Файл: Система налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

01/1/1 “Основные средства производственного назначения”

01/1/1/1 “Первая амортизационная группа”

01/1/2 “Основные средства непроизводственного назначения”

01/1/2/1 “Первая амортизационная группа

Счет 02 “Амортизация основных средств” также должен выглядеть похожим образом. Нужно понимать, что законы бухгалтерского учета предполагают открытие к счету 01 развернутой системы субсчетов аналитического характера, не совпадающей с системой, приведенной выше, то можно понять, что сведение двух систем аналитики в ограничениях одного счета очень усложнит работу с этим счетом. Вследствие чего увеличится количество промахов и ошибок. Но если предположить ,что организация нашла выход и отказалась от традиционной бухгалтерской аналитики по счету 01 и организовала его указанным выше образом, то к сожалению, все равно это не решит проблему разбиения балансовой стоимости основного средства на две составляющие и необходимости начислять амортизацию по каждой составляющей отдельно. Делаем вывод: подобная ситуация слияния на счете 01 бухгалтерского и налогового учета крайне недоброкачественна - проще создать отдельный налоговый регистр.

Расчетного сегмент состоит из регистров налогового учета, по данным которых налогоплательщик будет определять величину налоговой базы по итогам каждого отчетного (налогового) периода. Назначение этого сегмента - достижение первой из определенных в законодательстве целей.

Первичные документы, сводные таблицы- все это состав информационного сегмента. Регистры расчетного сегмента, более капризны и не поддаются слиянию так легко, как информационные.

Основой системы налогового учета являются именно регистры расчетного сегмента, они:

- отражают порядок формирования суммы доходов и расходов;

- отражают порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде, и суммы остатка расходов (убытков), подлежащей отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- отражают порядок формирования сумм создаваемых резервов;

- отражают суммы задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль организаций

Решают такие задачи как:

-обеспечение наличия в общей расчетной системе регистров всех трех категорий;

- использование для регистров каждой категории свою табличную форму.

Из чего состоят расчетные регистры? Общая структура расчетных регистров налогового учета будет выглядеть следующим образом:


Д. Регистры учета доходов

ДР. Регистры учета доходов от реализации ДВР. Регистры учета внереализационных доходов

ДНУ. Регистры учета доходов, не учитываемых в целях налогообложения

Р. Регистры учета расходов

PP. Регистры учета расходов от реализации

РРп. Регистры учета прямых расходов

РРп-м. Регистры учета материальных затрат

РРп-т. Регистры учета прямых трудозатрат

РРп-а. Регистры учета амортизационных затрат

РРк. Регистры учета косвенных расходов

РРк-н. Регистры учета обычных косвенных расходов

РРк-к. Регистры учета капитализируемых расходов

РРк-р. Регистры учета резервов РВР. Регистры учета внереализационных расходов

РНУ. Регистры учета расходов, не учитываемых в целях налогообложения 

Каждая организация самостоятельно выбирает состав регистров, основываясь:

- на анализе особенностей хозяйственной деятельности;

- на анализе правил налогового учета, установленных законодательно;

- на необходимости совместить регистры этой группы с регистрами бухгалтерского учета.

Попробуем рассмотреть формирование структуры регистров в группе регистров учета материальных затрат (РРп-м). Предположим:

Мы поняли, что имеем незавершенное производство;

Анализ правил налогового учета показал, что организация относится к категории налогоплательщиков, указанной в абз. 3 п.1 ст. 319 НК РФ (производство связано с обработкой и переработкой сырья);

Необходимо совместить бухгалтерский и налоговый учет.

В таком случае структура регистров группы РРп-м будет выглядеть следующим образом:

РРп-м. Регистры учета материальных затрат

РРп-м/и. Регистр учета расходов по сырью, принятому в качестве исходного для распределения прямых затрат

РРп-м/п. Регистры учета прочих материальных затрат

При этом в группе РРп-м/п состав регистров будет повторять состав соответствующих аналитических субсчетов, открытых к счету 20 “Основное производство” рабочего плана счетов.

Ведение отдельного регистра РРп-м/и определяется требованиями налогового законодательства, поэтому, если в бухгалтерском учете до сих пор для этого вида сырья отдельного субсчета к счету 20 не существовало, его необходимо будет открыть.

Отметим, что даже после того, как структура регистров налогового учета и бухгалтерского учета в приведенном примере станет идентичной, ведению налогового учета на счетах учета бухгалтерского могут помешать следующие причины:

- различия в бухгалтерской и налоговой стоимостях сырья и материалов;


- различные методы оценки запасов, указанные в учетной политике и в учетной политике для целей налогообложения;

- расхождения во времени списания стоимости сырья и материалов на прямые расходы.

В бухгалтерском учете мы можем списывать стоимость сырья на расходы. При этом можно обосновать экономическую нецелесообразность проведения ежемесячной инвентаризации запасов сырья, находящихся в производственных подразделениях, но не поступивших в обработку. В целях налогообложения инвентаризацию все же производить придется. Оказывается, что сырье, которое мы списали на расходы в момент учета на складе требования на передачу в производство, в целях налогообложения не может быть отнесено к категории “незавершенное производство”, так как на конец периода не успело подвергнуться какой-либо обработке. Решить указанную проблему можно, предусмотрев унифицированный порядок списания стоимости сырья и материалов на расходы, основывающийся на требованиях налогового законодательства.

Вернемся к рассматриваемому примеру. Если предположить, что задача совмещения бухгалтерского и налогового учета не стоит, в такой ситуации группа РРп-м/п может включать в себя только один сводный регистр, в котором в хронологическом порядке будут учитываться все материальные затраты, связанные с сырьем и материалами (за исключением сырья, принятого в качестве исходного для распределения прямых затрат) в текущем периоде.

Попробуем сформулировать второй стандарт построения оптимальной системы налогового учета:

Конечный список регистров налогового учета может быть определен организацией только самостоятельно путем детального комплексного анализа особенностей собственной хозяйственной деятельности и требований налогового законодательства.

Подведем итоги: Налоговый учет в РФ проходит пока только стадию становления и формирования, и очень важно ,чтобы бухгалтер или исполнитель имел полное представление о том, какой должна быть система и как она работает.

2.3. Проблемы соотношения налогового и бухгалтерского учета.

Чаще всего компании применяют принцип «Приход-расход» для ведения налогового учета. Ведут книгу расходов и доходов, двойную запись и налоговые проводки.

Для небольших компаний удобен способ ведение книги расходов и доходов, для остальных же вполне приемлема двойная запись.


Некоторые пробуют третий вариант - использовать для налогового учета дополнительно вводимые "налоговые" счета к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов и расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

Это удобно для бухгалтеров, ведущих учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они добавляют в алгоритм проведения некоторых хозяйственных операций дополнительные записи по счетам налогового учета и составить новые алгоритмы в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.

Для государства достаточно важно поддерживать стабильный уровень налоговых поступлений в течение всего финансового года и пресечение возможных налоговых нарушений в виде неполной уплаты или неправомерной задержки уплаты налогов. Одним из традиционных инструментов, позволяющих решить указанную задачу, является использование для целей налогообложения, так называемого временного критерия признания доходов и расходов

Ведение налогового учета отдельно от учета бухгалтерского позволяет усилить контроль за правильностью исчисления налогов со стороны налоговых органов. Специфика бухгалтерского учета хозяйственных операций для каждой из приведенных в качестве примера отраслей деятельности значительна.

Одним из направлений проводимой в настоящее время в РФ налоговой реформы является как раз усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи мощным подспорьем является как раз введение налогового учета как самостоятельного участка учетной работы. Из учетных регистров исчезает вся специфика бухгалтерской двойной записи, а оставшаяся специфика экономики предприятия и управления финансами значительно меньше зависит от конкретной области деятельности и в гораздо большей степени поддается анализу с точки зрения элементарной логики.

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА.

В 2003 году очень существенно изменилось законодательство, оно говорит нам о практическом завершении изменений в налоговом законодательстве. Налоговая система сформирована, но она требует корректировок, направленных на дальнейшее снижение налоговой нагрузки, формирование стабильного, ясного, налогового режима, помогающего инвестициям и экономическому росту. Планируется в ближайшие три года ее уменьшить довольно значительно. Кроме того, правительство хотело бы, чтобы региональные и местные бюджеты имели стабильные доходные источники и чтобы эти доходы были, как можно более равномерно распределены по территории России.


В первую очередь нужно закончить работу над Налоговым кодексом РФ, завершив законы, касающиеся налога на имущество, наследования и дарения, государственных пошлин и др. региональных и местных налогов.

В начале 2004 года внедрена глава НК о налоге на имущество организаций, на 2005 год было запланировано рассмотрение земельного налога и налога на имущество физических лиц.

С 2012 по 2018 год основные параметры налоговой системы Российской Федерации были зафиксированы, целью налоговой политики было создание стабильных условий для ведения бизнеса и поддержание доходов бюджетной системы Российской Федерации в неблагоприятных внешних политических и экономических условиях. Проводилась работа по повышению собираемости налогов за счет сокращения теневого сектора, внедрению цифровых технологий в налоговое администрирование и налоговый контроль, встраиванию в систему глобального налогообложения и международного обмена налоговой информацией.

В 2019 году в налоговой системе Российской Федерации произошли серьезные изменения (повышение базовой ставки налога на добавленную стоимость на 2%, отмена налога на движимое имущество организаций, введение специального налогового режима для самозанятых граждан).

 На заседании «круглого стола» предлагается обсудить следующие вопросы:

· основные направления «настройки» налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы;

· изменения в налоговом законодательстве, необходимые для реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2019 год;

· налоговые льготы как налоговые расходы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации; 

· отмена института консолидированных групп налогоплательщиков: последствия для бюджетов Российской Федерации;

· инструменты налогового стимулирования инвестиционной активности (ОЭЗ, ТОСЭР, РИП, СПИК) и их роль в социально-экономическом развитии регионов;

· освобождение от налогообложения движимого имущества: проблемы и экономические последствия данного решения;

· подходы к правовому регулированию неналоговых платежей предпринимателей;

· специальный налоговый режим для самозанятых граждан: первые итоги проведения эксперимента, целесообразность его распространения на другие регионы;

· создание привлекательных условий для российского налогового резидентства;

· основные направления интеграции систем налогового, таможенного и валютного контроля;