Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 657
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Возрастные особенности высшей нервной деятельности
1.1 Период новорожденности и грудной возраст
1.4 Младший школьный возраст (7-11 лет)
1.5 Подростковый возраст (12-15 лет девочки, 13-16 лет мальчики)
1.6 Юношеский возраст (девочки16-20 лет, мальчики 17-21 год)
Глава 2 Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности
Введение
Представление о рефлекторном характере деятельности высших отделов центральной нервной системы впервые было выдвинуто И.М. Сеченовым в его знаменитом труде "Рефлексы головного мозга" (1863 г.). Экспериментально идеи И.М. Сеченова были подтверждены И.П. Павловым. И.М. Сеченов и И.П. Павлов являются основоположниками рефлекторной теории, материалистически объясняющей принципы отражения человеком окружающего материального мира.
И.П. Павлов развил рефлекторную теорию и создал учение о высшей нервной деятельности (ВНД). И.П. Павлов показал, что высшая психическая деятельность мозга заключается в образовании нервными клетками новых связей между раздражителями и реакциями, то есть в образовании новых рефлексов.
Целью курсовой работы является рассмотрение школьных неврозов и их профилактики.
С учетом поставленной цели будут решены следующие задачи:
В первом разделе данной работы будут рассмотрены возрастные особенности ВНД детей и подростков. В нем дается описание формирования условных рефлексов на разных возрастных этапах развития ребенка.
Второй раздел работы посвящен изучению индивидуальных особенностей нервной системы, от которых зависит условнорефлекторная деятельность. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Учение о типах ВНД, созданное И.П.Павловым, имеет большое значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.
В заключительном разделе работы рассматривается одна из наиболее распространённых форм патологии нервной системы - неврозы. Учитель и воспитатель нередко встречается с различными проявлениями невротических реакций, поэтому должен знать их природу и особенности протекания у детей и подростков, с целью их профилактики.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Возрастные особенности высшей нервной деятельности
1.1 Период новорожденности и грудной возраст
Период новорожденности начинается с первым криком ребенка и продолжается до 10 дней. В этот период идет адаптация новорожденного к новым условиям среды. Условные рефлексы в этот период носят очень ограниченный характер и вырабатываются только на жизненно важные стимулы.[1]
В ответ на раздражение у ребенка включается весь организм, причиной чего является иррадиация возбуждения от очага раздражения в ЦНС. Среди рефлексов выражен сосательный рефлекс в ответ на раздражение рецепторов губ, кожи, околоротовой области, щек, слизистой языка. Из защитных рефлексов хорошо выражен мигательный рефлекс, у которого в первые дни жизни ребенка очень обширна рефлексогенная зона, включающая в себя рецепторные окончания роговицы, век, ресниц и носа.
У младенцев выражен хватательный рефлекс на прикосновение к ладони, ножной хватательный рефлекс на раздражение передней части подошвы и рефлекс Бабинского (сгибание пальцев стопы при раздражении подошвенной поверхности стоп).
С кожи новорожденного можно вызвать рефлексы на болевые и температурные раздражения (двигательная реакция). Отмечаются рефлексы на изменения положения тела. Новорожденные дети различают сладкое, горькое, кислое и соленое, реагируя на одни сосательными движениями, а на другие сморщиванием лица, искривлением рта, выпячиванием губ.
На звуковые и световые раздражители новорожденный реагирует реакцией по типу вздрагивания (при этом изменяется, в частности, ЧСС), слежением глазами за источником раздражения. Таким образом, ориентировочный рефлекс вызывается с различных анализаторов уже в первые дни жизни ребенка. Вначале он проявляется в общем вздрагивании и временном подавлении существующей двигательной активности ребенка с задержкой дыхания. В более поздние сроки ориентировочный рефлекс проявляется в различных формах двигательной деятельности.
Одним из первых условных рефлексов является рефлекс на кормление. При строгом режиме кормления на 6-7-й день у младенцев происходит условнорефлекторное повышение лейкоцитов в крови, у них повышается газообмен перед приемом пищи.
К 10-12 дню с развитием организма меняется характер безусловных рефлексов новорожденного. Рефлексогенные зоны ряда рефлексов сужаются. Многие из них перестраиваются или затормаживаются.
С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обонятельные раздражения.
Скорость образования условных рефлексов на первом месяце жизни очень мала, что связано с коротким временем бодрствования и требует большого количества сочетаний. Так, защитный рефлекс на свет возникает только после 200 сочетаний, если его выработка начата на 15-е сутки после рождения, и требуется меньше 40 сочетаний, если выработка того же рефлекса начата у полуторамесячного ребенка. Выработанные в течении первого месяца условные рефлексы отличаются неустойчивостью.
Существенной чертой условнорефлекторной деятельности ребенка в первом полугодии жизни является комплексность раздражителей (участвуют сразу несколько типов рецепторов). Ответные же реакции представляют собой одиночные акты или автоматическое повторение одного и того же акта (сосание). В этот период цепи из различных рефлекторных актов не образуются.
В связи с низкими функциональными возможностями нервных клеток у детей этого возраста легко развивается запредельное торможение и сон.
Уже в первые дни жизни проявляется безусловное торможение. Так, например, постоянно можно наблюдать, что крик и двигательная активность младенца подавляется, если ему дают пить (явление гаснущего тормоза), при кормлении ребенок не возьмет грудь, если у него есть очаг болевого раздражения (опрелость кожи, в данном случае пищевой рефлекс подавляется защитным); ребенок перестает сосать, если внезапно раздается резкий звук. Условное (внешнее) торможение вырабатывается позже. Его проявление и упрочение определяется созреванием нервных элементов коры больших полушарий.
Первые проявления дифференцировок двигательных условных рефлексов отмечены к 20-му дню жизни, когда ребенок начинает дифференцировать положение для кормления от процедуры перепеленания. Четкое дифференцирование зрительных и слуховых условных раздражителей наблюдается в 3-4 месяца. Другие виды внутреннего торможения формируются позже дифференцировок. Так, выработка запаздывающего торможения становится возможной с 5-месячного возраста ребенка.
Во второй половине года увеличивается время бодрствования ребенка с 4 до 10 часов. Это приводит к выработке значительных количеств новых условных рефлексов, а также развитию внутреннего торможения.
Выработка внутреннего торможения является важным фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, характеризующие отрицательное отношение взрослых, или раздражители, отвлекающие внимание ребенка, т.е. являющиеся внешним тормозом.
Родителям следует знать, что на протяжении всего первого года жизни для правильного развития ребенка очень важную роль играет строгий режим сна, бодрствования, питания и прогулок, то есть выработка стереотипа интероцептивных условных рефлексов. К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних эктероцептивных раздражителей, характеризующих ситуацию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражителей становится слово.
Первые признаки развития второй сигнальной системы проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В процессе развития ребенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому говорить с ребенком нужно с первых дней жизни. Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это очень важно, так как для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих людей с их конкретным образом - сочетать раздражения первосигнальные с раздражителями второсигнальными.
Уже сравнительно рано, с 1,5 месяцев, ребенок начинает реагировать на слова, произнесенные окружающими. Слова при этом воспринимаются как звуковые раздражители, смысл слов для ребенка пока ничего не значит. Его реакция определяется целым комплексом раздражений (положение тела ребенка, привычная обстановка, обращение к нему близкого человека, определенные интонации). При изменении одного из этих раздражителей реакция затормаживается.
На протяжении первого года жизни начинается развитие моторной речи, активная тренировка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов. Дети постепенно издают все более сложные звукосочетания, так называемые предречевые голосовые реакции. Для своевременного и активного развития предречевых реакций важно достаточное общение с окружающими людьми. В условиях где ребенок лишен такого общения, его голосовые реакции и развитие речевой функции испытывают задержку.
Становление речевой функции требует определенной зрелости периферического аппарата - языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности. Механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой нервных центров коры, становлением определенных связей речевых центров с моторными зонами. Показана тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкую моторику пальцев рук, можно ускорить формирование речевых навыков.
К концу первого года ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму предметов, голоса и лица, совершенствуются его движения, он начинает ходить.
1.2 Раннее детство (1-3 года)
На втором году жизни у ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности и продолжает формироваться вторая сигнальная система. Для этого периода характерно морфологическое и функциональное совершенствование нервной системы.
Благодаря развитию мышечной системы и появлению коркового контроля над спинным мозгом (притормаживающее действие) более координированными становятся движения ребенка (ходьба, бег, прыжки), достаточно хорошо функционируют анализаторы, быстро образуются условные рефлексы первой и второй сигнальных систем. Однако функциональная незрелость полушарий в этом возрасте проявляется в относительной слабости процессов торможения и в относительной легкости иррадиации процессов возбуждения при малой концентрации возбудительного и тормозного процессов.
Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка: чем раньше оно начато, тем быстрее формируются рефлексы впоследствии. В развитии речи решающее значение имеют общение ребенка со взрослыми, окружающая его социальная среда и процессы обучения.
Ходьба дает ребенку возможность более активно знакомиться с окружающими его предметами, развитие речи - с людьми, поэтому ребенок все более свободно и самостоятельно начинает знакомится с внешним миром. Второй и третий годы жизни ребенка отличаются активной ориентировочной и исследовательской деятельностью и характеризуются конкретным образным мышлением: он тянется к каждому предмету, он ощупывает его, пробует поднять, берет в рот. Основной фактор, стимулирующий созревание коры головного мозга, - мышечные сокращения, поэтому высокая двигательная активность ускоряет психическое и физическое развитие ребенка, а ограничение подвижности ребенка значительно замедляет их.
На втором году жизни из обобщенного недифференцированного окружающего ребенка мира начинают выделяться отдельные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами. Из-за этого нельзя ограничивать движения детей: пусть они сами одеваются, умываются, едят. Если действия с предметами ограничить, то познавательная деятельность не только обедняется, но и задерживается в развитии. Благодаря действиям ребенка с предметами начинается формирование обобщения предметов словом, т.е. формирования второй сигнальной системы.[2]