Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Сущность стратегии предприятия).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стратегия предприятия как основа стратегического планирования
1.1 Сущность стратегии предприятия
1.2. Типы стратегий предприятия
1.3. Процесс формирования стратегии предприятия
2. Разработка конкурентной стратегии предприятия
2.1. Сущность и классификация конкурентных стратегий предприятий
Введение
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что во всем мире, в том числе и в России, проблема конкуренции и конкурентных стратегий предприятий очень распространена. В нашей стране происходит развитие конкурентных отношений. Из этого можно сделать вывод о том, что для выхода на рынок и выживания на нем, предприятие должно совершать стратегическое планирование и реализовывать конкурентные стратегии.
Фирмы имеют шанс достигнуть конкурентных преимуществ благодаря разработке специальных мероприятий, которые могли бы в полной мере удовлетворить потребности целевых потребителей в лучшей мере, чем мероприятия фирм-конкурентов.
Конкурентные стратегии - это важнейшая составляющая, без которой сложно представить современные рыночные отношения. Фирма станет выстраивать свою конкурентную стратегию исходя из позиции, которую она занимает на рынке. Несмотря на то, является ли предприятие лидером на рынке, или же претендует на звание лидера, или является стабильным обитателем ниши, изучение своих конкурентов крайне важно. Оценивая ситуацию на рынке, организация выбирает наиболее подходящую ей конкурентную стратегию.
Разрабатывание эффективной конкурентной стратегий может заметно увеличить вероятность фирмы занять важные позиции на рынке во время борьбы с конкурентами и дает наиболее заметное из всех возможных превосходство перед ними.
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности стратегии предприятия, классификации конкурентных стратегий и того, как происходит их реализация на предприятиях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы стратегий предприятия, а именно понятие, сущность, типы.
- Рассмотреть процесс формирования стратегии предприятия.
- Выявить основные виды конкурентных стратегий предприятия и условия, предъявляемые к их реализации.
- Привести примеры применения конкурентных стратегий на примере предприятий.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся на предприятии в процессе разработки и реализации конкурентной стратегии.
Объектом исследования курсовой работы являются непосредственно конкурентные стратегии предприятия и несколько успешных предприятий.
Структура курсовой работы:
Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава состоит из трех параграфов; вторая – из четырех. В первой главе речь идет о стратегии предприятия в качестве основы стратегического планирования, в частности: сущность стратегии предприятия и ее типы, а так же процесс формирования стратегии. Вторая глава направлена на раскрытие сущности конкурентных стратегий предприятия и их классификации. Некоторые из видов стратегий рассматриваются более детально.
1. Стратегия предприятия как основа стратегического планирования
1.1 Сущность стратегии предприятия
На этапе современных рыночных отношений организация постоянно вынуждена приспосабливаться к нестабильности внешней среды, усиливающейся с каждым днем, и в первую очередь бороться с конкурентами, которые выпускают аналогичные товары или предоставляют схожие услуги. Данная ситуация требует того, чтобы каждое предприятие разрабатывало и искало определенный путь развития в соответствии с требованиями меняющегося рынка. Чтобы быть стабильным в финансовой составляющей, необходимо расти, вырабатывать новые формы применения капитала, новейшие технологии производства, которые были бы экономически эффективными, новые формы доведения производимой продукции до покупателя. Для решения данных вопросов разрабатывается стратегия, которая представляет собой обобщенную модель действий, совокупность перспективных планов и задач для достижения поставленных целей предприятия.[1]
Целями называются ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Во время постановки целей администрация предприятия конкретизирует те главные направления, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность организации и ее персонала. Стратегия служит для обеспечения адаптации предприятия к стремительно меняющейся внешней среде. Чтобы стратегия позволила достигнуть необходимого результата, она должна решать следующие вопросы:
- Что производить, в каком количестве это делать, и какого качества должна быть продукция;
- Как работать и на какие рынки ориентироваться;
- Какие действия, как и для чего нужно проводить в первую очередь.
Для плодотворной работы управляющие ставят перед предприятием конкретные, измеримые, уместные, мотивирующие, заметные цели на какой- либо промежуток времени. Выработка эффективных целей повышает побудительные мотивы, ставит четкие ориентиры деятельности и создает ясную картину предполагаемых результатов.
К типичным целям предприятия относят цели, которые связаны с достижением высокой доли данной фирмы на рынках сбыта, увеличения объема бизнеса, прибыльностью этого бизнеса, рентабельностью и иными характеристиками.
Значимость разработки стратегии, позволяющей фирме уцелеть в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, особенно велика. В условиях тесной конкуренции и быстроменяющихся условиях на рынке необходимо не только концентрировать интерес на внутреннем состоянии дел предприятия, но и разрабатывать долгосрочную стратегию. Раньше большинство предприятий с успехом функционировали, решая внутренние проблемы на короткий промежуток времени. Они касались повышения эффективности использования средств в текущей деятельности. Однако в настоящее время стратегия исключительно важна, ведь она обеспечивает процесс адаптации фирмы к быстроменяющимся внешним условиям.
Практически в каждом конкурентоспособном предприятии можно проследить определенную стратегию его производственной и коммерческой деятельности. Она отражается в различных аспектах, в частности, в подходе к решению производственных и сбытовых задач, организации распределения ресурсов, системе производственных и коммерческих приоритетов, мотивации трудового коллектива и иные. Встречаются ситуации, когда стратегия не оформлена на бумаге, является формально неопределенной, не спланирована. Если даже руководство не рассматривает, не осознает или просто отрицает наличие у него стратегии, она в любом случае существует объективно. Наличие стратегии, в том числе и неофициальной, напрямую связано с существованием независимо повторяющихся или прогнозируемых задач и проблем. Они возникают во внешней и во внутренней среде организации. В реальности коммерческое предприятие не сможет функционировать без какого-либо представления о будущем и тех будущих вопросов, на которые, скорее всего, необходимо будет отвечать. Подготовка к их реализации должна происходить в сознании руководителей фирмы.
