Файл: Понятие, сущность и этапы корпоративного проектирования.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие, сущность и этапы корпоративного проектирования
1.1 Понятие корпоративного проектирования
1.2 Деятельность руководителя по управлению проектом
Глава 2 Влияние личности руководителя на реализацию корпоративных проектов
2.1 Концепции профессионализма руководителя проекта
2.2 Формирование профессионального руководителя проекта
2.3 Критика как элемент оптимизации корпоративного проекта
2.4 Влияние психологического настроя руководителя на реализацию корпоративного проекта
Введение
Сегодня совершенно очевидно, что не только настоящее, но и будущее творят менеджеры - люди, управляющие трудовым коллективом в самых различных сферах деятельности и обеспечивающие решение всего комплекса стоящих перед ними задач, создающие условия для лучшей жизни сотрудников. И в каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств менеджера, от его умения работать с людьми.
Руководство - это процесс, при котором происходит влияние на подчиненных, являющийся способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководить в наше время умеет не каждый, но научиться этому искусству дано многим. На данный момент этой деятельностью занимаются большое количество людей. Трудности, возникающие при осуществлении руководства, требуют тщательного анализа всего процесса, установление их причин и последствий.
Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. В нашей стране и за рубежом, наблюдается рост теоретических исследований в области менеджмента. Эта наука развивается и ее правильное применение дает положительный эффект во многих организациях.
При большом количестве публикаций, посвещенных конкретно-прикладным аспектам руководства проектами, очень много, в которых бы анализировались процессы организации, мотивации, контроля, планирования и координации. С практической точки зрения, актуальность работы не менне значительна. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает, например, элементарной конфликтологической культуры, знаний о путях разрешения многих ситуаций.
Менеджер - специалист по управлению бизнесом, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью его сотрудников, обеспечивающий высокую эффективность производства и реализации продукции, услуг на основе оптимального использования всех ресурсов предприятия, прежде всего - человеческих, за счет применения самых современных принципов, форм, методов, приемов и средств науки управления.
Целью данной работы является изучение требований к современному руководителю корпоративного проекта.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- Изучить понятие корпоративного проектирования;
- Рассмотреть деятельность руководителя по управлению проектом;
- Изучить влияние личности руководителя на реализацию корпоративных проектов;
- Рассмотреть концепции профессионализма руководителя проекта;
- Изучить формирование профессионального руководителя проекта;
- Изучить влияние психологического настроя руководителя на реализацию корпоративного проекта и т.д.
При написании данной работы были использованы современные научные и учебные источники.
Глава 1 Понятие, сущность и этапы корпоративного проектирования
1.1 Понятие корпоративного проектирования
Что же такое проект? Все мы постоянно осуществляем проекты в своей повседневной жизни. Вот простые примеры: подготовка к юбилею, ремонт в квартире, проведение исследований, написание книги... Все эти виды деятельности имеют между собой целый ряд общих признаков, делающих их проектами:
- Они направлены на достижение конкретных целей;
- Они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- Они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- Все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
В общем случае, именно эти четыре характеристики отличают проекты от других видов деятельности. Каждая из названных характеристик имеет важный внутренний смысл, и поэтому мы их рассмотрим более пристально.
Проекты нацелены на получение определенных результатов - иными словами, они направлены на достижение целей. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты. Проект обычно предполагает целый комплекс взаимосвязанных целей.[1] Например, основной целью проекта, связанного с компьютерным программным обеспечением, может быть разработка информационной системы управления предприятием. Промежуточными целями (подцелями) могут быть разработка базы данных, разработка математического и программного обеспечения, тестирование системы. В разработке базы данных, в свою очередь, также могут быть выделены цели более низкого уровня - разработка логической структуры базы данных, реализация базы данных с помощью СУБД, загрузка данных и так далее.
Тот факт, что проекты ориентированы на достижение цели, имеет огромный внутренний смысл для управления ими. Прежде всего, он предполагает, что важной чертой управления проектами является точное определение и формулирование целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач. Кроме того, отсюда следует, что проект можно рассматривать как преследование тщательно выбранных целей, и что продвижение проекта вперед связано с достижением целей все более высокого уровня, пока наконец не достигнута конечная цель.
Проекты сложны уже по самой своей сути. Они включают в себя выполнение многочисленных взаимосвязанных действий. В отдельных случаях эти взаимосвязи достаточно очевидны (например, технологические зависимости), в других случаях они имеют более тонкую природу. Некоторые промежуточные задания не могут быть реализованы, пока не завершены другие задания; некоторые задания могут осуществляться только параллельно, и так далее.[2] Если нарушается синхронизация выполнения разных заданий, весь проект может быть поставлен под угрозу. Если немного задуматься над этой характеристикой проекта, становится очевидно что проект - это система, то есть целое, складывающееся из взаимосвязанных частей, причем система динамическая, и, следовательно, требующая особых подходов к управлению.
