Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (правовые основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
Принцип неотвратимости от уголовного наказания предусматривает требование, чтобы каждое лицо, совершившее преступление, претерпело уголовно-правовое воздействие за совершение преступления. Также принцип неотвратимости в своем смысле содержится и реализуется в основных принципах уголовного кодекса Российской Федерации17.
Все основные правовые принципы, которые своей работой обеспечивает оперативно-розыскная деятельность, содержатся в статьях третей, четвертой, пятой, шестой и седьмой Уголовного кодекса Российской Федерации.
Также в данном аспекте невозможно не отметить важный тезис о том, что оперативно-розыскная деятельность неразрывно связана с уголовно- правовым законодательством России и обеспечивает его действие во времени и пространстве, как того от нее требует законодатель. Это дает понимание того, что оперативно-розыскная деятельность в целом обеспечивает реализацию конституционных правовых норм и уголовно-правового законодательства. Конституция РФ подразумевает охрану прав и свобод человека и гражданина, тем самым осуществляет обеспечение законных интересов граждан и людей в целом. В этом Конституция содержит в себе принцип неотвратимости.
17 Мугинов Р. Законность и правопорядок: основные направления и способы их обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации // Ориентир. - 2002. - №1.
Основные правовые принципы уголовного законодательства Российской Федерации18
- Принцип законности - отражен в третей статье Уголовного кодекса РФ
- Принцип равенства граждан перед законом – закреплен в четвертой статье Уголовного кодекса РФ
- Принцип вины – имеется в пятой статье Уголовного кодекса РФ
- Принцип справедливости – утвержден в шестой статье Уголовного кодекса РФ
- Принцип гуманизма – обозначен в седьмой статье Уголовного кодекса РФ.
Исходя из основных принципов действия уголовно-правового законодательства в России, возникает основание применения оперативно- розыскной деятельности.
На основании своего правового регламентирования оперативно- розыскная деятельность имеет свои законные принципы, на которые полностью опираются в своей работе сотрудники оперативных служб и подразделений.
Принцип законности – означает то, что должностные лица оперативных подразделений при осуществлении оперативно-розыскной деятельности исходят из положений законов.
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина19 – заключается в том, что защита граждан при проведении оперативно- розыскной деятельности осуществляется двумя способами. Первый способ - это обжалование действий должностного лица. Второй способ - это ведомственный и судебный контроль, а также прокурорский надзор.
18 Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.11.2013) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954;"Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
19 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (поправки от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.
Принцип конспирации – это основной специальный принцип, который сохраняет в тайне действия, проводимые оперативными работниками, проводимые негласно в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности. На рассмотрении данного принципа я хочу заострить больше внимания, поскольку он является основополагающим в данном виде правоохранительной деятельности. Данный принцип регламентирован федеральным законом "О государственной тайне" и защищен уголовным кодексом РФ.
Конспирация20 – это соблюдение, сохранение тайны какой-либо деятельности; принцип скрытности, секретности вообще; явление существования тайности, негласности.
Конспирация означает закрепление в законодательстве следующих положений.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий применяются приемы, обеспечивающие тайну факта их осуществления, а также маскирующие принадлежность к оперативным подразделениям должностных лиц органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность и содействующих им лиц.
Общие положения оперативно-розыскной деятельности, научная трактовка ее аспектов и иные вопросы, касающиеся субъектов в допустимости пределов доступны для общего обсуждения.
Точные сведения об использованных или используемых при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках информации, методах, планах и результатах оперативно- розыскной деятельности, о лицах внедренных в организованные преступные группировки, сообщества и формирования, негласных сотрудниках, а также тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, составляющих
20 Щерба Э.Т. Организационно-правовые основы розыскной работы Федеральной службы исполнения наказаний и МВД России в отношении лиц, совершивших побег из исправительного учреждения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Вологда, 2007. 30 с.
государственную тайну раскрываются на основании решения органа, проводившего оперативно-розыскную деятельность.
Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группировки, сообщества и формирования, негласных сотрудниках, а также лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, допускается с их письменного на то согласия.
Судебные решения, постановления прокурора, дающие право на проведение оперативно-розыскных мероприятий и соответствующие, принятые к производству материалы хранятся в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Оперативные служебные документы, отражающие результат оперативно-розыскной деятельности могут быть представлены судье, следователю, дознавателю и прокурору в случаях, установленных законом.
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств проведения оперативно-розыскных мероприятий. Данный принцип отражен в одиннадцатой статье ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ. Также этот принцип регламентирован инструкцией о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, следователю, прокурору и судье, то есть процессуальным лицам.
Принцип наступательности21 – означает, что оперативно-розыскная деятельность основана на оптимальном по времени исполнения средств и методов, обеспечивающих сбор и проверку информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Принцип сотрудничества с населением и опора на его помощь при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
21 Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» с приложением решений Конституционного суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека / Вступ. ст. В.Д. Зорькина. М.: Юрист, 2011. 198 с.
Принцип подотчетности и подконтрольности должностных лиц, проводящих оперативно-розыскные мероприятия. Данный принцип отражен в семнадцатой и двадцать второй статьях ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ.
