Файл: Процессы принятия решений в организации (на примере фирмы "Беста").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Стратегическое планирование;
  • Разработка тактических и оперативных планов;
  • Инновационное развитие;
  • Организация производственных процессов;
  • Маркетинговая деятельность;
  • Развитие организационной культуры;
  • Экономическое и финансовое развитие;
  • Бухгалтерская и кадровая деятельность

Исходя из сущности управленческого решения можно выделить различные его виды. Наиболее распространена классификация управленческих решений, предложенная американским учеными М. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури. В качестве основных критериев классификации они рассматривают уровень программируемости и подходы к принятию управленческих решений. По первому критерию решения делятся на запрограммированные и незапрограммированные, а по второму критерию на интуитивные решения, решения, основанные на суждении и рациональные решения [18, с. 468].

Запрограммированные решения – это решения, которые можно представить в виде определенного алгоритма, представляющего собой последовательность действий по принятию и реализации решения. Как правило эти решения принимаются в ситуациях, уже знакомых руководителю.

Незапрограммированные решения – это решения, которые нельзя представить в виде строго определенного алгоритма. Они как правило принимаются в новых ситуациях, которые нельзя структурировать или которые связаны с неизвестными факторами.

Решение, основанное на интуиции – это выбор, сделанный только на основе того, что он правилен. Такие решения принимаются в новых ситуациях или в том случае, когда у лица, принимающего решения, недостаточно информации для анализа возможных вариантов решения.

Решения, основанные на суждении – это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом лица, принимающего решения. Такие решения принимаются в уже знакомых руководителю ситуациях или ситуациях аналогах.

В отличие от интуитивного решения и решения основанного на интуиции рациональное решение – это решение, обоснованное с помощью объективного аналитического процесса и основанное на сопоставлении различных возможных вариантов решения.

Более детальная классификация управленческих решений осуществлена Р.А. Фатхутдиновым. В качестве основных критериев классификации управленческих решений он рассматривает следующие [31, с. 13]:

  • стадия жизненного цикла товара (стратегический марке­тинг, НИОКР, ОТПП и др.);
  • подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т.д.);
  • сфера действия (технические, экономические и др. решения);
  • цель (коммерческие и некоммерческие решения);
  • ранг управления (верхний, средний, низший);
  • масштабность (комплексные и частные решения);
  • организация выработки (коллективные и личные решения);
  • продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
  • объект воздействия (внешние и внутренние);
  • методы формализации (текстовые, графические, математи­ческие);
  • формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
  • сложность (стандартные и нестандартные);
  • способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

Обобщающая классификация управленческих решений по различным критериям представлена в Приложении Б.

Несмотря на различные подходы к классификации управленческих решений, общим для различных видов решения является то, что они представляют собой одну из возможных альтернатив, которые приближают организацию к желательному для нее состоянию. Отсюда принятие решений представляет собой процесс выбора альтернативы.

Более развернутое определение принятию решений дают О.С. Виханский и А.И. Наумов. По их мнению, принятия решений в организации характеризуется как [5, с. 392]:

  • сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
  • поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
  • процесс взаимодействия членов организации;
  • выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
  • часть общего процесса управления

Исходя из перечисленных выше особенностей принятия решения можно сделать вывод о том, что умения принимать решения составляют компетентность любого руководителя, а уровень компетентности в свою очередь определяет эффективность его работы.

Таким образом, управленческое решение представляет собой выбор одной из возможных альтернатив относительного будущего состояния организации, имеет социально-экономическую основу, может реализовываться в различных видах и выполняет функцию связующего звена между другими управленческими функциями.

1.2 Модели и технологии процесса принятия управленческих решений в организации

Как уже говорилось ранее, принятие решений является одним из основных составляющих любого управленческого процесса. Именно поэтому процесс принятия решений является как объектом теоретического исследования, так и объектом практического моделирования. В первом случае необходимо говорить об основных теориях принятия решений. По определению А.А. Дульзона, теория принятия решений – это формальная междисциплинарная теория рациональных решений индивидуума или социальной организации, а также алгоритм выбора альтернативы при наличии многих возможностей [10, с.65].

Теории решений обычно делят на нормативные и описательные (рисунок 1).


Нормативные (прескриптивные) теории решений

формальные, логические основы и правила;

рациональные, исполнимые заключения

Использование математики, в особенности теоретической статистики

Интегративные теории решений

- ЛПР стремится к объективным, рациональным результатам;

- ЛПР учитывает субъективные ценности и неполноту информации

- Использование знаний из многих наук, в т.ч. математики, психологии и социологии

Описательные (дескриптивные) теории решений

как и почему на практике решения принимаются так, а не иначе

Использование знаний из области психологии и социологии

Рисунок 1 – Классификация теории принятия решений [11, с. 66]

Из рисунка 1 видно, что в нормативных (прескриптивных) теориях исследуются логические основы и разрабатываются формальные правила для рациональных решений. Описательные (дескриптивные) теории отвечают на вопрос как и почему в реальной жизни принимаются решения. Делаются также попытки объединить оба подхода в один. Это так называемые интегративные теории, которые учитывают как объективные, логические факторы, так и субъективные, индивидуальные аспекты принятия решений. Именно они в настоящее время являются основными при описании технологий принятия решений в современных организациях.