Из этого можно предположить, что стратегия должна существовать потому, что предприятие не может быть полностью гибким и отвечать на колебания во внешней среде мгновенными изменениями внутри себя.
Для того чтобы наиболее полно говорить о сущности стратегии предприятия, не лишним будет рассмотреть ещё несколько определений данного понятия. В настоящее время возникают значительные дискуссии насчет того, что следует понимать под стратегией и каковы принципы использования при ее создании. Общепризнанного определения стратегии не существует, так как достаточно сложно дать ей категоричное определение из-за того, что данное понятие многогранно.
При раскрытии понятия и сущности стратегии следует привести в качестве примера толкования различных авторов. Самое распространенное определение дано А. Томпсоном и А. Стриклендом. Они определяют стратегию как план управления фирмой, который направлен на укрепление ее позиций, удовлетворение интересов потребителей и достижение поставленных целей. Стратегия представлена множеством подходов к ведению бизнеса, от которых зависит продуктивное руководство фирмой. [2]
Иными словами, стратегия заключается в действиях и подходах управленческого персонала к достижению планируемых показателей деятельности, которые позволили бы усилить существующие или образовать новые конкурентные преимущества. Менеджеры занимаются разработкой стратегии, чтобы понять, в каком направлении и каким именно образом будет развиваться компания, и принимать обоснованные решения.
С другой стороны, А. Чандлер подразумевают под стратегией определение главных долгосрочных целей и задач организации, принятия плана действий и распределение ресурсов, которые были бы необходимы для выполнения поставленных целей. [3]
Если стратегия компании разработана правильным образом, то ее сложно скопировать другим и информация о характеристике главных стратегий распространяется среди любых заинтересованных групп (как сотрудников компании, так и основных клиентов инвесторов). Одновременно с этим конфиденциальной информацией являются детали стратегического плана. К ним относятся данные о конкретных мероприятиях, стоимости данных мероприятий.
Некоторые компании считают свою стратегию конфиденциальной информацией или коммерческой тайной . Это имеет место в том случае, если компания избрала стратегию, которую с легкостью можно скопировать действующему или потенциальному конкуренту. Если произойдет так, то исполнение данной стратегии не позволит добиться устойчивых конкурентных преимуществ. В связи с этим считают, что стратегия компании должна быть уникальной. Уникальность означает в данном случае то что, стратегия компании единственная в своем роде и подходит только для данной компании.
Таким образом, стратегия предприятия представляет собой обобщенную модель действий, совокупность перспективных планов и задач для достижения поставленных целей. В условиях тесной конкуренции и быстроменяющихся условиях на рынке необходимо не только концентрировать интерес на внутреннем состоянии дел предприятия, но и разрабатывать долгосрочную стратегию. Общепризнанного определения стратегии не существует, так как достаточно сложно дать ей категоричное определение из-за того, что данное понятие многогранно.
Единой стратегии предприятия не существует, ведь теория и практика бизнеса разработали внушительное количество стратегических подходов ведения дела. Это многообразие обусловлено конкретными условиями, в которых осуществляется бизнес, внешними и внутренними факторами, тенденциями в отрасли, где происходит деятельность, характером поставленных целей бизнеса и рядом иных факторов.
1.2. Типы стратегий предприятия
Крупные предприятия чаще всего разрабатывают три типа стратегий:
1) корпоративная (портфельная);
2) деловая (бизнес-стратегия);
3) функциональная.
Корпоративная стратегия представляет собой программу долгосрочных действий, которые совершаются для того чтобы достигнуть корпоративных планов и целей. Она охватывает решения, утверждаемые руководством на высшем уровне. Рассматриваемая стратегия разрабатывается руководителями наивысшего звена (топ-менеджерами). Важно, что именно они несут первоочередную ответственность за анализ сообщений и рекомендаций, направляемые руководителями более низкого звена.
Стратегия корпорации должна состоять в постоянной проверке. В процессе функционирования предприятия постоянно нужно откликаться на изменения, происходящие как внутри него, так и за его пределами. Так как регулярно происходят трансформации, на которые необходимо должным образом реагировать, компании имеют шансы обнаруживать и открывать "стратегические векторы ", "стратегические окна развития".
Существуют факторы, определяющие корпоративную стратегию. Среди них выделяют следующие:
1)региональная и глобальная экономия благодаря масштабам;
2)экономический эффект, приносимый брендом;
3)возможность ряда конкурентов находить приносящие результат благодаря разумному использованию издержек способы осуществления деятельности, которые нередко распространяются за пределами границ страны;
4) сближение, и нередко совпадение вкусов клиентов;
5)применение технологий.
Решения в корпоративной стратегии наиболее трудные, ведь они касаются всего предприятия. Именно эта стратегия определяет и согласовывает продуктовую стратегию компании.
Корпоративная стратегия включает:
• размещение ресурсов между хозяйствующими субъектами на основе портфельного анализа;
• решения о диверсификации производственной деятельности для того, чтобы свести к минимуму хозяйственные риски.
• модернизация структуры компании;
• принятие решений о слиянии, приобретении или иные интеграционные структуры;
• системная стратегическая ориентация отдельных подразделений. Ресурсы между ними могут перераспределяться планомерно.
Дeлoвaя cтpaтeгия описывает oбoбщенную систему определенных решений, нeoбxoдимыx для дocтижeния цeлeй благодаря кoopдинaции и pacпpeдeлeнию pecypcoв предприятия.