Файл: Управление эффективностью организации гостиничного и ресторанного бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях финансово-экономической нестабильности актуализируется необходимость разработки стратегических целей развития коммерческих организаций, содержащих ключевые показатели эффективности, финансовые индикаторы и инструментарий достижения поставленных целей.

Целью управления коммерческой организацией является обеспечение ее устойчивого функционирования во внешней среде в течение длительного (или неограниченного) периода времени. При оценке эффективности управления следует учитывать, что управление подразумевает как определение целей, так и обеспечение их достижения, а также перевод системы в желаемое состояние. Однако оценить эффективность управления непросто, поскольку она характеризуется разнообразными показателя- ми, а в экономической литературе нет единства мнений по поводу ее критериев, да и само понятие «эффективность» определяется в зависимости от выбранного подхода к ее оценке.

Актуальность темы настоящей работы обусловлена важностью организации эффективной деятельности предприятия для его дальнейшего развития.

Объектом исследования является ресторан г. Санкт-Петербурга ООО «Корчма в Озерках».

Предмет – экономические отношения, выражающие в процессе осуществления эффективной деятельности предприятия ресторанного бизнеса.

Цель данной работы – изучить и проанализировать особенности эффективности деятельности предприятия ресторанного бизнеса.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты эффективности деятельности предприятий;

2) провести оценку эффективности деятельности ООО «Корчма в Озерках» и ее финансовых результатов;

3) определить оптимальный вариант системы налогообложения ресторана с целью повышения эффективности его деятельности.

Информационную базу составила отчетность ООО «Корчма в Озерках».

При выполнении работы были использованы общенаучные методы исследования, такие как системный, логический, наблюдение, графический, сравнение. Кроме того, при анализе рассчитанных показателей были использованы горизонтальный, сравнительный методы анализа.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


1. Теоретические аспекты эффективности деятельности предприятия

1.1. Сущность понятия эффективность деятельности предприятия

Процессы управления присущи всем нематериальным и материальным объектам. При этом от эффективности управления зависит степень достижения поставленных целей. В последнее время наблюдается усиление интереса к проблеме эффективности. Данная тенденция объясняется объективными факторами и процессами, протекающими как в обществе в целом, так и в направлениях деятельности общества. Основное внимание уделяется факторам научно-технического прогресса и обострению экономических и социальных проблем.

В «большом экономическом словаре» под эффективностью понимается результативность, способность приносить эффект, оказывать действие на какой-либо процесс [14, с. 96].

Существует множество подходов к определению эффективности управления, рассмотрим несколько из них:

1) Социально-психологическая (К. Арджирис, У.Г. Скотт).

Этот подход рассматривает организацию как социальную систему. Психологическое обеспечение социальной работы – один из важнейших факторов. Эффективность и комфортность делового общения в группе зависят от условий, которые предоставлены рабочим. Психологические средства позволяют сформировать доверие людей к системе социальной работы и настроить людей работать на благо компании, а не против неё.

2) Организационно-административная концепция (А. Файоль).

По мнению А.Файоля человеку отводится определенная роль ресурса организации. Это подход не рассматривает социальную природу организации. Эффективность рассматривается с точки зрения наиболее рационального использования имеющихся ресурсов, с целью повышения уровня доходов.

3) Комплексный подход (Р. Акофф).

Р. Акофф описывает комплексную систему взаимодействующих проблем и применяет её с целью фиксации и, таким образом, оценки того будущего, в котором организация уже оказалась. Данный процесс подразумевает совмещение производственной и социальной эффективности.

Многообразие подходов в оценке эффективности управления связано с объектом исследования, по отношению к которому производится оценка.

По мнению ученого Зельцера М.Б. существует несколько подходов к определению и оценке эффективности:


1) эффективность управления хозяйствующими субъектами;

2) эффективность управления инвестиционными проектами;

3) эффективность управления портфелями ценных бумаг [22, с. 918].

Ряд специалистов по-разному характеризуют эффективность хозяйствующего субъекта. Так, например, Касюк Е.А. формирует критерий эффективности следующим образом: «Важная часть общей проблемы эффективности деятельности хозяйствующих субъектов – обоснование экономической эффективности его внутреннего контроля» [27, с. 10]. И приводит следующие критерии эффективности (таблица):

Таблица 1

Критерии оценки и показатели эффективности внутреннего контроля

Критерий оценки

Показатель эффективности внутреннего контроля

Результативность

1. выявленный объем неэффективно использованных средств;

2. выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению.

Действенность

1. объём средств, возвращенных виновными на счет организации;

2. увеличение доходной части бюджета предприятия или экономия его расходной части.

Экономичность

1. объем средств, затраченных на осуществление внутреннего контроля;

2. отношение полученного экономического эффекта от реализации руководителя к затратам (уровень экономичности).

Значение внутреннего контроля сложно переоценить, так как он:

1) обеспечивает достоверность отчетности для внутренних и внешних пользователей, а также качество бухгалтерского и управленческого учета;

2) выявляет и мобилизует имеющиеся резервы финансов и т.д.

Таким образом, эффективная система внутреннего контроля, способствует достижению целей, поставленных перед хозяйствующими субъектами.

