Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из основных задач организационной культуры является снижение доли субъективного фактора в реализации процедур управления и соответственно снижение управленческого риска. Это достигается за счет обезличенности создаваемой организационной культуры. Последнее означает, что она должна действовать независимо от индивидуальных особенностей членов организации[15].

Характеристика организационной культуры охватывает следующие элементы[16]:

• индивидуальную автономность – уровень ответственности, независимости и возможностей проявления инициативы в организации;

• структуру – взаимодействие органов и лиц, установленных правил поведения, прямого руководства и контроля;

• направление – уровень формирования целей и перспектив деятельности организации;

• интеграция – уровень, до которого части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;

• управленческое обеспечение – степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;

• поддержку – уровень помощи, которую руководители оказывают своим подчиненным;

• стимулирование – уровень зависимости вознаграждения от результатов труда;

• идентифицированность – уровень отождествления работников с организацией в целом;

• управление конфликтами – уровень разрешаемости конфликтов;

• управление рисками – уровень, до которого работники поощряются в нововведениях и принятии на себя риска[17].

Одним из важнейших элементов организационной культуры является действующая система мотиваций — набор способов побуждения членов организации к активной творческой деятельности для достижения своих личных целей и целей организации. Основой для разработки системы мотиваций экономического типа служит потребность в вознаграждении.

Говоря об организационной культуре, можно выделить два вида: доминирующая культура и субкультура организации[18]. Доминирующая основываются на выражении центральных или основных ценностях, которые принимает большинство членов организации. Она так же выражает собой отличительные черты организации. Субкультура же – это специфика культуры отдельных подразделений, она развиваются в основном в больших организациях. Существует вертикальная субкультура, резко отличающаяся от доминирующей, и горизонтальная, тождественная ей. Различают также сильную культуру – активно и широко распространенную в организации – и слабую культуру, которая распространена в молодых организациях и организациях с постоянной ротацией мнений среди своих членов. Члены данных предприятий не имеют достаточного совместного опыта работы для формирования общепринятых ценностей. Хотя нельзя сказать, что и все зрелые организации обладают сильной культурой, так как главные ценности организации должны постоянно поддерживаться.


Организационная культура за счёт стабилизирования поведения руководства и сотрудников, способствует развитию организации и удачному её функционированию на рынке, позволяет создать адаптивную, гибкую, конкурентоспособную производственную систему компании.

Глава 2. Анализ организационной культуры в ООО«Медиа – Маркет – Сатурн»

2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования

Media Markt – один из самых узнаваемых и популярных брендов в Европе, лидирующая сеть на европейском розничном рынке бытовой техники и электроники, которая объединяет более 700 магазинов в 15 странах мира. В России ООО «Медиа-Маркет Сатурн» присутствует с 2006 года и сейчас представлена 47 магазинами в 23 городах[19].

Многолетний опыт работы в ритейле и, как следствие, высокие требования к качеству обслуживания клиентов и европейские стандарты в основе бизнес-процессов. - Уникальная децентрализованная структура компании. Она позволяет руководителям быть предпринимателями, а не администраторами, а сотрудникам реально воздействовать на бизнес-процессы. Директор каждого магазина несет ответственность за предлагаемый ассортимент товаров, ценообразование, контролирует вопросы, связанные с управлением персоналом и маркетингом. - Сильные традиции в области развития персонала. Мы даем реальную возможность профессионального и карьерного роста в нашей компании.

ООО «Медиа-Маркет Сатурн» – единственная компания в России, которая отправляет своих лучших молодых сотрудников в Германию для получения высшего образования в области International Retail Management (3,5 года с получением диплома бакалавра). - Яркая индивидуальность бренда ООО «Медиа-Маркет Сатурн». Они неизменно гарантируют, что и покупка, и работа в наших магазинах всегда «Дас ист фантастиш!».

Как и многие другие крупные ритейлеры, под влиянием интернета ООО «Медиа-Маркет Сатурн» развивает многоканальные продажи (интернет-магазин, мобильные приложения).


