Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в следующем.

Динамические изменения внешней и внутренней среды предприятия в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры требуют адекватного совершенствования системы организации и управления его текущей деятельностью, а также повышение степени управляемости структур предприятия. Современные тенденции перехода мировых экономик от экономик индустриальной эпохи к информационной, актуализируют исследование нематериальных преимуществ и особенностей работы предприятий. С начала 1990-х г. предприятия больше потратили средств на компьютеризацию и коммуникации, чем суммарно вложили в промышленное, горнодобывающее, сельскохозяйственное и строительное оборудование.

Если в 1960-ые гг. приблизительно половина рабочих развитых стран была привлечена в производство материальных ценностей, то, по оценкам специалистов, до 2016 г. ни в одной из развитых стран не будет использовать более одной восьмой рабочей силы в традиционной роли производителей и поставщиков товаров. Этот сдвиг от индустриализации к информатизации подтверждается фактом, что за последние двадцать лет было создано больше информации, чем за предыдущие пять тысяч лет. Суммарное количество информации удваивается каждые пять лет.

Такие быстрые и решительные изменения свидетельствуют только о том, что ни одно предприятие не может долго оставаться неизменным и при этом успешно развиваться. Способствует внедрению новых технологий и их эффективной адаптации и использованию на предприятиях добавляет предприятиям нематериальной стоимости и обеспечивает их конкурентоспособность – организационная культура предприятия.

Оптимальная организационная структура предприятия обеспечивает баланс между финансовой и организационной составляющими, где организационная культура становится инструментом внедрения определенных функций управления, распределения и делегирования ответственности за уровнями управленческого контура организационной структуры управления предприятием. Развитие элементов организационной культуры и использования ее инструментов в системе формирования организационной структуры предприятия в значительной степени влияет на показатели деятельности предприятия.

Целью курсовой работы является рассмотрение важнейших аспектов проблемы организационной культуры в организации

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:


  • изучить понятие и значение организационной культуры в организации;
  • рассмотреть виды и элементы организационной культуры в организации;
  • дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
  • провести анализ и дать оценку влияния организационной культуры на конкурентоспособность компании;
  • разработать для внедрения новые элементы организационной культуры, способствующие реализации стратегии развития.

Объектом исследования курсовой работы является организационная культура в обществе с ограниченной ответственностью «Медиа – Маркт – Сатурн».

Предметом исследования является организационная культура в организации.

Методологическую базу данной курсовой работы составили следующие методы обработки статистической информации: экономико-статистический; системного и экономического анализа; научного наблюдения и обобщения, логический и сравнительный методы.

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы состоит в том, что его результаты могут быть использованы конкретными предприятиями при выработке мер по разработке новых элементов организационной культуры, способствующих реализации стратегии развития.

Структурно работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1.Теоретические основы развития организационной культуры

1.1. Понятие и значение организационной культуры в организации

Принципиальные изменения в экономической, политической, социальной жизни страны настоятельно требуют от менеджеров всех уровней изучения современных методов и форм управления. Все более значимыми становятся вопросы организационного развития, повышения эффективности и качества труда, поиска дополнительных резервов для дальнейшего роста[1].

Важнейшей особенностью современного подхода к управлению предприятием является рассмотрение такового, как социальной системы. В этой связи активизация человеческих ресурсов все чаще рассматривается руководителями как один из основных рычагов повышения эффективности предприятия, а способность анализировать, прогнозировать поведение работников в организации и управлять им является необходимым условием эффективной работы[2].


Иначе говоря, речь идет о капитализации человеческого потенциала. Все большее число управленцев осознает, что конкурентное преимущество предприятия – это преимущество своего персонала перед персоналом конкурентов. Роль человеческого фактора особенно важна в современной России, поскольку для советского строя были характерны обезличенность общества, недооценка индивидуальной самобытности человека и инерция псевдосоциалистического мышления, сказывающаяся до настоящего времени[3].

Без изменения существующей организационной культуры на предприятиях со старыми ценностями, такими как дисциплина, послушание, иерархия и власть, невозможно создание новой системы управления с другими ценностями – участие, раскрытие личности, творческое мышление, словом, такими, обладание которыми считается важнейшим требованием для предприятий XXI века[4].

Поэтому вопросы формирования новой системы организационного поведения, организационной культуры для приспособления к жестким условиям конкурентной среды требуют к себе все большего внимания и имеют важное практическое значение. Особую актуальность представляет необходимость повышения управляемости социально-экономического положения отечественных предприятий, и как следствие этого – повышение эффективности их деятельности на основе формирования и совершенствования рациональной организационной культуры. В настоящее время не существует единого определения понятия организационной культуры[5].

