений УИС с иными органами, осуществляющими ОРД // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. №18. С. 54-57
Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности.
Для основного обозначения понятия оперативно-розыскной деятельности необходимо обратится к задачам это вида правоохранительной деятельности. Как нами уже было отмечено раннее, перед правовыми нормами, составляющими юридическую основу оперативно-розыскной деятельности, стоит спектр задач, обязательных к выполнению компетентными органами, наделенными государством определенными полномочиями. Также за выполнение и невыполнение данных задач оперативными подразделениями и службами правоохранительных органов и иных силовых структур предусмотрена юридическая ответственность. Во второй статье федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ предусмотрены четыре основные задачи оперативно- розыскной деятельности. Вообще задачи оперативно-розыскной деятельности сами собой дают ответ на вопрос: "На что направлена оперативно-розыскная деятельность?".
Основные задачи оперативно-розыскной деятельности:
-
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших
- добывание информации о событиях, действиях или бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации
- установление имущества, подлежащего конфискации
Законодатель сформировал четыре основные задачи оперативно- розыскной деятельности в России и утвердил их в федеральном законе, регулирующем правовые отношения в этом виде правоохранительной сферы.
Исходя из рассмотренных нами задач оперативно-розыскной деятельности, мы можем сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность по своему понятию в российском современном праве обеспечивает исполнение принципа неотвратимости от уголовного наказания, за совершенное противоправное деяние в отношении государства и общества.