Организационное проектирование – это моделирование системы управления организацией, осуществляемое перед ее формированием или накануне значительных преобразований. Организационное проектирование – упорядочение организационно – структурных характеристик организации как системы для достижения или улучшения ее эффективности, адаптивности и результативности. Организационное проектирование – это процесс нахождения соответствия между ключевыми элементами организации (структура, люди, задачи, система решений и поощрений, не формальная организация и культура) и ее стратегией, которое приводит к успеху.
Организационное проектирование заключается в разработке проектных решений по устройству организации и по процессу ее преобразования – переходу от актуального состояния к перспективному. Перспектива определяется достижением организацией определенных целей и разрешением значимых проблем.[3]
Отправными пунктами для организационного проектирования являются цели организации и ее проблемы. Перспективное устройство организации разрабатывается так, чтобы эти цели были достигнуты, а проблемы решены. Для этого должно учитываться не только изменение внутренних факторов, но и состояние, и развитие внешней среды организации. Принимая во внимание рыночные тенденции, формируется план перехода к перспективному состоянию.
Задачи организационного проектирования:
1 определение оптимального состава элементов системы, рационализацию их связей в количественных и качественных отношениях и размещение в производстве;
2 разработка регламента организационных процессов, происходящих в производственной системе;
3 разработка нормативной базы организации производства для конкретных систем (подсистем, элементов);
4 определение информационных взаимосвязей и потоков элементов системы, формирования информационного обеспечения и документооборота;
5 проектирование технологии управленческих процессов;
6 проектирование общих управленческих процессов.
Предмет и цели организационного проектирования:
Организационное проектирование
Предмет Система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или в отдельных видах деятельности
Основная цель Разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем
Результат Комплект технической, организационной и планово- экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы
Цели организационного проектирования - создание новой системы; - частичное усовершенствование существующей организационной системы;
- радикальное преобразование существующей организационной системы
Организационное проектирование представляет собой совокупность двух частей:
Механизма внутреннего функционирования, который включает элементы, необходимые для процесса управленческой и производственной деятельности (функциональные и организационные структуры, должностные инструкции, производственное оборудование, систему документооборота и информационный обмен);
Механизма отношений с внешней средой, который содержит элементы, необходимые для формирования благоприятного поля внешних отношений организации (законодательные акты, договоренности, контракты, соглашения и т.п.).
Любые организационные изменения структурного или процессного характера являются продуктами организационного проектирования. При проектировании организационных решений по отдельным функциям управления детализируется описание каждой функциональной подсистемы, разрабатываются Положения о подразделениях, их структура, рекомендации по технологии принятия решений, методам обработки информации и т.п.
Одной из базовых проблем в организационных изменениях является оценка правильности выбранного направления и соответственно оценка степени эффективности организационной структуры. Оценку действенности запланированных организационных изменений необходимо постоянно отслеживать в части достижения критериев эффективности проводимых изменений.[4]
Для этого, прежде всего, необходимо провести декомпозицию глобальной целевой функции, разбив ее на частные цели, в том числе учесть цели активных элементов, на базе которых установить оценочные стандарты выявления отклонения и проведения необходимых корректировок. В качестве оценочных показателей организационных изменений можно рекомендовать следующие:
• реакция персонала на программу изменений;
• прогресс обучения;
• изменения в поведении;
• улучшение результатов работы организации.
В данном вопросе существует еще ряд проблем, связанных с оценкой эффективности отдельных элементов структуры, вытекающих из недостаточной формализации возможностей количественно оценить параметры нового состояния организации (например, в области организационной культуры и структурных мероприятий), недостаточной обоснованности причинно-следственных связей между уровнем эффективности системы и принимаемыми организационными изменениями.
Однако, несмотря на отсутствие четких доказательств эффективности организационных перемен, ясно, что предприятие, которое не осуществляет адаптивных мероприятий путем реорганизации производственной и организационной структуры, ставит под удар свою способность к выживанию на рынке и утрату темпов при формировании преимуществ в конкурентной борьбе. Правильное соотношение полномочий и ответственности, четкая регламентация деятельности активных элементов – руководителей и исполнителей – есть непременное условие эффективного развития организаций.
При проектировании системы управления имеется ряд особенностей, которые вызывают значительные трудности решения данной задачи:
1. Статичность системы управления, определяемая формой организационной структуры, состоящей из взаимосвязанных между собой элементов.
2. Динамичность системы, раскрывающая содержание процесса управления как целенаправленной деятельности руководителей и исполнителей по реализации отдельных операций, задач и функций управления.
3. Целесообразность системы, отражающая наличие поставленных целей и механизма их достижения.
4. Гибкость и адаптивность системы управления, неизбежно возникающие в процессе деятельности экономического объекта.
Эти особенности необходимо учитывать при проектировании оптимальной организационной структуры. Для проектирования структуры управления нужно сформулировать принципы выявления структуры. Обычно моделирование структуры проводится в несколько приемов.