Принцип персональной ответственности лиц и руководства оперативных служб и подразделений за законность при проведении оперативно-розыскной деятельности.
Принцип независимости при исполнении служенных обязанностей – означает запрет на произвольное вмешательство в процесс оперативно- розыскной деятельности должностных лиц и органов, уполномоченных на данный вид правоохранительной деятельности.
Система принципов оперативно-розыскной деятельности важна как основа деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. На основании своего правового регламентирования оперативно-розыскная деятельность имеет свои законные принципы, на которые полностью опираются в своей работе сотрудники оперативных служб и подразделений.
В первой главе были рассмотрены такие аспекты оперативно- розыскной деятельности в Российской Федерации, как ее понятие, основания и правовое регулирование, а также рассмотрен вопрос о задачах и принципах оперативно-розыскной деятельности. Следующая глава будет рассматривать вопросы об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Глава 2. Субъекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
В Российской Федерации существует шесть органов, осуществляющих и реализующих на правовой основе оперативно-розыскную деятельность. Данные органы относятся к исполнительной ветви власти, их руководители являются членами правительства РФ и имеют статус федеральных министров. Правоохранительные органы и силовые структуры, реализующие оперативно-розыскные мероприятия полностью имеют централизованную структуру управления и подчиненности. Также следует отметить, что организация управления в данных органах подобна министерству обороны22. Это означает наличие руководства по принципу единоначалия и строгой иерархичности. В органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, порядок управления имеет, как мною уже было отмечено раннее, централизованную систему управления. В буквальном смысле это выражено в том, что нижестоящие подразделения правоохранительных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в регионах России или каких-либо населенных пунктах напрямую подчинены федеральному центру, а не органам местного самоуправления. Этот принцип распространен на все правоохранительные органы и силовые структуры, наделенные полномочиями на проведение и реализацию оперативно- розыскной деятельности. Важным будет выделить и такой факт, что территориальные подразделение данных органов исполнительной власти не подчиняются главам субъектов Российской Федерации и не подотчетны их аппарату управления. Согласно юрисдикции все органы, осуществляемые
22 Зарипов З.С., Боровая О.А. Оперативно-розыскная функция подразделений Федеральной службы исполнения наказания: целесообразность и основные направления осуществления // Вестник Владимирского юридического института. 2008. №1. С. 19-26.
оперативно-розыскную деятельность прямо подчинены президенту Российской Федерации и подотчетны только ему. Руководители органов исполнительной власти, наделенных полномочиями и правами осуществления оперативно-розыскной деятельности, являются постоянными членами совета безопасности и национального антитеррористического комитета РФ.
Каждое правоохранительное ведомство или какая-либо силовая структура, являющаяся органом исполнительной власти, наделенным государством полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности, направленной на защиту его правовых интересов имеет ряд схожих и отличительных особенностей.
К схожим особенностям мы можем отнести те факторы, которые присущи каждому правоохранительному органу, работающему и функционирующему в рамках оперативно-розыскной деятельности.
К этому мы можем отнести наличие зданий и сооружений, вооружения и специальной техники, необходимой для решения задач оперативно- розыскной деятельности.
В каждом силовом ведомстве в законном порядке установлено форменное обмундирование, знаки отличия, ведомственные награды и системы дисциплинарных взысканий. Все сотрудники, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью имеют специальные или воинские звания в зависимости от ведомства, в котором они проходят службу. Основное название должности сотрудников и военнослужащих, работающих в сфере оперативно-розыскной деятельности – это оперуполномоченный.
Юридическая наука предоставляет нам, более развернутое определение этой должности.
Оперуполномоченный – это оперативный сотрудник, должностное лицо органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Основное отличие от иных должностных лиц органа дознания – это специальные полномочия, позволяющие осуществлять оперативно- розыскную деятельность. Также в зависимости от служебной деятельности в оперативных службах и подразделения правоохранительных органов предусмотрена следующая должностная иерархическая система23:
- Оперуполномоченный
- Старший оперуполномоченный
- Оперуполномоченный по особо важным делам
- Старший оперуполномоченный по особо важным делам
Данная система присвоения должностей предполагает присвоение более высокого воинского или специального звания.
Все сотрудники, состоящие в должностях оперуполномоченных, в соответствии с федеральным законом "О государственной тайне", имеют допуск, к сведениям, составляющим государственную тайну. Как уже было мною отмечено раннее, результаты проведения негласных оперативно- розыскных мероприятий, особенно тех мероприятий, которые в соответствии с законным порядком ограничивают конституционные права граждан, являются сведениями, составляющими государственную тайну. Документирование и документоведение таких результатов оперативно- розыскных мероприятий предполагают собой наличие грифа секретности.
В зданиях и сооружениях органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, соблюдается режим секретности, согласно федерального закона "О государственной тайне". За нарушение режима секретности, а также за утрату сведений, составляющих государственную тайну, произошедшую в случае нарушения данного режима, оперативные сотрудники и их руководители несут персональную дисциплинарную и уголовную ответственность. Также оперативный личный состав и его