Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
Особенность данной деятельности заключается в том, что имеет место не последующее разрешение возникших правовых конфликтов, а предупреждение возникновения таких конфликтов в сфере гражданского оборота. Но в отдельных случаях нотариус способствует разрешению относительно спорных ситуаций, например, при совершении исполнительных надписей. Совершая нотариальные действия в отношении граждан и организаций, не должны затрагиваться общественные интересы государства и права третьих лиц.
3. Доказательственная функция непосредственно связана с сущностью нотариальной деятельности – созданием письменных доказательств.
Разграничение функций нотариата помогает отобразить место нотариата как особого правового института, показать специфику его деятельности. Функции находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, там самым оказывая системной воздействие на нотариальную деятельность.
Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных все нотариальные функции подразделяют на две большие группы:
1. функции нотариата, которые вытекают из публично-правовой природы нотариальной деятельности:
- правоохранительная – гарантия законности в сфере гражданского оборота;
- правоприменительная – разрешение юридических дел в отношении конкретных юридических ситуаций. Например, совершение исполнительной надписи;
- предупредительно-профилактическая: обеспеченность доказывания в суде, разрешение гражданско-правовых дел бесспорного характера; – фискальная функция.
- Функции нотариата, вытекающие из частноправового содержания нотариальной деятельности:
- правореализующая – создание предпосылок для надлежащего поведения субъектов, в отношении которых совершаются нотариальные действия. Нотариус также соблюдает предписания правовых норм;
- консультационная – нотариус должен разъяснить права и обязанности физических и юридических лиц;
- регулятивная – регулирование, закрепление в той или иной форме прав и законных интересов субъектов гражданского оборота (например, нотариальные действия по удостоверению сделок);
- охранительная – принятие мер по защите прав и законных интересов лиц, меры по принудительной реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц (удостоверение бесспорных фактов);
- контрольная – выполняя данную функцию, нотариус следит за тем, чтобы физические и юридические лица правильно и своевременно исполняли свои обязанности.
Заслуживает внимания классификация публичных функций нотариата, предложенная Е.Э.Денисовой она выделяет: «Социальные и содержательные функции нотариата. Однако подобная классификация не является безупречной вследствие близости социальных и содержательных функций»[18].
Функции нотариата обладают своей индивидуальной спецификой, осуществляются в рамках нотариального производства, что определяет невозможность их передачи другим органам и лицам.
За основу будет взята классификация В.В. Яркова, позволяющая разграничить нотариальные функции, отразив при этом место нотариата в современном обществе как особого правового института (социальные функции нотариата), показав специфику его деятельности в отношении участников нотариального производства (содержательные функции нотариата), раскрыв существо нотариальной деятельности, связанной с созданием квалифицированных письменных доказательств (доказательственная функция).
Анализ нотариальных функций будет начат с исследования социальных функций нотариата, характеризующих его место в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России, включающих в себя предупредительно-профилактическую, правореализационную, правоохранительную и фискальную функции.
Предупредительно-профилактическая функция нотариата
На научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации выступил профессор В.В. Ярков, он зачитал доклад «Конституция Российской Федерации и правосудие», в котором затронул основные вопросы, касающиеся влияния Конституции Российской Федерации на современную систему правосудия и в целом на юридическую инфраструктуру нашей страны, в том числе, в данном докладе был затронут важный аспект, касающийся продолжения развития института нотариата, а именно: «Создание системы предупреждения и профилактики конфликтов в гражданском обороте, которая напрямую бы снижала спорность отношений в нашем обществе и разгружала суды».
Стоит отметить то, что предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела, при этом, нужно учитывать, что нотариальные акты обладают исполнительной силой, следовательно, принудительное исполнение по таким актам происходит вне судебной процедуры, таким образом, уменьшается количество дел в судах.
На данный момент можно выделить основные направления содействия нотариата судебной системе РФ:
- в рамках удостоверения сделки нотариус, иное уполномоченное на совершение нотариального действия должностное лицо, оказывает содействие сторонам в том, что помогает сформулировать условия сделки, обладая профессиональным опытом, в конкретной ситуации предлагает сторонам наиболее эффективные правовые средства для защиты их прав и законных интересов. Эти действия необходимы для того, чтобы минимизировать риск возникновения споров относительно условий сделки, как на стадии их согласования, так и в дальнейшем;
- способствует рассмотрению гражданско-правовых споров, значительно облегчает процесс доказывания в суде. Согласно п. 1 ст. 102 « Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»: «По просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным». При этом нотариальные акты отражают действительную волю сторон, обладают высокой доказательственной силой, они объективно вызывают доверие у суда, так как выданы компетентным беспристрастным лицом, не заинтересованным в исходе дела;
- отнесение гражданско-правовых дел бесспорного характера к компетенции нотариата. Исходя из выше изложенного, нотариат необходимо определять как систему государственных органов и должностных лиц, а также, частнопрактикующих граждан профессионалов, осуществляющих возложенные на них обязанности от именно РФ.
