Файл: Практика стимулирования трудового поведения в отечественных и зарубежных компаниях (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие и назначение стимулирования трудового поведения
1.2 Классификация методов стимулирования трудового поведения в РФ
1.3 Классификация методов стимулирования за пределами РФ
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ А РФ И ЗАРУБЕЖОМ
Итак, проведенное обследование системы стимулирования на предприятие показало, что, несмотря на проработанность этой системы, имеются потенциальные возможности для повышения ее эффективности. По результатам анкетирования обе группы респондентов отметили: неудовлетворенность уровнем технической оснащенности и заработной платой; необходимость увязки заработной платы с результатами труда, признания и одобрения руководством хорошо выполненной работы и создания более комфортных условий труда. Руководители и специалисты также выделили потребность в возможности самостоятельно определять методы решения поставленной задачи.
Полученные результаты в первом приближении позволяют сделать следующие выводы:
- материальное стимулирование остается основным в мотивации персонала, т.е. преобладающим типом работника является «экономический», а не «креативный» человек. Но опрошенные руководители и специалисты руководствуются и духовными стимулами самоактуализации;
- имеет место несправедливость в распределении результатов труда и превалирует авторитарный стиль руководства;
- предприятие, обладая удовлетворительным уровнем когнитивности (профессиональная компетентность), демонстрируя в целом позитивные социальные качества (удовлетворенность отношениями), сталкивается с проблемой низкого уровня технической оснащенности, что приводит к нерациональности использования его креативных, созидательных ресурсов.
Таким образом, действующая модель управления персоналом на предприятии не соответствует современным требованиям.
2.2 Зарубежный пример
В Германии работников не мотивируют получение звания «лучший сотрудник месяца», послания директора с личными поздравлениями и пожеланиями, поэтому данными методами руководители пользуются крайне редко. Приоритетом для немецких работников являются справедливая оплата труда и безопасные условия работы[4].
«Уборщиков мусора» в Германии можно назвать престижной профессией. Эти люди гордятся своей работой, потому что они социально защищены и им предоставлены отличные условия для работы. Они работают с помощью нового оборудования, облегчающего их труд, а будущая пенсия составит 100% зарплаты.
По данным немецкого культуролога Руди Майера более 280 корпоративных гимнов написано в Германии за последние 5 лет[5]. Они поднимают дух многих компаний, таких как «Edeka», «Kaufland», «Volkswagen», «Air Berlin», «Henkel» и других.
Творческий отпуск с сохранением зарплаты предоставляет издательство «Random House» сотрудникам, проработавшим более десяти лет. В компании «Intel» для каждого нового сотрудника расстилают красную ковровую дорожку, а будущие коллеги встречают их аплодисментами[6].
Основатель «The Walt Disney Company» Уолт Дисней был убежден, что удовлетворенность работой зависит не только от уровня зарплаты, но и от престижности должности и подразделения, в котором работает сотрудник. Так, во время его руководства линейные работники были переименованы в текстильные службы, которые встали в один ряд с маркетинговой и клиентской службами. Они стали популярны среди молодых людей, желающих начать карьеру в компании. Позже сотрудники текстильных служб стали принимать участие в оптимизации деятельности компании, что способствовало уменьшению текучести кадров.
Многие компании, действуя по принципу «Не человек для номинации, а номинация для человека», проводят спортивные и творческие конкурсы по интересам для повышения командного духа своих сотрудников[7]. Компания «МТС» практикует проведение «Лиги чемпионов», а «MacDonald's» — «Голос МакДональдз». Поняв, кого и за что можно наградить, топ-менеджмент придумывает соответствующие торжественные звания для сотрудников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нетрадиционные методы мотивации сотрудников являются актуальными для применения их на практике. Эти методы способствуют экономии бюджета организации, так как в большинстве случаев они носят нематериальный характер и являются малозатратными в своей реализации. Также можно сделать вывод о том, что именно они в большей степени привлекают сотрудников на труд, а следовательно, являются наиболее эффективными для успешной работы предприятия в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На мой взгляд, существенным недостатком современных российских предприятий является недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов сотрудников. А ведь человеческий потенциал - это важное конкурентное преимущество для предприятия. Следует отметить тот факт, что далеко не все руководители российских компаний уделяют должное внимание мотивированию персонала и удержанию его на рабочем месте, считая, что всегда найдут нового работника. А если и занимаются этим, то используют для мотивации персонала лишь материальный аспект. Такие организации, как правило, могут добиться лишь временных рыночных успехов. В долгосрочном периоде они проигрывают за счет того, что отсутствует устойчивый состав ключевого персонала, интересы сотрудников слабо связаны с интересами предприятия и они продолжают оставаться лишь из-за высокой оплаты труда. То есть материальное вознаграждение является сильным мотивирующим фактором, но не определяющим и не всегда они побуждают человека трудиться усерднее. Необходимо учитывать, что вслед за развитием экономики меняется и менталитет работников. В условиях рыночных отношений не только организации выбирают себе работников, но и человек на рынке труда может найти подходящую для себя компанию. Для того чтобы мотивацию персонала эффективно использовать в целях усиления управленческого воздействия нужно прежде всего представлять ее сущность, то есть желания, ожидания, интересы, потребности, ценностные ориентации, способности своих сотрудников[8].
Последствия слабо развитой системы мотивации персонала трудно подсчитать в рублях. Но очевидным фактом остается то, что руководители и менеджеры, которые могут правильно мотивировать свой персонал, имеют определенную выгоду. То есть такие организации имеют более высокую производительность труда, имеют стабильную, сплоченную команду, которая мотивирована достижению целей компании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бухалков М.И. Управление персоналом - М.: ИНФРА-М, 2016. - 368 с.
- Гирфанова Е.Ю., Дырдонова А.Н. Зарубежный опыт в оценке деятельности российских предприятий шинной промышленности // Вестник Казанского технологического университета. - 2015. - Т. 17. - № 13. - С. 336-339.
- Гончаров В.В. В поисках совершенства управления - М.: Элит, 2013. - 487с.
- ГрузковИ.В., ГрузковВ.Н. Воспроизводство человеческого капитала: философско-экономический анализ: Монография // Под ред. проф. Л.Л. Редько. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. - 180 с.
- Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы как объект управления - М.: Дело, 2009 - 304 с.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации - М.: Инфра-М, 2010 - 512с.
- Кислова В.Ю. Подготовка кадров для нефтехимической промышленности: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16. - № 12. - С. 238-242.
- Корель Л., Комбаров В. Российское промышленное предприятие и субъект труда на нем в контексте социологических проблем многовекторной модернизации // Общество и экономика. - 2016. - № 6. - С. 40-66.
- Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанов Е.А., Ловчева М.В.. -М.: Инфра-М, 2015. -524 с.
- Нельсон Б. 1001 способ поощрить работника. - М.: ООО ИД Вильяме, 2013. - 192 с.
- Салихов Б.В., Летунов Д.А. Интеллектуальная экономика как нравственно-этическая форма инновационного развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.m-economy.ru/art.php?nArtId= 2070.
- Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах - М.: Вершина, 2008. - 224 с.
- Султанова Д.Ш., Бурганов Р.Ф. Технологические и управленческие инновации как факторы роста производительности труда // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2016. - Т. 15. - № 21. - С. 203-207.
- Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент - М.: ТАНДЕМ: ЭКМОС, 2012
- Хенсен М. Мастер мотивации. Секреты управления. - М.: Астрель, АКТ, 2016. - 156 с.
- Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала - М.: ГроссМедиа, 2012. - 224 с.
- http://hr-portal.ru