Например, Г. Морган трактует организационную культуру как «один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло».

Наиболее полно понятие «организационная культура» раскрыто в определении, данном Э. Шейном: «это образцы базовых предположений и допущений, которые данная группа создала, открыла или разработала в процессе решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции и которые признаны группой как помогающие ей справляться с интуицией и поэтому должны быть выучены новыми членами группы и использованы ими как правильный путь восприятия, обдумывания и построения своего отношения к этим проблемам»[6].

Большое число публикаций, посвященных изучению данной темы, многочисленные исследования, проводимые по данной тематике – все это породило множество самых разных определений. Несмотря на разнообразие определений, в них можно выделить общие моменты, которыми оперируют все исследователи.


На основании представленного стоит сказать, что организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами предприятия и получающих выражение в заявляемых предприятием ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения[7].

Понимание организационной культуры необходимо для достижения определенного эффекта работы предприятия. Оперируя общими ключевыми элементами определения, можно сказать следующее[8]:

- знание организационной культуры помогает понять текущую деятельность предприятия и выйти на ожидаемое поведение;

- через разделяемые ценности и взятые обязательства организационная культура позволяет работнику двигаться в направлении целей, в которые он верит;

- нормы создают контрольный механизм, позволяющий направлять деятельность работника к желаемому состоянию;

- совершенный тип организационной культуры позволяет достигнуть высокой производительности и эффективности работников предприятия.

Эффективность организации зависит от того, насколько культура организации, ее стратегия, внешняя и внутренняя среда приведены в соответствие. Организация всегда будет стабильна и успешна в своей деятельности, если ее культура организации соответствует применяемой технологии[9].

1.2. Виды и элементы организационной культуры в организации

Культура – это определяющие поведение людей совокупности норм и правил, социально приобретенных ценностей, традиций, идей[10]. Подобно обществу или нации, организация также имеет определённую культуру, проявляющуюся в нормах поведения и отношениях между людьми. В любой организации, культура играет ключевую роль. Потому что она стабилизирует и сдерживает поведение участников организации, тем самым обеспечивая порядок в группе.

Согласно определению Т.О. Соломанидиной, организационная культура компании, «это единое социально-экономическое пространство, расположенное внутри компании, в рамках которого взаимодействие работников осуществляется на основе общих идей, представлений и ценностей, определяющих особенности их трудовой жизнедеятельности и обусловливающих своеобразие философии, идеологии и практики управления человеческими ресурсами компании»[11].


Существуют два вида факторов, влияющих на организационную культуру: внутренние и внешние. При формировании организационной культуры главенствующими факторами являются внутренние, так как они в большей мере поддаются влиянию. Внутренние факторы подразделяются на следующие группы: общеорганизационные факторы,факторы управления,факторы, связанные с персоналом. Необходимо принимать во внимание и факторы внешней среды, оказывающие прямое влияние на организацию[12].

К внешним факторам относятся национальные особенности, степень вовлечённости страны в мировую экономику, специфика национальной культуры, экономические условия в целом, общая деловая среда, степень правового развития общества, информационная развитость общества, моральные и этические нормы в обществе, религия и мировоззрение.

Основные виды действующих организационных культур представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные виды организационных культур, выделяемые в России[13]

Вид культуры

Характеристика

Органическая

Организация направляется согласием с общей целью; с проблемами справляются с помощью непридавания им значения; повседневная работа осуществляется при наименьшем вмешательстве в нее; руководство задаёт цель.

Бюрократическая

Организация определяется сильным руководством; проблемы решаются на основе четкого продумывания; повседневная работа зависит от неизменности направления и активности руководства.

Предпринимательская

Организация направляется свободной инициативой; лидерство основывается на наличии признания и авторитета; решаются проблемы с помощью новых творческих подходов; повседневная работа выполняется у каждого по-своему; руководство дают людям свободу поступать так, как они считают нужным.

Партисипативная

Организация направляется всесторонними обсуждениями; открытым взаимодействием решаются проблемы; для большего совершенства повседневная работа постоянно перепроверяется; руководство выступает как катализатор сотрудничества в группе.

Предприятие или организация создает свой неповторимый облик, основой которому служит оригинальные свойства производимой ими продукции и оказываемых ими услуг, а так же моральные и этические требования, правила поведения и нравственный принципы работников организации, репутация на рынке и так далее. Такая система общепризнанных в организации принципов и подходов к постановке деловых вопросов и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию или предприятие от других[14].