Файл: Анализ действующей в РФ системы налогообложения банков.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Теоретические основы налогообложения коммерческих банков РФ
1.2. Зарубежный опыт применения налогообложения банковской деятельности
2 АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ НА ПРИМЕРЕ ПАО СБЕРБАНК РОССИИ
2.2 Анализ налоговых платежей в ПАО Сбербанк России
3. Пути оптимизации налогообложения банков
3.1. Развитие налогообложения банков в рамках поддержки реального сектора экономики
Многие банки от проведения операция с иностранной валютой и иными валютными ценностями, осуществляемые в наличной или безналичной формах, получают значительный объем доходов[20]. Доходы от валютных операций, учитываемые в налоговой базе включают[21]:
1) комиссионные сборы и вознаграждения при операциях купли-продажи иностранной валюты за счет и по поручению клиента;
2) положительная разница между доходами и расходами при купле-продаже иностранной валюты;
3) положительная курсовая разница, возникшая при переоценке имущества в виде валютных ценностей (кроме ценных бумаг), за исключением авансов, в том числе по счетам в банках по валютным операциями;
4) прочие доходы: плата за открытие и ведения валютных счетов; плата, получаемая от экспортеров и импортеров, за выполнение банком функций агентов валютного контроля[22].
Четвертая группа: доходы от операций с ценными бумагами. Операции с ценными бумагами и соответственно доходы от них имеют большое значение в деятельности банков и кредитных учреждений.
Пятая группа: прочие доходы, т.е. доходы:
- по доверительным операциям коммерческих банков;
- от предоставления в аренду специально оборудованных помещений и сейфов для хранения документов и ценностей;
- от оказания информационных, консультационных, экспертных и других услуг;
- прочие (излишки по кассе, безвозмездно полученное имущество и др.)[23].
К доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся суммы, полученные от ведения совместной деятельности или поступившие на формирование уставного капитала, но в размерах зафиксированных в перерегистрированных учредительных документах. При внесении дополнительных сумм до перерегистрации они могут рассматриваться как безвозмездно полученные и подлежащие включению в налоговую базу доходы[24].
Доходы от банковских и иных операций включаются в налоговую базу по налогу на прибыль без учета НДС[25].
Особенности состава расходов банков для целей налогообложения отражают специфику осуществления банковской деятельности.
Общие принципы определения расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг) в соответствии со ст. 253-264 НК РФ и внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), применяются с особенностями, установленными ст. 291 НК РФ[26]. Расходы банков, учитываемые при расчете налоговой базы и обусловленные потребностями банковской деятельности можно разделить на 6 групп (рис. 3)[27].
На сегодняшний день налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20%. При этом 3% от суммы налога зачисляется в федеральный бюджет и 17% в бюджеты субъектов РФ[28].
Налоговым периодом признается календарный год. Сумма налога уплачивается в бюджет не позднее 28 марта года следующего за налоговым периодом. Уплата авансовых платежей осуществляется ежемесячно или ежеквартально не позднее 28 числа месяца следующего за отчетным периодом.
Следующим рассматриваемым налогом выступает налог на имущество организаций. Им облагается имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета[29].
За налоговый период принимается календарный год. Отчетный период- первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Расходы банков, учитываемые при определении налоговой базы
Процентные расходы по привлечению средств
Расходы, связанные с кредитной и аналогичной ей деятельностью
Расходы по расчетно-кассовому обслуживанию
Расходы (убытки) по валютным операциям
Расходы по операциям с ценными бумагами
Прочие расходы
Рис. 3. Состав расходов банков[30]
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, которое признанно объектом налогообложения[31]. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости на основании следующей формулы[32]:
С = ПС – А (1),
Где: С – стоимость;
ПС – первоначальная стоимость;
А – амортизация, которая исчисляется по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового периода.
Субъект РФ самостоятельно устанавливает налоговые ставки, но при этом они не должны превышать 2,2%[33].
Налог исчисляется по итогам налогового периода как:
Н = НС * НБ (2),
Где: Н – сумма налога;
НС – налоговая ставка;
НБ – налоговая база, определенная за налоговый период.
Сумма налога, которая подлежит уплате в бюджет в конце налогового периода:
∑Н = Н – А (3),
Где: ∑Н - сумма налога, которая подлежит уплате в бюджет;
Н – сумма налога, по формуле (2);
А - сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода
А = ¼(НС*СИ) (4),
Где: А – сумма авансовых платежей,
НС – налоговая ставка;
СИ - средняя стоимость имущества[34].
Авансовые платежи исчисляются по итогам каждого отчетного периода[35].
Для выявления основных проблем системы налогообложения банковского сектора необходимо затронуть опыт зарубежных стран, сложившийся в данной сфере, тем боле это важно в рамках попыток российских банков вступать в международные банковские ассоциации.
1.2. Зарубежный опыт применения налогообложения банковской деятельности
В большинстве зарубежных стран налогообложение банков не отделяется от общего порядка налогообложения корпораций.
Так, например, в Японии банки являются плательщиками следующих налогов:
- корпоративного налога на прибыль – по ставке 37,5%;
- местного налога на прибыль - по ставке 12,6%;
- местного душевого налога – по ставке 7,76%[36].
С учетом применяемых налоговых льгот и вычетов ставка налога на прибыль составляет около 50% и колеблется в пределах от 44 от 56%[37].
В Италии банки уплачивают налог на прибыль корпораций по ставке 36% и местный налог на прибыль по ставке 16,2%, однако общая ставка составляет около 48%, что связано с тем, что часть местного налога подлежит вычету из налоговой базы[38].
Во Франции ставка налога на прибыль банков составляет 34% от нераспределенной прибыли, и 42% с прибыли, уплаченной в виде дивидендов. От налога на добавленную стоимость освобождены основные виды банковских доходов, однако, с доходов по лизингу, торговле драгоценными металлами, осуществлении трастовых операций и услуг по хранению ценностей налог уплачивается по ставке 18,6%.
В Великобритании налог на прибыль банков составляет 35% от объема доходов, получаемых как от внутренних, так и от внешних операций[39].
Особый интерес представляет опыт США, в котором также как и в РФ, банки и корпорации применяют общий порядок исчисления налога. В США на федеральном уровне ставка налога на прибыль банков составляет 34%. Однако реальная ставка налога оказывается ниже за счет применяемой системы налоговых вычетов по отдельным видам ценных бумаг. Ставки налогообложения банков идентичны ставкам налога, устанавливаемым для иных корпораций. При налогообложении банков США, как и при налогообложении корпораций, в первую очередь обращают внимание на доход, а не на добавленную стоимость или другие производственные или потребительские налоги[40].
Сравним налоговых ставки по налогам в отдельных странах (таблица 1).
Таблица 1
Ставки налогов в развитых странах (в %)[41]
Страна |
Налог на прибыль |
Максимальная ставка подоходного налога |
Социальный налог с работодателей |
Социальный налог с работников |
НДС или налог с продаж |
ВВП на чел., тыс.$. |
Франция |
35,4 |
54 |
45 |
15 |
19,6 |
33,9 |
Китай |
35 |
45 |
- |
- |
17 |
1,7 |
США |
34 |
40 |
7,7 |
77 |
8,4 |
40,3 |
Россия |
20 |
13 |
30 |
- |
18 |
4,4 |
Германия |
26,5 |
44 |
13 |
13 |
16 |
33,5 |
Из этого можно сделать вывод о том, что правительство в экономически развитых странах должно не только снижать уровень процентных ставок, как в России, но в то же время, следить за уровнем ВВП на душу населения[42]. Соответственно, по-прежнему актуальным остается применение налоговых решений, позволяющих снизить налоговую нагрузку. В целом можно говорить, что такая ситуация должна способствовать дальнейшему развитию банковского сектора. Однако следует отметить, что нецелесообразно держать ставки налога на прибыль для банков постоянно на низком уровне. С оздоровлением банковской системы они должны быть увеличены, при этом возможно введение некоторых налоговых льготы, в особенности для малых банков и только что созданных.
Оценка зарубежного опыта налогообложения коммерческих банков позволила сформулировать некоторые выводы, которые могут быть применены в российской практике налогообложения этих организаций:
Во-первых, целесообразным представляется введение дифференцированного подхода к налогообложению коммерческих банков, который будет проявляться в применении более низкой ставки налога на прибыль при условии ее направления на увеличение собственного капитала банка, расширение деятельности, в том числе и за пределами РФ[43].
Во-вторых, в связи с необходимостью вложения средств в развитие реального сектора экономики, можно предусмотреть иной порядок налогообложения в случае целенаправленного вложения средств в приоритетные отрасли, определенные Правительством РФ на среднесрочной и долгосрочной основах[44].
Таким образом по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: налогообложение кредитных организаций в Российской Федерации определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Несмотря на общие правила и ставки налогов действуют ряд особенностей, связанных со спецификой деятельности таких организаций, которая проявляется прежде всего в особенностях определения налоговой базы. Анализ зарубежного опыта показал, что налоговая нагрузка на банковские учреждения в Российской Федерации не высока, однако при налогообложении не учитываются направления использования средств в целях государственного регулирования экономики.
2 АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ НА ПРИМЕРЕ ПАО СБЕРБАНК РОССИИ
Организационная и экономическая характеристика ПАО Сбербанк России
Государственная регистрации кредитной организации была осуществлена Центральным банком Российской Федерации: 20 июня 1991 года, №1481.
В Едином государственном реестре юридических лиц о юридическом лице: свидетельство о государственной регистрации ОАО «Сбербанк России» зарегистрирован 16 августа 2002 года под №1027700132195.
Местонахождение: 117997, Россия, Москва, ул. Вавилова, д. 19.
ПАО «Сбербанк России» является публичным акционерным обществом. Банк он был основан в 1841 году, и начиная с этого времени он осуществлял операции в различных юридических формах[45].
В качестве основного акционера Банка выступает Центральный банк Российской Федерации, которому принадлежит 60,3% обыкновенных акций Сбербанка либо 57,6% всех выпущенных акций Сбербанка.
ПАО «Сбербанк» осуществляет деятельность на основании генеральной банковской лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации, с 1991 года. Сбербанк имеет лицензии, необходимые для осуществления торговых операций с ценными бумагами, их хранения, а также проведения иных операций с ценными бумагами, включая брокерскую, дилерскую деятельность, управления активами и выполнение функций функции депозитария.