На рисунке 1 представлена организационная структура ООО «Медиа-Маркет Сатурн».

Рисунок 1. Организационная структура ООО «Медиа-Маркет Сатурн»

Организационная структура является линейной, так как все сотрудники подчиняются непосредственно директору, у каждого свой круг обязанностей. Управление в рассматриваемом магазине эффективное, потому что директор четко ставит дневные цели, которые сотрудники всегда стараются выполнять, контролирует деятельность каждого сотрудника[20].

Во главе магазина стоит директор, которому подчиняются – кассиры, продавцы, супервайзеры, сервисная ячейка в которую в ходят: сотрудники службы информации, менеджер отдела мониторинга, менеджеры по качеству, кладовщики. Директор контролирует работу всего магазина и работу каждого сотрудника[21]. Он должен:

  • следить за работой и порядком магазина;
  • несет ответственность за выполнение подотчетным магазином установленных планов по выручке;
  • анализирует итоги инвентаризации магазина и принимает меры по сокращению убытков;
  • осуществляет постоянный мониторинг продаж магазина, организует работу с продавцами, показывающими худшие результаты работы;
  • осуществляет оценку конкурентной ситуации в городе, отслеживает акции конкурентов, посещает магазины конкурентов;
  • организует дополнительное обучение супервайзеров и продавцов магазина;
  • проводит командообразующие мероприятия с коллективом магазина;
  • направляет на согласование директору дивизиона предложения по оптимизации кадрового состава магазина, составляет график работы сотрудников магазина;
  • в случае приема на работу нового сотрудника обеспечивает его полный инструктаж в соответствии с требованиями законодательства РФ;
  • с каждым новым продавцом организует и проводит курс 30-ти дневного обучения;
  • осуществляет контроль соблюдения трудовой дисциплины персоналом магазина и принимает, предусмотренные действующим законодательством меры в случае ее нарушения;
  • контролирует начисление, распределение и выплату заработной платы и премий сотрудникам магазина;
  • ежедневно, совместно с супервайзерами магазина организует для продавцов занятия по изучению бытовой техники и электроники и нормативных документов, регулирующим отношения в сфере торговли на территории РФ[22];
  • в пределах своей компетенции даёт указания для исполнения нижестоящим сотрудникам;
  • вносит вышестоящему руководству предложения по совершенствованию работы магазина;
  • вносит вышестоящему руководству предложения о поощрении либо о депремировании сотрудников магазина;
  • организует и контролирует работу магазина и продавцов в соответствии со «Стандартными Рабочими Процедурами»;
  • осуществляет контроль над соблюдением продавцами правил продажи отдельных видов товаров;
  • предпринимает действия по недопущению конфликтных ситуаций между сотрудниками магазина и покупателями, решает возникшие претензии и конфликтные ситуации с покупателями в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • исполняет приказы, распоряжения, указания вышестоящих руководителей;
  • при необходимости принимает участие в судебных заседаниях;
  • несёт ответственность за выполнение задач, возложенных на магазин;
  • совместно с менеджером отдела мониторинга рассматривает анкеты новых кандидатов;
  • участвует в плановой инвентаризации;
  • контролирует качество работы сотрудников ИНФО;
  • контролирует скорость и качество кассового обслуживания;
  • выполняет правила трудового распорядка;
  • отвечает за противопожарную безопасность и сохранность имущества магазина[23].

Директор магазина несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, недоведение достоверной информации до потребителей о реализуемом товаре и его изготовителе, неправильное осуществление денежно-кассовых операций, несоответствие ценников представленному товару, невыполнение приказов, распоряжений, поручений непосредственного руководства, несоблюдение личной трудовой дисциплины[24].

