Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Досудебные меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника
1.1 Мероприятия по предупреждению несостоятельности (банкротства) в России
Глава 2. Процедуры мирового соглашения
2.1 Регулирование вопроса о заключении мирового соглашения
2.2 Проблемы соотношения налогового и банкротного законодательств
Введение
Институт несостоятельности (банкротства), являясь одной из важнейших частей предпринимательского законодательства, определяет эффективность делового оборота и является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В современных условиях данный институт включает в себя предупредительный, восстановительный и ликвидационный механизм, где первые два являются наименее развитыми и именно на них будет сосредоточена данная исследовательская работа.
Одной из основных причин спада производства, массовой безработицы, высокой инфляции, сокращения инвестиций и прочих спадов социально экономических показателей является отсутствие эффективного механизма предупреждения несостоятельности (банкротства) в России. Положение большей части российских предприятий в настоящее время может быть охарактеризовано, как массовое банкротство.
Так как юридические лица составляют основную часть рыночной экономики и оказывают прямое воздействие на благосостояние общества, актуальность и значимость выбранной темы обусловлена необходимостью разработки и законодательного регулирования досудебных мероприятий по предупреждению несостоятельности, а также реформирования существующих механизмов реабилитации, когда в отношении должника уже введена процедура несостоятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с предупреждением несостоятельности (банкротства) юридического лица.
Предмет исследования – российское и зарубежное законодательство, регулирующее вопросы предупреждения несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Целью данной работы является анализ мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника – юридического лица в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- выявить мероприятия по предупреждению несостоятельности (банкротства) юридического лица в России;
- рассмотреть мероприятия по предупреждению несостоятельности (банкротства) за рубежом;
- проанализировать способы определения предупреждения несостоятельности (банкротства) должника – юридического лица в России;
- оценить эффективность реабилитационной процедуры банкротства – финансовое оздоровление.
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования.
Глава 1. Досудебные меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника
1.1 Мероприятия по предупреждению несостоятельности (банкротства) в России
Необходимость диагностирования несостоятельности юридических лиц обусловлена закономерностями системы рыночных отношений. Несмотря на то, что количество заявлений о признании должника (юридического лица) банкротом за последний год снизилось практически вдвое, количество решений о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства осталось на прежнем уровне. (см. табл. 1)
Таблица 1
Статистика по делам о банкротстве юридических лиц в РФ за 2015-2018 гг.
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Количество дел, по которым вводилась процедура финансового оздоровления |
38 |
42 |
29 |
19 |
Количество дел, по которым проводилась процедура внешнего управления |
434 |
372 |
363 |
278 |
Принято решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства |
13 044 |
12 549 |
13 541 |
13 117 |
Доля реабилитационных процедур |
2% |
1,8% |
1,5% |
1,25% |
По данным Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2015-2018 гг. в арбитражных судах субъектов РФ вводились: процедуры финансового оздоровления -128 раз; внешнего управления – 1 447 раз; конкурсное производство – 52 251 раз. При этом прослеживается снижение доли реабилитационных процедур примерно на 0,2% каждый год, при том, что, количество решений о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства остается примерно на одном уровне, немного отклоняясь то в большую, то в меньшую сторону с каждым годом.
Неизменный показатель количества ликвидированных компаний заставляет задуматься об эффективности действующего механизма предупреждения несостоятельности как на судебном, так и на досудебном этапе.
К.С. Кондратьева предлагает рассматривать мероприятия по предупреждению банкротства в широком и узком смысле. В первом случае под указанными мероприятиями понимается система мер, направленных на недопущение признания должника банкротом, которые включают в себя досудебные и судебные мероприятия.
К указанным мерам относятся:
- предупреждение банкротства. Глава 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закона о банкротстве) [7];
- процедура финансового оздоровления. Глава 5 Закона о банкротстве;
- процедура внешнего управления. Глава 6 Закона о банкротстве;
- процедура мирового соглашения. Глава 7 Закона о банкротстве;
- статьи 9,75, 125, 146 Закона о банкротстве.
В узком смысле предупреждение банкротства – это меры по финансовому оздоровлению должника, осуществляемые до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом [6].
Порядок осуществления досудебных процедур предупреждения неплатежеспособности регламентирован в статьях 30 и 31 Закона о банкротстве. Среди досудебных мер, настоящим Законом о банкротстве в России предусмотрена только санация (ст.31). Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций (п. 2 ст. 30 Закона о банкротстве).
Санация, проводимая в рамках досудебных процедур финансового оздоровления, направлена главным образом на восстановление платежеспособности должника, а также регулирование отношений с кредиторами, до возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде. Цель санации – решить финансовые проблемы должника и вернуть предприятие к экономической деятельности, предотвратив факт наступления банкротства.
Поддерживаем точку зрения К.С. Кондратьевой, что закрепленный в настоящее время в Законе о банкротстве механизм предупреждения несостоятельности делает указанный процесс бесконтрольным и безрезультатным. В ст. 30, 31 отсутствует перечень мер по предупреждению банкротства организации, а также порядок осуществления санации. А именно, гарантий соблюдения источниками санации интересов должника и его кредиторов; порядок привлечения инвестиций и составления соглашения о проведении санации; срок санаций; ответственность сторон и другие.
Следует отметить, что отсутствие конкретной модели поведения юридического лица в кризисной ситуации оказывает прямое воздействие на результативность санационных мер. Так, к примеру, санационные процедуры, применяемые к кредитным организациям, определяются законодателем достаточно подробно и как результат, мы видим, что они санируются намного чаще других юридических лиц.
Одним из важнейших, неурегулированных законодательством вопросов, касающихся общих положений санации, является договор санации. Ни нормы ГК, ни других нормативно-правовых актов, не дают легального определения, как самого договора санации, так и основных его составляющих: сторон, ответственности, существенных условий и т.д. Как отмечает, В.Ф. Попондопуло, сейчас, меры направленные на восстановление платежеспособности должника могут быть приняты на основании специального соглашения между кредиторами, должником и иными лицами [9]. Таким документом может быть, к примеру, соглашение о рассрочке уплаты задолженности или скидке с долга. Соглашением также могут быть предусмотрены права кредиторов и иных лиц в отношении должника.
Меры по восстановлению платежеспособности могут также быть осуществлены федеральными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в виде предоставления льгот, осуществления реструктуризации задолженности и иных восстановительных мер.
Второй немаловажной проблемой является отсутствие регулирования порядка проведения процедуры санации. Вновь приведенный в сравнение четко определенный порядок и основания указанной процедуры в отношении кредитных организаций, подтверждают тот факт, что присутствие конкретных мер и обязательств способствует положительной тенденции финансового оздоровления.
В настоящий момент, критерии для оценки состоятельности организации можно найти в следующих документах:
- «Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации» [Приказ ФСФО № 16];
- «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа» [Постановление Правительства № 367];
- «Методика проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций» [Приказ Минэкономразвития № 104].
В состав критериев входят такие показатели, как: платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия, эффективность использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности, рентабельность капитала, исполнение обязательств по налогам и сборам.
В прошлом, меры по предупреждению несостоятельности содержались в главе 2 Закона о банкротстве 1998 года. В него входили: коэффициенты текущей ликвидности, коэффициенты обеспеченности собственными средствами, критерии восстановления (утраты) платежеспособности [Федеральный закон № 390].
Согласно Распоряжению Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе от 24.10.1994 № 70-р «Об утверждении Методических рекомендаций…», выбор между проведением санации или ликвидации основывался на показателях величины износа основных производственных фондов по сравнению со среднеотраслевой, а также уровне спроса на основные виды выпускаемой продукции в зависимости от ее потребительских свойств и качеств.
Стоит отметить, что система мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности отдельных категорий должников, подробно урегулирована в главе IX действующего Закона о банкротстве. Так например, перечень мер по предупреждению банкротства кредитных организаций включает: финансовое оздоровление, назначение временной администрации, реорганизацию кредитной организации. Особое положение кредитных организаций вероятно связано с тем, что их банкротство оказывает сильный удар не только по своим клиентам, но и по всей экономике в целом. Кризис 2008 года служит для этого наглядным примером.
Как видно из указанных выше определений, под досудебными мерами по предупреждению несостоятельности должника в узком смысле понимают действия, направленные на восстановление платёжеспособности, когда уже имеются некоторые признаки наступления несостоятельности. Однако, обратим внимание на более широкое понятие «досудебных мероприятий предупреждения банкротства», которые включают в себя систему мер, направленных на недопущение признания банкротом должника, а также мероприятия по регулярной оценке финансового состояния предприятия, а не только в преддверии несостоятельности.
Стоит отметить статью 42 Закона об аудиторской деятельности, в которой говорится, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации подлежит обязательному аудиту [Федеральный закон № 307]. При этом, в некоторых странах аудитор обязан предоставлять в своем отчете информацию об оценке финансового состояния должника и признаках банкротства. В противном случае, если предприятие становится несостоятельным, а в аудиторском отчете информация о наличии таких признаков отсутствовала, то лицо или организация, проводившая независимую проверку, несет солидарную ответственность перед кредиторами должника.