Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и её совершенствование (на примере ООО «Полимерснаб-М)..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и содержание коммерческой деятельности
1.2. Показатели эффективности коммерческой деятельности оптовой торговой организации
Глава 2. Оценка коммерческой деятельности оптового торгового предприятия «Полимерснаб-М»
2.1. Общая характеристика ООО «Полимерснаб-М»
2.2. Анализ коммерческой деятельности предприятия
3.1. Комплекс мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Полимерснаб-М»
Заключительным элементом рассматриваемых этапов оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия будет считаться сравнительный анализ, который проводят методом сопоставления затрат предприятия, с результатами, которые предприятие получило по данным элементам[19]. По итогам этого анализа оценивается количественная и качественная деятельность предприятия торговли и при необходимости своевременно принимаются первоочередные меры[20].
Моделирование коммерческой деятельности предприятия основано на обработке поступающей из внешних и внутренних источников информации и данных, связанных с изменениями: во внешней среде – политические, экономические, социальные, технологические; в результатах деятельности – прибыль, продажи, издержки, активы; в поведении – конкуренты, поставщики, потребители; в стратегических вопросах – миссия, цели, анализ возможностей, планы; в операционных вопросах – экономические, производственные, материальные, финансовые и кадровые ресурсы[21].
Проведенное в первой главе работы исследование позволяет сделать следующие выводы. Торговля – это отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Оптовая торговля обеспечивает коммерческое посредничество в установлении экономических связей между субъектами рынка и участвует в преобразовании производственного ассортимента товаров в торговый, обеспечивает создание запасов для комплексного обеспечения розничной торговой сети и покупателей товаров с оказанием услуг производственного, производственно-коммерческого и методологического характера.
Коммерческая деятельность является важнейшей составляющей оптового торгового предприятия, и от ее результатов зависит эффективность всей хозяйственно-финансовой деятельности торгового предприятия. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое развитие торгового предприятия и является основным фактором обеспечения его конкурентоспособности.
Глава 2. Оценка коммерческой деятельности оптового торгового предприятия «Полимерснаб-М»
2.1. Общая характеристика ООО «Полимерснаб-М»
Общество с ограниченной ответственностью «Полимерснаб-М» - коммерческое предприятие, созданное в 2007 г. Предприятие имеет круглую печать с указанием своего полного наименования, а так же регистрационный номер налогоплательщика и свидетельство налогового органа. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом и законодательством Российской Федерации.
Юридический адрес предприятия: Российская Федерация, 109380, г. Москва, Ставропольская, дом 84, стр. 1.
Компания «Полимерснаб-М» - один из ведущих поставщиков России по поставке различных видов пластиков, синтетических каучуков, красителей для пластиков, полиэтиленовых восков и многое другое для разных сфер отраслей промышленности России.
Цель компании – обеспечение бесперебойных поставок предприятиям России на взаимовыгодных условиях.
Компания является официальными представителем самых известных отечественных и зарубежных производителей. На складах одновременно хранится от 2 000 наименований продукции. Это дает возможность поставлять необходимые по количеству партии товара для обеспечения производственного процесса как небольших, так и крупных предприятий.
Компания сотрудничает только с теми заводами-производителями, продукция которых полностью соответствует государственным стандартам Российской Федерации. На весь имеющийся ассортимент предоставляются сертификаты и другая необходимая документация.
Компания предлагает:
1) Три варианта заказа продукции – по телефону, на сайте (через форму заказа в товарном каталоге) или непосредственно в офисе компании.
2) Два варианта доставки – самовывоз или доставка до склада.
3) Консультации по вопросам характеристик предлагаемой продукции, а так же их аналогов (марки, отличительные свойства, сравнительные параметры).
Организационная структура управления представлена на рис. 1.
Генеральный директор
Заместитель директора по продажам
Заместитель директора по снабжению
Главный бухгалтер
Заведующий складом
Заместитель главного бухгалтера
Менеджеры по продажам
Менеджеры по снабжению
Бухгалтеры-кассиры
Кладовщики
Водители
Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Полимерснаб-М»
ООО «Полимерснаб-М» - торговая организация, управление которой построено на основе линейно-функционального принципа. Должностные обязанности при линейно-функциональной организации управления распределены таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации. Все полномочия – прямые (линейные), они идут от высшего звена управления к низшему. В числе преимуществ линейно-функциональной организации - ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.
Для проведения анализа деятельности предприятия были собраны сведения за 2013, 2014, 2015 гг. Из данных таблицы 2 видно, что товарооборот предприятия в 2013-2015 гг. возрастал: если в 2013 г. он составил 516 000 тыс. руб., то в 2014 г. он возрос на 168 440 тыс. руб. или на 32,64 %. В 2015 г. темп роста товарооборота снизился, однако он возрос на 82 060 тыс. руб. или на 11,99 % по сравнению с показателем 2014 г. Поступательный рост товарооборота на протяжении исследуемого периода свидетельствует о наличии спроса на товары, предлагаемые предприятием и его конкурентоспособности на рынке.
Таблица 2
Основные показатели деятельности ООО «Полимерснаб-М»
за 2013–2015 гг.
