Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа организационной культуры
1.1. Понятие и функции организационной культуры
1.2. Уровни и элементы организационной культуры
2. Анализ организационной культуры предприятия РКЦ «Прогресс»
2.1. Характеристика организационной культуры РКЦ «Прогресс»
2.2. Предложения по совершенствованию уровня организационной культуры предприятия
- видеозапись ключевых событий в жизни предприятия: семинаров, конференций, торжественных мероприятий;
- выпуск информационных и рекламных бюллетеней, связи со средствами массовой информации;
- на предприятии в людях ценят профессионализм, индивидуализм, творческий подход и коммуникабельность;
- в коммуникационную систему включаются устная, письменная и невербальная коммуникация, открытость и телефонное право;
- питание организовывается прямо в офисе, дотировано предприятием;
- соблюдение временного распорядка и пунктуальность;
- отношения на предприятии не являются формальными, потому что присутствует некая свобода, заключенная в конкретных рамках;
- в организационной жизни работник ценит работу и свое положение на ней, но нет желания к повышению, где лучшие человеческие качества угасают. Данные ценности закреплены в уважении профессионализма, здоровой конкуренции и ответственности;
- у сотрудников есть вера в руководство, во взаимопомощь, в справедливость и в этичное поведение;
- все сотрудники стремятся к добросовестному выполнению работы, полагаясь на силу и интеллект;
- отношение к работе рассматривается с точки зрения ответственности. Среди ключевых моментов организации работы выделяются качество работы и чистота рабочих мест;
- большинство сотрудников знают цель, миссию, структуру и стратегию своего предприятия[12].
На основе данных характеристик можно сделать вывод об особенностях организационной культуры в предприятия в целом. АО РКЦ «Прогресс» - это предприятие, где уважают личность за то, каким образом там выполняют работы и какие человеческие качества и черты ценятся больше.
В Таблице 1 отражен пример анкеты, по которой проводился анализ удовлетворенности нынешним положением в организации АО РКЦ «Прогресс».
Каждому работнику выдается такая анонимная анкета, где он подчеркивает тот вариант ответа, который считает правильным. Затем подводятся итоги опроса и на их основании руководство начинает переосмысливать свои действия и всю организационную культуру организации.
Таблица 1
Анкета на выявление удовлетворенности сотрудников работой в АО РКЦ «Прогресс»
№ |
Вопрос |
Варианты ответа (нужное подчеркнуть) |
||
1 |
Удовлетворенность заработной платой |
Устраивает |
Не устраивает |
Затрудняюсь ответить |
2 |
Перспективы карьерного роста |
Вижу перспективу |
Не вижу перспективы |
Не интересуюсь |
3 |
Взаимоотношения с руководителем |
Вполне устраивают |
Скорее устраивают, чем нет |
Затрудняюсь ответить |
4 |
Понимание ответственности и важности выполняемой работы |
Удовлетворяют |
Скорее удовлетворяют, чем нет |
Не удовлетворяют |
5 |
Примечание и пожелания: |
На основании ответов на данный анонимный опрос за декабрь 2015 года от сотрудников организации можно построить диаграммы, где показаны доли их ответов.
Рис. 3. Удовлетворенность работников РКЦ «Прогресс» заработной платой
В результате получилось, что:
- размер заработной платы устраивает лишь 35% опрошенных, а не устраивает - 55%.
- перспективы служебного и профессионального роста на предприятии видят 38%, а не видят - только 15%. Это зависит от среднего возраста сотрудников.
Рис. 4. Мнение работников о перспективах профессионального роста
- взаимоотношения с руководством удовлетворяют только 67% опрошенных. А в большей степени удовлетворяют - 25%.
Рис. 5. Мнения работников о взаимоотношениях с руководством
- ответственность и важность выполняемой работы удовлетворяют ровно половина, а не смогли ответить на этот вопрос 17% опрошенных.
Рис. 6. Мнения сотрудников об ответственности и важности выполняемой работы
Перед руководством предприятия стоит задача поддержания и сохранения культуры, также задача совершенствования и изменения.
В организации для управления организационной культуры используются подходы:
- через публичные заявления и личный пример руководства;
- через манипулирование символикой и вещами материального мира предприятия[13].
Первый подход включает видение свыше, вызывающее энтузиазм у большинства членов предприятия. Руководитель претворяет в жизнь и воодушевляет фундаментальные ценности предприятия. Это подразумевает наличие искренних и очевидных личных обстоятельств лидера в отношении ценностей, в которые он не верит.
Применение второго принципа идет с другой организации, с нижних уровней. В этом случае большое внимание уделено деталям реальной жизни на предприятии.
На сегодняшнем этапе развития предприятия имеющаяся организационная культура практически полностью отвечает целям и миссии организации. Но при нынешних темпах развития сотрудника необходимо проводить диагностику ключевых параметров культуры организации и внесения изменений в структуру.
Можно отметить, что при любых изменениях в культуре компания столкнется с трудностями, потому что менять культуру лучше в молодой компании еще с неустоявшимися ценностями.
В итоге, высокий уровень организационной культуры РКЦ «Прогресс» характеризуют:
- высокое чувство долга и ответственности любого работника компании;
- позитивное отношение к человеческой личности и ее важным благом;
- ответственное отношение к своим обязанностям;
- ориентация на приоритет собственных потребностей и потребностей общества.
Анализ имеющейся организационной культуры организации АО РКЦ «Прогресс» дает возможность выделить ее слабые стороны:
1. Стиль руководства в организации РКЦ «Прогресс» - либеральный. Именно такой стиль характеризуется на любом уровне данной предприятия. Этот стиль имеет свои недостатки - он характеризуется небольшим вмешательством руководства в деятельность группы.
