Файл: Транспортный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В настоящее время в общественной жизни большинства государств задействована автомобильная индустрия. Важным аспектом в этой сфере является налогообложение на транспорт, ведь именно налогообложение гарантирует независимость любого государства, будь это государство с маленьким населением либо большим. Граждане РФ нередко пишут жалобы о том, что транспортный налог в нашей стране превышают необходимую норму. Но так ли это на самом деле. В этом состоит актуальность выбранной темы.

Цель работы – исследование транспортного налога РФ.

Задачи работы:

  • изучить понятие, содержание, историю и налоговую базу транспортного налога;
  • рассмотреть возможные изменения и альтернативы транспортного налога;
  • сравнить транспортный налог в России и за рубежом;
  • рассмотреть перспективы развития транспортного налога в РФ.

Предмет исследования – транспортный налог.

Объект исследования – транспортный налог, налоговая система и налоговая политика РФ.

Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию налогообложению в России.

Методологическую основу исследования составляют труды ведущих зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам функционирования налогообложения. Для изучения законов и нормативных актов, касающихся сферы налогообложения, применялся комплекс формально-правовых методов.

Информационной и эмпирической базой исследования являются законодательно-нормативные, методологические, методические и инструктивные материалы; статистические данные налоговых, финансовых органов и органов статистики; данные периодических изданий; теоретические и практические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных специалистов по налогообложению.

Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1.Теоретические основы транспортного налога

1.1.Понятие транспортного налога и его налоговая база


Транспортный налог — налог, взимаемый за регистрацию транспортных средств в государстве. Транспортный налог относится к региональным налогам. Транспортный налог выполняет цель привлечения к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности[1].

По мнению, известного экономиста Турлина Ж. А., в РФ транспортный налог призван обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Величину налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ.

История введения налога на транспорт берет свое начало с начала создания первого автомобиля в 1908 году[2]. Впервые транспортный налог включили в стоимость бензина в США практически одновременно с появлением первого массового автомобиля Ford-T в 1908 году. Но в большинстве стран применяется система налогообложения автомобильной сферы[3].

Современная история транспортного налога началась с 1991 года с принятия Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991 г. №1759-1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды, носили целевой характер и служили источниками финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения.

Многие организации используют в своей деятельности собственные или арендованные автомобили. Исчисление и уплата транспортного налога, отнесенного ст. 14 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к числу региональных налогов, регулируются гл. 28 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ установлены такие элементы налогообложения, как налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления транспортного налога. Транспорт, как правило, регистрируется на собственника, которым может быть как частное лицо, так и предприятие[4].

Все владельцы транспортных средств обязаны уплачивать транспортный налог в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ. Есть небольшая категория владельцев транспортных средств, которые могут быть освобождены от уплаты налога законом субъекта РФ в соответствии со статьями 356, 357 НК РФ.

Транспортный налог – налог, относящийся к региональным, величину ставки по нему, а кроме того, период его выплаты и сроки предоставления отчётов определяют законодательные власти субъектов РФ[5].


Что является налоговой базой для расчета транспортного налогу определено в статье 359 НК РФ. Это[6]:

• мощность двигателя в лошадиных силах – для транспортных средств с двигателями;

• валовая вместимость в регистровых тоннах – для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств;

• единица транспортного средства – для остальных водных и воздушных транспортных средств. Однако, исходя из принципов налогообложения, не вполне понятен такой момент, почему вовсе не учитывается при расчёте налога фактическое использование автотранспорта[7].

А следовательно, наносимый им урон дорожному покрытию региона. Ведь нередка такая ситуация, когда автомобиль находится на стоянке, а владелец всё равно выплачивает за него подать. Тогда как в другой ситуации аналогичный транспорт используется почти круглосуточно, и налоговое бремя в обоих вариантах развития событий одинаково. Платить транспортный налог нужно с месяца постановки до месяца снятия транспорта с учета.

Период использования транспорта – это количество месяцев, когда вы владели транспортным средством, то есть когда оно было на вас зарегистрировано. Это важно, при расчете транспортного налога, если вы были собственником менее 1 года. Месяц, в котором транспортное средство было поставлено на учет, и месяц, в котором оно снято с учета, считаются, как полноценные месяцы. Если вы поставили и сняли с учета транспортное средство в течение одного месяца, в расчете используйте 1 (один) месяц[8].

Плательщиками налога определяются граждане и организации – собственники единиц транспорта, поставленных на учёт в автодорожной инспекции должным образом[9].

Транспортными средствами в рамках законодательства признаются такие виды транспорта:

Легковые автомобили, обладающие мощностью двигателя больше ста литров.

  • Мотоциклы, мотороллеры.
  • Автобусы.
  • Самолёты, вертолёты.
  • Яхты, парусные суда, катера, гидроциклы, моторные лодки.

