Файл: Внутригрупповые отношения в организации: лидеры и аутсайдеры..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 3
Введение
Проблема межличностного взаимодействия является весьма актуальной на сегодняшний день. Становление личности индивида нельзя рассматривать в отрыве от общества, в котором он живет, а также от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество состоит не только из индивидов. Оно выражает те отношения, в которых находятся между собой эти люди. Таким образом, становление гармоничных межличностных отношений является самоцелью для успешной личности, имеющей приоритеты личностного развития и социальной реализации.
В любом обществе природа межличностных отношений является сложным явлением. В них человек раскрывает свои индивидуальные качества, такие как волевые и эмоциональные свойства, интеллектуальные возможности. Также в системе межличностных отношений проявляются ценности и нормы общества, усвоенные человеком. Активность личности – главное звено в цепи любых межличностных отношений.
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями и организациями встает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения и приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает значимость вклада каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. При этом эффективность работы группы на общий результат во многом зависят от психологического климата, от характера межличностных отношений в коллективе.
В социологических исследованиях проблемам распределения социальных ролей, лидерства и аутсайдерства посвящено значительное количество работ. При этом чаще всего проблема лидерства в рабочем коллективе рассматривается с позиций роли руководителя и стиля управления. Однако, исследования Р. Бояцис, Д. Гоулмана, Я. Л. Коломинского, Э. Макки, Ю.П. Платонова и других ученых доказали, что в коллективе нередко формируются неформальные лидеры, имеющие значительный авторитет, и направляющие деятельность компании в то или иное русло. Между тем, существует и определенный тип сотрудников, играющих дестабилизирующую роль в коллективе и являющихся инициаторами разного рода конфликтов.
Актуальность исследования проблемы неформального лидерства в рабочем коллективе состоит в том, что наличие дестабилизирующих группировок, аутсайдеров, отвергнутых способно значительно снизить успешность деятельности и внести дисгармонию в профессиональное взаимодействие[1].
Осознание проблемы, а также умение определять типы сотрудников и их социальные роли в коллективе имеет важное значение для руководителя, так как позволяет найти индивидуальный подход, предотвратить или разрешить конфликты, нормализовать психологический климат в организации.
Цель данной работы состоит в анализе качественного состава неформальных групп и характере взаимоотношений в коллективе на основе определения социальных ролей сотрудников.
Объект исследования: неформальная структура организации.
Предмет исследования: особенности лидерства и аутсайдерства, роль различных социальных позиций в становлении профессионала и эффективности группы.
В ходе работы над проблемой были поставлены следующие задачи:
- Описать специфику неформальной структуры организации.
- Дать характеристику различных социальных ролей сотрудников.
- Рассмотреть особенности внутригрупповых взаимоотношений.
4. Решить кейс–задание на основе представлений о лидерстве и внутригрупповых взаимоотношениях.
Методы исследования:
- Теоретический анализ научной литературы.
- Практическое решение кейс-задания.
Теоретической базой исследования стали исследования в области лидерства и социальных взаимоотношений таких ученых, как: Бакирова Г. Х., Ильин Г.Л., Мерлин B.C., Платонов Ю.П. и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании специфики социальных ролей и их роли в становлении внутригрупповых взаимоотношений.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования различных аспектов исследования в работе менеджеров среднего и высшего звена, психологов в организации, а также – сотрудникам отделов по работе с персоналом.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы данной работы, определены объект и предмет исследования, обозначена цель и задачи, приведен анализ разработанности проблемы, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе раскрыты основные теоретические аспекты типологии личностей по социальному статусу, описаны особенности внутригрупповых отношений.
Во второй главе приводится анализ и решение кейс-задания.
В заключении сформулированы выводы по теме.
Глава 1. Неформальная структура группы
Эффективность предприятия или организации во многом зависит от коллектива его сотрудников, специфики отношений, сложившихся в компании, наличия единых целей и мотиваций к достижению высоких результатов.
Однако, компания не будет эффективной без грамотно спланированного и реализуемого механизма управления[2].
Управление предприятием или организацией подразумевает управление сложными системами, состоящими из целей и задач компании, обеспечения функционирования оборудования и системы производства, взаимодействия внутри коллектива. Менеджмент предприятия состоит из формальных управленческих методов и процедур. Процесс управления включает в себя процесс планирования, организации, мотивации и контроля. В зависимости от величины компании и количества объектов управления различают уровни управления, и, соответственно, уровни менеджеров или лидеров. Умелый менеджмент вносит упорядоченность в основные показатели деятельности компании[3].
Однако, не всякий умелый управленец может быть эффективным руководителем коллектива. Данный аспект зависит во многом от лидерских качеств руководителя и способности умело контролировать и направлять деятельность сотрудников компании[4].
Контролирующая функция является одной из главных функций управления. Он означает соотнесение фактически достигнутых результатов с запланированными. Различают предварительный контроль, позволяющий видеть несовершенства в запланированных операциях; текущий контроль, помогающих вовремя увидеть неточности и скорректировать дальнейшие действия и заключительный контроль, призванный оценить конечный результат и спланировать способы предотвращения ошибок в будущем.
Лидерство связано, главным образом, с умением достойно справляться с переменами и проблемами. Современный мир отличается высокой конкуренцией и повышенной изменчивостью. И лидерские качества во многом являются критерием успешности как самой личности, так и компании, находящейся под его управлением[5].