Что касается моделирования принятия решений, то оно является необходимым элементом для понимания его сущности как функции управления. Назначение любой модели заключается в обеспечении более четкого понимания того или иного аспекта функционирования объекта путем отбора наблюдений, опыта, ощущений, которые имеют от­ношение к анализируемой проблеме. Это утверждение справедливо и для модели принятия решений. Как отмечает В.Б. Ременников, модель принятия решения в организации - это прежде все­го представление ее механизма управления проблемами [21, с. 11]. Без анализа такой модели невозможно понимание структуры и содержания управленческой деятельности.

Существуют различные походы к определению и классификации моделей принятия решений. Так Б.Г. Литвак считает возможным отождествление моделей принятия решений с моделями, с помощью которых описывается управление, и выделяет следующие из них [16, с. 50]:

1. Модель «организация-машина». Согласно этой модели, ор­ганизация представляется как безличностный механизм, в ви­де многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотноше­ний между ее членами. К этой модели близка и бюрократическая модель органи­зации.


2. Модель «естественной» организации предполагает, что ор­ганизации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью само­настраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как пра­вило, в условиях со значительным элементом неопределенно­сти.

3. Организация-община. В соответствии с этой моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межлич­ностным отношениям, отношениям между отдельными члена­ми организации, взаимным привязанностям, общим интере­сам.

4. Социотехническая модель. Согласно этой модели, особое значение в структуре организации придается влиянию техно­логического процесса производства на внутригрупповые связи.

5. Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей чле­нов организации, их представлениям о ситуации, взаимодей­ствию между членами организации.

6. Институциональная модель. Институциональная модель предполагает, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институтов - традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функцио­нирования организации.

7. Конфликтная модель. При использовании конфликтной модели предполагается, что внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и ценности.

Иного подхода к определению моделей принятия решений придерживаются О.С. Виханский и А.И. Наумов. Они определяют четыре модели принятия решений в зависимости от того, как процесс принятия решений воспринимается и интерпретируется на различных уровнях. Всего по их мнению в организации существует два уровня принятия решений: индивидуальный и организационный. Структура этих уровней показана на рисунке 2.

ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

Решения на уровне индивида

Решения на уровне организации

  • Наличие индивидуального умения
  • Важен процесс принятия решения как такового
  • Классификация решений
  • Имеет дело с ошибками в решении
  • Решение определяется используемым индивидуальным стилем
  • Создание и выбор альтернатив
  • Взятие риска на себя
  • Создание соответствующей среды
  • Важно принятие решения к определенному моменту
  • Вовлечение всех уровней управления
  • Имеет дело с неопределенностью;
  • Решение носит групповой характер. Управление групповым процессом
  • Управление творчеством и новаторством
  • Выполнение решений

Рисунок 2 - Уровни принятия решений в организации [6, с. 392]

Модели принятия решений в зависимости от этих уровней показаны на рисунке 3

МОДЕЛЬ «ЛИЧНОСТНО ОГРАНИЧЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ»

(удовлетворенность индивида)

РАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

(организационная максимизация)

Организационный

Уровень принятия решения

индивидуальный

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

(индивидуальная максимизация)

МОДЕЛЬ «ОРГАНИЗАЦИОННО ОГРАНИЧЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ»

(удовлетворенность организации)

«Я» Восприятие и «Мы»

интерпретация решения

Рисунок 3 - Модели принятия решений в организации [6, с. 393]

Рассмотрим каждую из видов моделей, представленных на рисунке.

Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, подбор и глубокий анализ альтернатив. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.

Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждения. В зависимости от преобладания первого или второго данная модель может иметь две разновидности: личностно ограниченная рациональность и организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом и поиск альтернативы осуществляется в начале процесса в известных для лица, принимающего решение, областях. Анализ данных также упрощается, приоритетными являются краткосрочные ориентиры. Оценочные критерии в основном базируются на опыте.

Политическая модель организационных решений отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения при таком подходе устанавливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей, обмен информацией носит непостоянный характер, а оценочные критерии выступают скорее как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. В данном случае решение становится функцией распределения власти в организации.

На основе анализа основных моделей принятия решений можно сделать вывод о том, что наиболее приемлемой для организации, ставящей перед собой долгосрочные цели, ориентированной на устойчивое развитие и получение максимальной выгоды, является рациональная модель принятия решений. Сопоставляя особенности рациональной модели принятия решений с определением рационального решения, сформулированным Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури, которое было рассмотрено ранее, можно сделать вывод о том, что рациональное решение – это решение, основанное на объективном анализе всех возможных альтернатив и ориентированное на максимизацию выгоды для организации в долгосрочной перспективе. [18, с.327]