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонения |
|||
2014 г. к 2013 г. |
2015 г. к 2014 г. |
||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||||
Товарооборот, тыс. руб. |
516000 |
684440 |
766500 |
168440 |
32,64 |
82060 |
11,99 |
Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. |
362800 |
516900 |
561000 |
154100 |
42,48 |
44100 |
8,53 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
153200 |
167540 |
205500 |
14340 |
9,36 |
37960 |
22,66 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
38600 |
44400 |
62000 |
5800 |
15,03 |
17600 |
39,64 |
Управленческие расходы, тыс. руб. |
11225 |
12100 |
13890 |
875 |
7,80 |
1790 |
14,79 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
103375 |
111040 |
129610 |
7665 |
7,41 |
18570 |
16,72 |
Прибыль чистая, тыс. руб. |
11500 |
13100 |
19800 |
1600 |
13,91 |
6700 |
51,15 |
Рентабельность продаж, % |
20,02 |
16,22 |
16,91 |
-3,80 |
- |
0,69 |
- |
Темп роста себестоимости продаж товаров в 2014 г. был выше, чем темп роста товарооборота. Это говорит о том, что предприятие не реализовало в 2014 г. резервы снижения затрат за счет поиска наиболее выгодных поставщиков и условий поставки товаров. Себестоимость проданных товаров в 2013 г. составляла 462 800 тыс. руб., в 2014 г. возросла до 616 900 тыс. руб. В 2015 г. ситуация изменилась в лучшую сторону: при росте товарооборота на 11,99 % рост себестоимости проданных товаров возросла лишь на 8,53 %. Главным образом, это обусловлено увеличением поставщиками процента скидок на товары с учетом продолжительности сотрудничества.
Валовая прибыль предприятия также из года в год возрастала. Если в 2014 г. валовая прибыль предприятия составила 167 540 тыс. руб., что на 14340 тыс. руб., или на 9,36 % выше показателя 2013 г., то в 2015 г. темп роста валовой прибыли составил 22,66 % или она увеличилась на 37 960 тыс. руб. Темп роста валовой прибыли в 2015 г. опережал темп роста товарооборота, что, как указывалось выше, вызвано опережающим ростом товарооборота по сравнению с ростом затрат на закупку товаров.
В составе расходов организации выделены коммерческие и управленческие расходы. Рост коммерческих расходов в 2014 г. на 5 800 тыс. руб. по сравнению с показателем 2013 г. обусловлен расширением торговых площадей, увеличением объема рекламы, ростом платежей за аренду помещений и коммунальные услуги. По тем же причинам возросли коммерческие расходы в 2015 г. на 17 600 тыс. руб., темп роста коммерческих расходов по сравнению с предыдущим годом возрос и составил 139,64 %.
Управленческие расходы организации включают в себя расходы по содержанию аппарата управления, командировочные расходы управленческого персонала, расходы на содержание офисных помещений. Темп роста управленческих расходов составил в 2014 г. 107,80 %. Рост обусловлен содержанием дополнительных офисных площадей. Сумма управленческих расходов в 2015 г. возросла на 1 790 тыс. руб. относительно показателя 2014 г.
Если в 2013 г. сумма прибыли от продаж составляла 103 375 тыс. руб., то в 2014 г. она увеличилась на 7 665 тыс. руб. и составила 111 040 тыс. руб., что на 7,41 % выше показателя 2013 г. Отметим, что рост прибыли от продаж существенно отстает в 2014 г. от роста товарооборота, что вызвано значительным приростом затрат на закупку товаров, а также коммерческих расходов. В 2015 г. прибыль от продаж составила 129 610 тыс. руб., что на 18 570 тыс. руб., или на 16,72 % выше показателя 2014 г. Таким образом, в 2015 г. ситуация изменилась в лучшую сторону, главным образом, за счет оптимизации расходов на закупку товаров. Если в 2014 г. на 1 руб. товарооборота приходилось 0,16 руб. прибыли от продаж, то в 2015 г. уже 0,17 руб.
Как положительный факт отметим значительный прирост чистой прибыли предприятия в 2015 г.: она составила 19 800 тыс.руб., что на 51,15 % выше, чем в 2014 г. Получение такого высокого показателя чистой прибыли связано не только с финансовыми результатами от основной деятельности, но и получением доходов от прочих операций: сдачей в аренду неиспользуемых складских помещений, а также продажей излишнего складского оборудования.
2.2. Анализ коммерческой деятельности предприятия
Отдел продаж является структурным подразделением ООО «Полимерснаб-М». Отдел возглавляет заместитель директора по продажам, в подчинении которого находятся менеджеры по продажам. За организацию процесса продаж в ООО «Полимерснаб-М» отвечает заместитель директора по продажам, который:
-
- осуществляет поиск покупателей, ориентируясь на объемы закупок и своевременность оплаты отпущенных товаров;
- развивает отношения с покупателями, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных связей по поставкам товаров;
- контролирует преддоговорную документацию;
- проводит переговоры с покупателями с целью размещения заказов и согласования условий и сроков поставок;
- заключает договоры с покупателями;
- контролирует доставку товаров покупателям в соответствии с предусмотренными в договорах условиями и сроками;
- контролирует претензии к покупателям при нарушении ими договорных обязательств, контролирует составление расчетов по этим претензиям, согласовывает с покупателями изменения условий заключенных договоров;
- периодически оценивает условия действующих договоров на предмет качества исполнения обязательств покупателями для принятия решений по изменению схем работы с покупателями.
Контроль процесса сбыта осуществляется заместителем директора по продажам. Ежемесячно ведущие менеджеры по продажам составляют и предоставляют заместителю директора по продажам отчеты по выполнению договоров поставки товаров, расчетов с покупателями, а также по состоянию товарных запасов. В отделе продаж ООО «Полимерснаб-М» используется деление менеджеров по территориальному признаку и ассортиментному ряду. Блоки функций отдела продаж и решаемые задачи представлены в таблице 3.
Таблица 3