Лидерство представляет собой способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. При этом существуют различные модели лидерства, эффективные в разных ситуациях.
1. Авторитарная модель. Данный стиль лидера подразумевает безоговорочное подчинение группы требованиям и правилам, устанавливаемым руководителем.
2. Демократическая модель. В данной модели коллективу предоставляется определенный уровень свободы, сотрудники принимают участие в решении важных вопросов, а руководитель выполняет роль регулятора и координатора идей.
3. Либеральная модель. Предполагает отсутствие контроля со стороны руководителя за выполнением требований, которые, к тому же, не являются четкими и однозначными.
4. Организаторская модель. При данной модели лидер воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует в направлении их реализации.
5. Творческая модель. Такой лидер способен во всем видеть новое, браться за решение неразрешимых проблем. Он не отдает распоряжения, а приглашает к обсуждению, заинтересовывает коллектив.
6. Модель лидера-борца. Лидер первым идет навстречу опасности или неизвестности, с готовностью отстаивает свои идеалы и заражает коллектив своим энтузиазмом и решительностью.
7. Дипломатическая модель. Подобный стиль руководства опирается на отличное владение ситуацией, умение оказывать влияние при помощи тонких психологических приемов. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников.
8. Модель лидера-утешителя. Такой способ руководства располагает тем, что лидер готов поддержать в трудную минуту, уважительно и доброжелательно относится к людям, всегда вежлив и предупредителен[6].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основная задача руководителя – это обеспечение эффективной работы трудового коллектива по достижению общей цели компании. Данная работа координируется при помощи умело сформулированной программы управления персоналом. Однако, наличия программы управления и четких целей производства недостаточно для эффективного руководства. В функции руководителя входят координация и контроль, как фактор определении правильности выполнения поставленных задач. И сотрудники охотно выполняют все указания руководителя только в том случае, если он обладает определенными лидерскими качествами, способен увлечь и повести за собой, вызвать уважение и доверие, показать пример собственной деятельностью[7].
Кроме того, в трудовом коллективе, наряду с формальной иерархической системой, основанной на должностях и профессиональных функциях, существуют группы неформальные, основанные на межличностных отношениях, предпочтениях, симпатиях и антипатиях, общих интересах, увлечениях, стремлениях и т.д. При этом характер влияния такой группы на коллектив и психологическую атмосферу в нем во многом зависит от направленности группы и ее целевых и ценностных установок. В таких группах имеется собственное распределение ролей, некая иерархия, социальная структура, выделяются лидеры, предпочитаемые, ведомые, аутсайдеры и др. Так, если общая цель, сплотившая участников микрогруппы, состоит в повышении результатов профессиональной деятельности, они будут ревностно отстаивать свои идеалы и вдохновлять других на беспрекословное, идейное исполнение обязанностей[8].
Ведущие в позитивных микрогруппах обычно обладают высокими моральными принципами, организаторскими способностями, образованием. Однако, они не демонстрируют своего превосходства и не считают, что остальные должны подчиняться им только на основании этих показателей. К тому же лидерские позиции делегируются им, как правило, самими участниками группы, сознательно признающими достоинства и авторитет сослуживца. Групповое мнение складывается на основе учета мнений каждого и потому отражает общие интересы. А основным мотивом деятельности и саморазвития выступает достижение определенных профессиональных результатов или достижений в самообразовании, культурном развитии и т.д.[9]
Если же микгрогруппа сплотилась на основе недовольства руководством, деятельностью, требованиями и правилами компании, отказа выполнять распоряжения начальства, то влияние такой группировки будет явно деструктивным. В основе образования подобных групп лежит стремление к нарушению порядка, склонность к конфликтам, потребность в удовлетворении личных амбиций. Лидерство определяется в таких структурах путем «самовыдвижения» и авторитарного, приказного подчинения своим целям ведомых членов группы. В таких образованиях отсутствует психологическое и идейное единство, нет равенства позиций. Приоритетным способом управления и подчинения является давление, использование отношений зависимости, запугивание и т.д.[10]
Именно с образования таких микрогрупп, как правило, начинаются дестабилизирующие процессы в коллективе. Наличие подобных группировок способствует учащению и ожесточению конфликтов, что снижает мотивацию сотрудников к совместной деятельности, и оказывает отрицательное воздействие на процесс достижения общих целей, эффективность выполнения служебных обязанностей и профессиональный рост всех членов коллектива[11].
В табл. 1. Приведены основные характеристики и отличия формальной и неформальной групп.
Таблица 1. Сравнительная характеристика формальных и неформальных групп
Характеристика |
Формальная группа |
Неформальная группа |
Цели |
Эффективность работы компании, официальные ориентиры |
Определяются членами группы |
Внутригрупповые взаимоотношения |
Официальные |
Неофициальные |
Характер отношений |
Вертикальная иерархия |
Равноправие, доверие, взаимное уважение |
Организационная основа |
Права и обязанности |
Власть и политика управления |
Центр внимания |
Должности |
Личность |
Лидер |
Формальный (руководитель) |
Неформальный (признанный лидер, пользующийся авторитетом) |
Источник власти лидера |
Должностное делегирование |
Решение группы |
Регулятор поведения |
Правила |
Нормы |
Способы регуляции поведения членов группы |
Вознаграждения и штрафы |
Психологическое взаимодействие, давление или санкции |