Стоит отметить тот факт, что у правосудия и нотариата имеются общие составляющие, позволяющие определить нотариат как институт предупредительного правосудия:
- общая цель деятельности, как судебной, так и нотариальной – обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими»[19]. Согласно п. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: одна из задач административного судопроизводства – «защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений». Согласно ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» нотариус, совершая нотариальные действия, предусмотренные законодательством о нотариате, обеспечивает защиту прав и законных интересов лиц, как физических, так и юридических;
- согласно п. 1 ст. 194 Гражданского процессуального кодекса: «Постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, принимается именем Российской Федерации в форме решения суда»[20]. Согласно п.1 ст. 175 КАС РФ: «Решение принимается именем Российской Федерации при разрешении судом первой инстанции административного дела по существу»4. Согласно п. 1 ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» нотариус совершает нотариальные действия от имени РФ. Отсюда следует, что и суд, и нотариат действуют в публично-правовой сфере, исполняя свои полномочия от имени государства;
- и нотариусы, и судьи при исполнении своих обязанностей должны быть независимы. Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского процессуального кодекса: «При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Так, согласно ст. 6 Закона «О статусе судей» федеральных судей назначает Президент Российской Федерации, отрешить судью от должности может только квалификационная коллегия судей. Так, согласно пп.4 п. 2 ст. 17 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» приостановить, возобновить, прекратить полномочия судьи может только Высшая квалификационная коллегия судей. Согласно п. 1 ст. 5 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» при выполнении своих профессиональных обязанностей нотариус беспристрастен и независим, он руководствуется только соответствующими нормативно-правовыми актами РФ, при этом, нотариус, выполняющий свои профессиональные обязанности в государственной нотариальной конторе, подлежит увольнению на основе Трудового кодекса РФ. Нотариус, занимающийся частной практикой, может сложить свои полномочия, как по собственному желанию, так и на основании судебного решения.
Общими принципами организации деятельности судьи и нотариуса являются:
объективность при выполнении своих обязанностей, беспристрастность (должны подчиняться только закону и не допускать вмешательства иных лиц в свою деятельность).
Все это гарантирует результативность, как правосудия, так и органов нотариата.
Согласно п. 1 ст. 5 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» при выполнении своих профессиональных обязанностей нотариус беспристрастен и независим, он руководствуется только соответствующими нормативно-правовыми актами РФ.
- регулирование на федеральном уровне. Согласно п. о ст. 71 Конституции Российской Федерации судоустройство находится в введении РФ. В соответствии с п. л ст. 72 Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
По мнению В.М. Жуйкова: «Наличие общих целей, принципов правосудия и нотариата позволяет определить подход к нотариату как институту превентивного, предупредительного правосудия вполне продуктивным. Нотариат может сыграть большую роль в защите прав граждан без обращения к правосудию, облегчить осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность обратиться за такой защитой в суд».
По мнению профессора М.К. Треушникова: «Процессуальная форма нотариальной деятельности сравнима с формой особого производства. Имеются совершенно аналогичные институты – подведомственность, подсудность, порядок возбуждения производства и другие в указанных формах защиты и охраны права. И особое производство, и нотариальный процесс - это производства, в которых не действует принцип состязательности, так как он определяет исковое производство».
Следует также выделить отличия органов правосудия и органов нотариата:
- согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. По определению В.И. Даля, «правосудие» – «правый суд, решение по закону, по совести, правда». С.И. Ожегов определяет правосудие как «деятельность судебных органов»[21]. Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» в части первой ст. 4 также подчёркивает: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами»[22]. Нотариат же осуществляет предупредительную деятельность – «деятельность, предупреждающая обращение в суд по вопросам, которые можно решить без судебного разбирательства путем оформления правового документа от имени РФ, придавая ему в ряде случае юридическую силу, равную по юридической значимости судебному документу»[23];
- степень обязательности судебных и нотариальных актов. Согласно ст. 6 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» решения суда носят обязательный характер. Постановления судов, вступившие в законную силу, являются обязательными для исполнения.
Согласно определению Т.Г. Калиниченко нотариальный акт – «это публичное властное решение нотариуса по конкретному нотариальному делу, выраженное в письменной форме, основанное на законе и направленное на возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей граждан и юридических лиц». Нотариальный акт является обязательным для исполнения, однако он может быть отменен или оспорен лицами, обратившимися к нотариусу. Согласно положениям ГК РФ доверенность и передоверие могут быть отменены лицом ее выдавшим за исключением положений, предусмотренных ст. 188.1 ГК РФ, относящихся к безотзывной доверенности. То же касается завещания, ведь завещатель по своему усмотрению может его отменить или изменить;
– полное финансирование судебной деятельности за счет государственного бюджета. Согласно ст. 124 Конституции Российской Федерации: «Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом». Финансирование нотариальной деятельности осуществляется на основании ст. 23 «Основ законодательства РФ о нотариате»: «Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации».
По мнению В.М. Жуйкова: «Общность в целях, принципах и полномочиях правосудия и нотариата позволяет охарактеризовать нотариат как институт превентивного правосудия, какое содержание мы вкладываем в понимание нотариата, как института превентивного, предупредительного правосудия? Прежде всего, это те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия»[24].
При этом, о нотариате как об институте, осуществляющем предупредительное правосудие можно говорить только с позиции его функциональной направленности. Правосудие призвано разрешить возникший конфликт, следовательно, отправление правосудия – это непосредственный инструмент разрешения такого конфликта, в бесспорных ситуациях «нет места правосудию».