Основываясь на выше сказанном могу предложить свой подход к оценке эффективности управленческой деятельности. На мой взгляд современное развитие компании напрямую зависит от эффективной деятельности руководства.

Под эффективностью управления понимается вклад менеджера и его окружения в совокупный результат деятельности компании. Целью оценки эффективности органа управления является непрерывное улучшение показателей функционирования компании.

Оценка эффективности управления позволяет определить:

1) Насколько компания использует свои потенциальные возможности;

2) Уровень подготовки персонала к решению задач управления. В результате чего могут быть приняты меры по рациональному распределению кадров, возможно направление дальнейшее обучение и др.;


3) Заблаговременное выявления наиболее уязвимых мест и реализация мер по улучшению управления. В результате чего определяется дальнейшая стратегия и пути решения [10, c. 390].

Также большое значение при оценке эффективности управления имеет сравнительная характеристика с системой управления конкурентов. Она позволяет оценить соотношение потенциалов конкурирующих сторон и спрогнозировать развитие дальнейшей развитие с учетов выявленных отставаний.

Из рассмотренного выше, можно сделать следующие выводы. Эффективность управленческой деятельности определяется воздействием органа управления на результат от выполнения задач, которые могут поступать как с внутренней, так и с внешней среды.

О понятии экономической эффективности уже было сказано выше. Необходимо добавить, что экономическая эффективность рассматривается на различных уровнях хозяйства: на макроуровне (национальной экономике в целом), региональном уровне, на уровне отдельных организаций и предприятий. Росстат для оценки эффективности экономики России (на национальном и региональном уровне) использует следующий набор показателей: индекс производительности труда; индекс производительности труда по основным отраслям экономики и по России; индекс производительности труда по субъектам Российской Федерации и пр.

Для отдельного предприятия (на микроуровне) показателем эффективности выступает рентабельность. Рентабельность (синонимы этой категории: доходность, прибыльность) в самом общем виде – это отношение прибыли (чистой прибыли, операционной прибыли (EBIT) и других показателей прибыли) к тому или иному ресурсу компании (например, выручке (продажам), активам, инвестициям, капиталу, численности персонала пр.). Рентабельность показывает, какой объем прибыли приходится на тот или иной ресурс предприятия. Существуют показатели рентабельности активов (ROA), рентабельности продаж (ROS), рентабельности собственного капитала (ROE), рентабельности инвестиций (ROI) и др.

Если эффективность и рентабельность – это относительные показатели, отражающие соотношение результатов и затрат, то «эффект» является абсолютным показателем. Так, социальный эффект выражается в показателях, характеризующих степень удовлетворенности населения качеством жизни. Его можно оценить при помощи опросов населения, отражающих мнение по поводу конкретного социального преобразования, а также по поводу удовлетворенности населения уровнем и качеством жизни.

С этих позиций можно предположить, что социальная эффективность - это показатель, отражающий повышение уровня жизни населения. Предполагается, что экономические решения, и, прежде всего, решения по развитию социальной сферы, принимаются с учетом достижения социальных целей, решения социальных проблем. При определении данной категории и ее статистической оценке, следует, на наш взгляд, учитывать показатели, характеризующие уровень и качество жизни в динамике, частности, увеличение рождаемости и снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, динамику заболеваемости, стабильность индекса потребительских цен, уменьшение безработицы, повышение обеспеченности жильем, снижение уровня преступности в стране и пр.


Очевидно, что экономическая и социальная эффективность тесно связаны. Повышение экономической эффективности создает необходимые предпосылки для увеличения социальной эффективности, выражающейся в росте уровня и качества жизни населения, также укреплении социальной стабильности общества. В то же время, социальная эффективность не может не оказывать обратного воздействия на эффективность экономики посредством роста качества человеческого капитала, увеличения покупательной способности населения, стимулирующей, в свою очередь, экономический рост.

Исходя из этого, можно предположить, что социально-экономическую эффективность следует определить, как показатель, дающий представление об эффективности затрат общества на развитие, прежде всего, социальной сферы с учетом достигнутого социального эффекта. К показателям социально-экономической эффективности следует отнести, в частности, в сравнении с расходами бюджета увеличение физического объема услуг социальной сферы, уменьшение цен на социальные услуги, снижение текущих затрат организаций социальной сферы, увеличение числа посещений спортивных мероприятий, музеев, театров, других развлекательных мероприятий, снижение объемов выплат по безработице и бедности и пр.

1.2. Основные показатели эффективности деятельности

Оценка экономической эффективности фирмы не только полезный инструмент управления, позволяющий принимать взвешенные и тщательно продуманные управленческие решения отвечающие реалиям, в которых функционирует организация. Во 198 многом оценка экономической эффективности выступает обоснованием самого факта существования организации. Низкая эффективность может вести к несостоятельности, потере платежеспособности и риску банкротства, или может вынудить собственника самостоятельно принять решение о ликвидации организации.

Ученые и исследователи, занимающиеся вопросами экономической эффективности, сходятся во мнении, что для определения состояния организации оценки ее только по финансовым показателям недостаточно. Это же подтверждается и реалиями современной экономики.

В настоящее время определение эффективности управления производится по следующим основным направлениям:

- анализ и оценка организационно-технических мероприятий по совершенствованию управления,