Все перечисленные виды транспорта обязательны для госрегистрации в ГИБДД[10]. В начале 2016 года в Государственную Думу РФ поступил законопроект о замене транспортного налога с 1 января 2016 года акцизами на бензин. Это означает, что как таковой налог с граждан и юридических лиц взиматься не будет. Вместо него на определенную стоимость увеличится цена на топливо. Разница между фактической стоимостью бензина, газа и так далее и ценой с учетом акциза будет направляться в федеральный дорожный фонд, который в свою очередь будет перераспределять полученные средства между региональными дорожными фондами[11]. При этом подразумевается, что деньги, перечисленные в фонды регионов, могут быть направлены исключительно на поддержание и строительство автомобильных дорог. Таким способом ликвидируется «несправедливость» относительно владельцев автомашин, которые сломаны или длительное время находятся в ремонте. Ведь сумма акцизного сбора будет напрямую зависеть от количества пройденных автотранспортном километров и заправленного топлива[12].


Дорожные фонды были основаны еще в 2012 году. Изначально в казну фондов поступало по 9 рублей с каждого проданного на территории РФ литра топлива. В 2013 году данный показатель был увеличен на 6%, то есть до 9,5 рублей.

Президент РФ высказался о введении подобного акциза еще в 2012 году на очередной встрече с лидерами партий, представленных в государственной Думе. По его мнению, такой подход к сбору транспортного налога является наиболее «справедливым» и эффективным, поскольку максимально сократит недоимку региональных бюджетов и дорожных фондов[13].

Ведь при покупке бензина цена не будет делиться на его стоимость и акцизный сбор. Законопроект о реорганизации транспортного налога поступил в Государственную Думу 29 апреля 2016 года под номером 782404-6[14].

Проект закона предусматривает:

  • полное исключение главы 28 (Транспортный налог) из Налогового Кодекса РФ;
  • внесение изменений в Бюджетный Кодекс РФ об исключении транспортного налога из состава региональных бюджетов (касается статей 56, 179);
  • введение в действие закона с 1 января 2016 года.

Познакомиться с предлагаемым проектом закона, посмотреть за ходом его обсуждения и принятия, а так же прочитать пояснительные записки и другие сопутствующие документы можно на сайте Государственной думы.

Параллельно с органами государственной власти обсуждение закона проводится Федерацией автовладельцев России и на сайте общественных инициатив. Федерация к началу лета 2016 года собрала в поддержку закона более 100 000 подписей. На сайте за принятие законопроекта проголосовало более 86 000 пользователей. Если последний будет принят и вступит в силу, как и планировалось с 1 января 2016 года, то транспортный налог буде заменен акцизом на топливо. Как скажется нововведение на цене бензина? По подсчетам Е.Москвичева, являющегося председателем комитета по транспорту, стоимость топлива должна увеличиться на 30 – 40 копеек за литр. Однако ранее приводились иные цифры.

Специалисты рассчитали, что для того чтобы оправдать все затраты на введение нового сбора и воплощения всех задуманных идей, цена бензина должна увеличиться приблизительно на 1 рубль[15]. Насколько реально измениться стоимость топлива для конечных потребителей можно будет судить только после полного принятия закона, внесения всех сопутствующих поправок и установления тарифов. Таким образом, вместо транспортного налога предполагается введение двух сборов: акциза на топливо и экологического[16].


И транспортный налог все равно придется платить, только в несколько видоизмененном состоянии. Параллельно с реорганизацией транспортного налога снизится нагрузка на налоговые органы, занимающиеся расчетом и сбором средств с налогоплательщиков. Все частные владельцы транспортных средств уже привыкли к тому, что ежегодно получают из налоговой уведомление о необходимости уплатить транспортный налог и образец квитанции для уплаты.

Граждане РФ не рассчитывают транспортный налог в 2016 году самостоятельно. Это регламентировано пунктом 3 статьи 363 НК РФ. А вот на предприятия возложена обязанность самостоятельно рассчитывать транспортный налог. В бухгалтерии предприятии считается правильным, если расчет оформлен бухгалтерской справкой[17].

Таким образом, за реорганизацию транспортного налога выступают не только органы власти, но и большое количество обычных граждан и юридических организаций. федеральными нормативными актами установлены примерные размеры ставок налога по различным видам транспорта. Реальный же объём причитающихся к уплате денежных средств устанавливается краями и областями РФ при условии, что ставки не должны быть уменьшены или увеличены больше чем в десять раз. В ситуации, когда в каком-либо крае или области РФ не утверждён соответствующий закон о транспортном налоге, регулирующий объёмы ставки, в таком субъекте признаются действующими ставки, определённые в Налоговом кодексе РФ.

1.2. Возможные изменения и альтернативы транспортного налога

Проблема налогообложения транспортных средств выносится профессиональным сообществом на обсуждение практически каждый год[18]. Возникает вопрос: «Нужен ли транспортный налог государству и налогоплательщикам?» Действительно, если брать во внимание опыт прошедших лет, то целесообразно полагать, что отмена транспортного налога освободит налогоплательщиков от излишних затрат. Другой вопрос заключается в альтернативе, например, взамен транспортного налога повысить акцизы на автомобильное топливо[19].

Однако, необходимо отметить, что с 1 января 2016 года ставки по акцизам на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, увеличились с 7530 рублей за тонну до 10500 рублей за тонну, а затем 1 апреля также повысились – до 13 100 рублей за тонну. Несмотря на то, что ставки акциза на сегодняшний день увеличились на 79,5% по сравнению с 2015 годом, транспортный налог все также функционирует. Очевидно, что на сегодняшний день, данный налог является ярким инструментом фискальной политики государства[20].