Из списка обязанностей видно, что на плечи директора возлагается широкий круг решаемых задач и большая ответственность за магазин, но хотелось бы отметить, что командообразующие мероприятия с коллективом проводятся крайне редко, так же как и занятия по изучению нормативных документов проводятся не каждый день. Чтобы успешно справляться с обширным списком решаемых задач и действий, необходима практика и тренировка, опыт работы в торговом зале, опыт личных продаж. Директор – это ответственный, исполнительный, ориентированный на клиента, умеющий влиять и убеждать, компетентный, амбициозный, коммуникабельный, целеустремленный, который достигает поставленных целей, ведет за собой целую команду, является лидером этой команды, помогает своим последователям в решении различных проблем и задач. Директор в своей работе руководствуется различными законами, актами, постановлениями, регулирующими деятельность торговой организации, а также правилами внутреннего трудового распорядка компании[25].

В функциональные обязанности супервайзеров входит:

  • осуществляет текущее руководство отделом и координирует деятельность продавцов;
  • осуществляет работу по организации эффективного и культурного обслуживания покупателей, созданию для них комфортных условий, обеспечивает отсутствие нарушений правил торговли в своем отделе и магазине. Обеспечивает поддержание чистоты и порядка в отделе и в торговом зале в целом.
  • организует представление товара, согласно нормативам, утвержденным компанией.
  • контролирует эффективное использование материальных, финансовых, технических, трудовых ресурсов в процессе трудовой деятельности;
  • участвует в инвентаризации;
  • еженедельно отслеживает цены конкурентов в городе;
  • планирует организацию и регулярно проводит обучение;
  • участвует в процессе аттестации продавцов;
  • ежедневно оценивает работу каждого продавца отдела: оценка обслуживания покупателей, оценка рабочего места. Принимает меры по улучшению показателей эффективности каждого сотрудника;
  • организует процесс наставничества стажерам и оказания помощи другим сотрудникам магазина при возникающей производственной необходимости;
  • в случае необходимости и при большом потоке покупателей помогает продавцам в процессе обслуживания клиентов магазина;
  • соблюдает трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования противопожарной безопасности.

Супервайзер должен знать законодательство, постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие и нормативные документы, касающиеся работы предприятия торговли, законодательство о защите прав потребителей, основные свойства и характеристики товаров, режим работы сотрудников, их права и обязанности, правила и методы обслуживания покупателей, правила этикета, нормы и требования по охране труда, противопожарной безопасности, основы управления персоналом и трудовое законодательство РФ[26].

Директору и супервайзеру подчиняются продавцы. Которые должны каждое утро подготовить отдел к рабочему дню, проверить наличие ценников и правильность их оформления, выставление всего товара на витрине, проверяют оформление текущих акций, поддерживает в надлежащем состоянии торговые витрины, стеллажи, стенды, другое торговое оборудование, участвуют в инвентаризации, осуществляет предпродажную подготовку товара, принимает меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций, возникающих при обслуживании покупателей. Основной обязанностью продавцов – это работа с покупателем, продавец осуществляет предложение и показ товаров покупателям; оказывает покупателям помощь при выборе товаров, консультирует покупателей по вопросам назначения, свойств, качества товаров, о правилах ухода за товарами, о ценах; производит подсчет стоимости покупки, выписку товара, оформление паспорта (иного документа) на товар, имеющий гарантийный срок; производит упаковку покупки; выдачу или передачу покупки на контроль[27].

Продавец должен знать: законодательство, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, касающиеся работы предприятия торговли; законодательство о защите прав потребителей, приказы и распорядительные руководства; товароведение, стандарты и технические условия на товары, основные их свойства и качественные характеристики; условия хранения товаров; требования к качеству и безопасности товаров, способы проверки качества товаров; принципы размещения, выкладки товаров и оформления мест продажи; виды торгового оборудования, инвентаря, инструментов и правила пользования ими; правила учета товара во внутренней программе организации; правила и методы обслуживания покупателей; порядок оформления помещений и витрин; правила этикета и профессиональную терминологию; нормы и требования по охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии.