Файл: Возрастные особенности высшей нервной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 663

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных И.П. Павлов выделил 3 основных свойства нервных процессов:

  • силу процессов возбуждения и торможения;
  • уравновешенность;
  • подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сильные нервные процессы характеризуют способность нервных клеток выдерживать значительные или длительные нагрузки, а слабые процессы возникают в клетках с низким уровнем работоспособности. Поэтому сила нервного процесса характеризует способность вырабатывать условные рефлексы быстро и прочно, а слабость нервных процессов проявляется в том, что рефлексы вырабатываются с трудом и легко угасают.

Уравновешенность нервных процессов определяется преобладанием одного из них (возбуждения или торможения) или их уравновешенностью. Это свойство выражается в различной способности отдельных людей к выработке внутреннего условного торможения.

Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью их возникновения и быстротой сменяемости возбуждения торможением или наоборот. Данное свойство проявляется в разной способности к переучиванию.

Разные люди характеризуются различными соотношениями всех этих свойств, которые определяют тип их высшей нервной деятельности. Основные свойства нервной системы обусловлены наследственностью, но подвержены также влиянию условий развития и воспитания данного индивидуума.

И.П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными для людей греческим врачом Гиппократом в IV веке до н.э.

На основе возможной комбинации свойств нервных процессов И.П. Павлов выделил четыре основных типа ВНД.

Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник) отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы образуются у данного типа быстро после малого числа повторений. Динамический стереотип формируется легко и быстро, а также возможно развитие сложного динамического стереотипа, включающего положительные и отрицательные условные рефлексы. Дети, относящиеся к данному типу, - сильные, спокойные, живые, деловитые, общительные, быстро ориентируются в обстановке. Речь их громкая, быстрая, раздельная, с правильными ударениями и интонациями, плавная, с богатым словарным запасом, сопровождается жестикуляцией и мимикой. Люди, относящиеся к данному типу, обладают хорошей способностью к преодолению трудностей (сила), умеют быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность) и отличаются большим самообладанием (уравновешенность).


Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик) при значительной силе нервных процессов характеризуется их низкой подвижностью. Положительные условные рефлексы образуются очень быстро, но несколько медленнее тормозных, которые развиваются очень быстро и становятся прочными. Динамический стереотип формируется медленно, но возможно возникновение сложного динамического стереотипа. Дети с таким типом ВНД сильные, спокойные, сосредоточенные, имеют отличное поведение и успеваемость, но медленно сходятся с другими детьми. В трудных ситуациях повышают активность и начинают энергично действовать. Речь таких детей медленная, спокойная, без эмоций и мимики, но с нормальным словарным запасом. Люди данного типа обладают весьма высокой работоспособностью (сила), умеют сдерживаться (уравновешенность), но несколько замедленны в принятии решений и не любят изменять свои привычки (инертность).

Сильный неуравновешенный тип (холерик) характеризуется сильной нервной системой с преобладанием процессов возбуждения над торможением ("безудержный"). Повышенная возбудимость коры и подкорки у таких детей приводит к тому, что положительные условные рефлексы образуются быстро и легко, а отрицательные - очень медленно и они весьма неустойчивы. Выработка динамического стереотипа затруднена, а сложного динамического стереотипа - практически невозможна. Дети отличаются непостоянством характера, трудно справляются со своими инстинктами и эмоциями. Поведение их часто нарушается, а воспитание усложняется. Они неспокойные, мало внимательные, много разговаривают, подвижны, быстро сходятся с другими детьми, но также быстро и легко расходятся. Речь этих детей упрощена, груба, отрывиста. Люди, относящиеся к данному типу, увлекающиеся, способные много сделать (сила), но не знающие меры как в работе, так и в отношениях с людьми (неуравновешенность).[6]

Слабый тип (меланхолик) характеризуется пониженной возбудимостью коры, что проявляется в низкой работоспособности корковых клеток (слабость нервных процессов) и в длительных тормозных фазах. Как положительные, так и отрицательные условные рефлексы у данного типа образуются с трудом, они неустойчивы, преобладает внешнее (безусловное) торможение. Выработать сложный динамический стереотип у таких людей практически невозможно. Дети, относящиеся к данному типу, вялые, мало интересуются окружающим, склонны к уединению. Любят вспоминать прошедшее, о будущем думают с тревогой. Часто жалуются на жизнь, тяжело переживают ссоры, легко обижаются, жизненные невзгоды воспринимают как трагедию. Речь этих детей слабая, замедленная, малый словарный запас, тихий голос. Человек, относящийся к данному типу, слабовольный, боящийся трудностей, легко подчиняется чужому влиянию, всегда находится во власти опасений, тревожного чувства и тоскливого настроения.


В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И.П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.

2. Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, "мыслители", с выраженной способностью к абстрактному мышлению.

3. Большинство людей относится к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Принадлежность к тому или иному типу высшей нервной деятельности не означает оценку биологической приспособленности или социальной полноценности человека. Многочисленные факты в экспериментах на животных доказали, что нет оснований считать людей с разным типом нервной системы людьми "разного сорта". Каждый нужен и может найти свое место в жизни. При этом для поведения каждого конкретного индивидуума в реальном времени и пространстве большое значение имеет выраженность потребности и мотивационного возбуждения. Каждый ребенок рождается с генетическими задатками, достаточными для развития всех своих способностей. Возможность и степень реализации всецело определяются условиями его жизни, воспитанием и обучением. Кроме того, поведение каждого человека на протяжении жизни в разных условиях времени и пространства неодинаково, поэтому нельзя судить о темпераменте только на основании его поведения в одних и тех же условиях времени и пространства. Характер человека - то, что формируется на основе врожденного темперамента, определяющего силу выраженности потребности, и воспитания, т.е прошлого опыта поведения в аналогичных ситуациях, имевшего положительное или отрицательное подкрепление.

Высшая нервная деятельность одного и того же индивидуума, его активность или пассивность, настойчивость или безразличие зависят не только от врожденных особенностей ВНД, но и от силы потребности в данном конкретном виде деятельности и наличия прошлого опыта ее удовлетворения (знаний, умений, навыков). Вот почему при отсутствии потребности даже у сангвиника все "будет валиться из рук", а у меланхолика, имеющего потребность и прошлый опыт в данном виде деятельности, все будет "спориться". Именно выраженность потребности в том или ином поведении (спортивное, профессиональное и т.д.) и положительный прошлый опыт ее удовлетворения определяют индивидуальные особенности поведения человека в той или иной ситуации. Именно потребность определяет внимание, восприятие, память, а также упорство, настойчивость и целеустремленность в достижении желаемого результата поведения, влияет на работоспособность и волевые качества человека.


Глава 3 Неврозы и их профилактика

3.1 Понятие и виды неврозов

Неврозы - группа заболеваний, характеризующаяся функциональными расстройствами нервной системы. Невроз является выражением реакции личности на длительное действие неблагоприятных травмирующих факторов. В основе любого невроза лежит неудовлетворенная потребность организма, и как результат этого - нарушение баланса процессов торможения и возбуждения, а также их подвижности.[7]

И.П. Павлов выделил 3 механизма развития неврозов.

  1. Перенапряжение процесса внутреннего торможения (потребности организма подавляются тормозными рефлексами, так называемое "запретное воспитание" - все нельзя, недопустимо, неприлично и т.д.)
  2. Перенапряжение процессов возбуждения (так называемое "вседозволенное воспитание", когда все можно и слово "нельзя" вообще не существует и на него не сформирован условный тормозной рефлекс).
  3. Перенапряжение подвижности (сменяемости) процессов возбуждения и торможения (так называемое "разнонаправленное воспитание" в семье или семья - школа, семья - общество).

Условия, влияющие на развитие невроза:

  • дефекты воспитания (запретное, вседозволенное, разнонаправленное);
  • сложные отношения в семье (конфликты, ссоры);
  • непонимание потребностей ребенка;
  • перенесенные тяжелые болезни (болезни и травмы мозга, интоксикации, нейроинфекции);
  • нарушение режима, ведущие к переутомлению;
  • ситуации, которые сопровождаются отрицательными эмоциями: чувства гнева, страха, несправедливости, отсутствие любви в семье.

Наиболее часто встречаются следующие разновидности неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Иногда сюда относят психастению.

Неврастения (или астенический невроз)возникает независимо от психологических особенностей индивидуума, и его проявления могут наблюдаться у каждого как следствие длительного действия травмирующих факторов (переутомление, психологическая травма). Неврастения характеризуется перенапряжением тормозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Проявлениями астенического невроза могут быть: снижение аппетита и работоспособности, расстройство сна, суетливость и неловкость движений. Также наблюдаются вегетативные нарушения: головные боли, нарушения секреторной и моторной функции пищеварения потливость, сердцебиения, аритмия, боли в сердце, непереносимость звуков, запахов и др.


Возникновение того или иного невроза навязчивых состояний и истерии во многом зависит от склада личности, и возникает у людей с тревожно-мнительным характером, неуверенных, нерешительных, робких и застенчивых. Ослабление внутреннего торможения приводит к образованию застойных очагов возбуждения. Это проявляется в том, что сформировавшиеся, но ненужные в данных условиях рефлексы не тормозятся или гаснут очень медленно.

Невроз навязчивых состояний чаще возникает у людей с преобладанием второй сигнальной системы и тенденцией к отвлеченным рассуждениям и обдумыванию происходящих событий. Различают двигательные, чувственные, мыслительные виды навязчивости.

Двигательные виды навязчивости проявляются в виде нервных тиков, шмыганья носом и других ненужных действий. К чувственным видам навязчивости относятся навязчивые воспоминания, страхи, желания, влечения, ритуалы. Отвлеченная навязчивость - это мысли по типу "а что было бы, если бы…", это бесплодное мудрствование, "умственная жвачка", которая не дает человеку нормально жить и работать.

Общим признаком для всех состояний является постоянство симптомов, их повторяемость, невозможность освободиться от них усилием воли. Невроз сопровождается вегетативными нарушениями: потеря аппетита, расстройство сна, изменение настроения, повышенная раздражительность, снижение работоспособности.

При неврозе навязчивых состояний следует успокаивать ребенка, подчеркивая, что его жизни и здоровью ничего не угрожает, не ругать и не высмеивать его страхи, а помогать преодолеть их, подбадривая и вселяя уверенность.[8]

Истерия связана с патологическим преобладанием первой сигнальной системы над второй. Развивается у людей с психопатическими чертами характера. К истерии склонны люди с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, эгоцентристы, имеющие желание и привычку быть в центре внимания. Ослабление процесса внутреннего торможения коры приводит к освобождению подкорки из-под ее влияния, чем объясняется гиперэмоциональность, театральность, наигранность поведения, неглубокие поверхностные чувства и противоречивость поведения. Истерические проявления очень разнообразны, но сознание всегда сохранено, и неадекватное поведение возникает только в присутствии зрителей, от реакции которых зависит его продолжительность. При истерии возможны двигательные нарушения и изменения чувствительности: мнимые боли, потеря чувствительности (слепота, глухота и др.), параличи, речевые нарушения (мутизм, заикание, афония), приступы гнева, злости.