Руководство выступает только в роли посредника. Они обеспечивают своих работников материалом и информацией, необходимыми для оптимизации работы. Небольшое использование властных полномочий - это попустительский или пассивный стиль.
2. На предприятии практически не сформированы ритуалы и традиции, которые являются неотъемлемой частью корпоративной культуры, структурной части общего целого.
3. Взаимосвязь между подразделениями предприятия РКЦ «Прогресс» сильная, а между некоторыми - очень слабая. Это отрицательно отражается на организационной культуре, а также на результатах деятельности предприятия в целом[14].
Кроме этого, в организации не уделяют должного внимания внутриколлективной коммуникации, это приводит к недостатку информации у сотрудников и неточному представлению о предприятии в целом, способствует распространению разных противоречивых слухов среди работников. У подчиненных складывается чувство одиночества, отстраненности от деятельности организации.
Особенно негативно отражается недостаток на руководстве среднего звена и основных работниках, составляющие костяк любой организации и представляющие собой более квалифицированную, инициативную и активную его часть.
В связи со слабой налаженностью информационных потоков данная категория сотрудников, которая желает принимать участие в управлении компании, теряет уверенность в надобности, полезности и постепенно снижает эффективность в работе и может покинуть предприятие.
4. Организация РКЦ «Прогресс» редко участвует в инвестиционных конкурсах.
5. Слишком сильная ориентация на потребителей. Довольно редко ориентируются проблемы научно-технического развития на предприятии.
6. Некоторые сотрудники слабо мотивированы в моральном отношении. Для некоторых сотрудников лишь нематериальное поощрение имеет важнейшее значение, становясь мерилом его успеха. Другими словами, среди потребителей основным выступает потребность в благодарности, уважении и принятии ценности труда.
7. Отсутствие использования системного и процессного подходов к организационной культуре. Место имеют только отдельные элементы данных подходов.
8. В 2008 году существовало низкое качество исполнения нескольких заказов.
9. Организация РКЦ «Прогресс» владеет некоторыми активами в результатах интеллектуальной деятельности. Сюда входят: техническая документация, проекты, информационные базы, технические активы. При этом они не оформлены в виде объектов интеллектуальной собственности, на них нет охранных документов[15].
Данные недостатки в имеющейся организационной культуре предприятия РКЦ «Прогресс» нельзя назвать отрицательными сторонами, так как они не ведут сразу к снижению эффективности деятельности организации, но в дальнейшем могут повлиять на нее негативно.
Необходимо отметить, что в момент разработки и внедрения комплекса мер, направленных на улучшение корпоративной культуры следует принять во внимание несколько обстоятельств:
- вышеописанный объем работы может быть проведен качественно лишь с привлечением специалистов или консультантов по процессу (нужен новый взгляд, люди, которые не находятся внутри этой корпорации и не связаны какими-либо производственными обязательствами перед сотрудниками организации);
- привлечение лишь специалистов самой компании для выполнения такой работы не позволяет надеяться на получение желаемого финального результата (это люди из системы, они работают уже в западном режиме, есть конкретная субординация). Например, в западных организациях используют мониторинг корпоративной культуры под названием «Engagement».
Если переводить дословно, то оно означает занятие, зацепление, обязательство, включение. Проводится он консалтинговой службой путем привлечения разных опросников и тестов.
Также следует отметить, что эти меры нужно проводить комплексно с применением современных методик контроля и управления для достижения максимального результата в усовершенствовании организационной культуры АО РКЦ «Прогресс».
Таким образом, задачами формирования корпоративной культуры АО РКЦ «Прогресс» выступают регламентация графика работы, поддержание корпоративной культуры, соответствующее оформление рабочего места, формирование благоприятного внутреннего и внешнего имиджа.
Итак, мы видим, что высокий уровень организационной культуры РКЦ «Прогресс» характеризуют:
- высокое чувство долга и ответственности любого работника компании;
- позитивное отношение к человеческой личности и ее важным благом;
- ответственное отношение к своим обязанностям;
- ориентация на приоритет собственных потребностей и потребностей общества.
2.2. Предложения по совершенствованию уровня организационной культуры предприятия
При проведении анализа состояния организационной структуры было выявлено, что ключевыми проблемами выступают:
1) Отсутствие программы развития. Происходит быстрое старение коллектива и отсутствие мотивации у молодых специалистов работать на предприятии.
2) Неудовлетворительное качество культурной организации. Сотрудники не видят дальнейшего развития и перспектив на предприятии. Хороший трудовой процесс должен складываться не только из одних рабочих моментов, но также и небольших развлекательных и познавательных мероприятий.
3) Отсутствие нормативной базы. Действительно, расширение организационной культуры в организации РКЦ «Прогресс», да и во многих предприятиях России частично осложняется из-за отсутствия нормативной базы. Связано это, прежде всего, с отставанием российской науки и промышленности, в то время как европейские компании продолжают развивать технологическое направление.
Работа по развитию организационной культуры не бывает успешной без активного вовлечения руководства всех уровней. Любой руководитель должен отвечать за состояние организационной культуры в своем отделе. Для выполнения работ по анализу организационной культуры и определению ее изменения должны сформировываться экспертные группы, состоящие из менеджеров, ведущих специалистов, неформальных лидеров предприятия. Также в их состав должны входить и представители профсоюзов, потребителей.
Организационная культура выступает основным объектом проектирования. Предприятие должно планировать само себя, и даже такие вопросы, как ценностные ориентации, отношение руководителям к подчиненным, стиль поведения, взаимоотношения работников. При этом реализация предложенных мер, осуществляется через совершенствование предприятия и ее работников.