Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной средея.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
1.1. Понятие и виды копинг-стратегий и моделей копинг-поведения
1.2. Диспозиционный и ситуативный контексты совладания
Глава 2. Анализ применения копинг-стратегий на примере ООО «Ювентис»
2.1. Методы психологической диагностики копинг-поведения
2.2. Исследование стрессовых ситуаций у руководителей ООО «Ювентис»
2.3. Исследования применения копинг-стратегий руководителями ООО «Ювентис»
Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
1.1. Понятие и виды копинг-стратегий и моделей копинг-поведения
Термин «копинг» произошел от английского слова «coping», которое в отечественной психологии переводится как «совладание» и означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. Впервые это понятие было использовано Л. Мерфи в 1962 г. в контексте исследований способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития[1].
Дальнейшее свое развитие проблема копинга получила в концепции психологического стресса Ричарда Лазаруса, который понимал под совладанием поведенческие и когнитивные усилия, предпринимаемые человеком для ослабления влияния стрессовых обстоятельств. В настоящее время понятие копинга используется для изучения поведения личности в любых трудных жизненных ситуациях[2].
Проблема дифференциации ситуативного контекста изучения копинг-поведения усложняется тем, что в современной психологии пока нет единого понимания совладающего поведения и определения копинг-стратегий. Тем не менее, можно выделить ряд общих представлений о совладающем репертуаре личности, то есть разнообразии копинг-стратегий, которое может использовать человек для преодоления возникших трудностей[3].
Основными критериями для систематизации стратегий совладания в зарубежной психологии чаще всего выступают направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, а также их модальность, то есть психологическая сфера, с которой соотносятся стратегии. С точки зрения направленности действий человека рассматриваются стратегии, ориентированные либо на саму ситуацию, либо на себя, либо что-то иное.
Стоящие у истоков изучения проблемы совладания с трудностями Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют так называемые проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные стратегии. Первые предполагают рациональный анализ проблемы, построение плана разрешения трудной ситуации и проявляются в самостоятельном анализе случившегося, в обращении за помощью к другим, в поиске дополнительной информации. Вторые касаются, прежде всего, эмоционального реагирования на ситуацию, они не сопровождаются конкретными действиями, поскольку человек пытается не думать о проблеме, стремится забыться во сне, отвлечься от отрицательных эмоций с помощью вкусной еды, алкоголя, музыки или вовлечь других людей в свои переживания[4]. По мнению С. Фолкман и ее коллег, выбор данных двух стратегий детерминирован личностными факторами и влиянием ситуации. Под личностными факторами понимается то, как человек оценивает возникшую угрозу, а ситуационное влияние — это та сфера жизни, в которой он столкнулся со сложной ситуацией[5]. Трудности в профессиональной сфере чаще предполагают выбор проблемно-ориентированных копинг-стратегий. Исследователями подчеркивается роль когнитивного анализа в самом начале столкновения с трудностями. Когда ситуация оценивается человеком как поддающаяся контролю, он использует проблемно-фокусированные стратегии. Если же обстоятельства кажутся ему не поддающимися изменениям, то он прибегает к эмоционально-фокусированным стратегиям или стратегиям избегания[6].
Похожее разделение копинг-стратегий предлагают Р. Моос и Д. Шефер. Они выделяют три типа копинг-стратегий поведения человека в трудной ситуации:
– стратегии, сфокусированные на оценке, то есть установление для себя значения ситуации, понимание происходящих процессов и их возможных последствий;
– стратегии, сфокусированные на проблеме, что выражается в принятии решений и совершении конкретных действий для преодоления трудностей, в том числе и обращение за социальной поддержкой;
– стратегии, сфокусированные на эмоциях, означающие управление эмоциями и чувствами, поддержание эмоционального равновесия[7].
Таким образом, Р. Моос и Д. Шефер в проблемно-ориентированных стратегиях Р. Лазаруса и С. Фолкман выделяют когнитивные и поведенческие действия.
С точки зрения направленности действий по разрешению возникших трудностей широко известна также классификация Дж. Амирхана. Он выделял три группы копинг-стратегий — разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание. Стратегия разрешения проблем означает способность человека к когнитивному анализу проблемы и нахождению путей ее решения[8]. Стратегия поиска социальной поддержки позволяет использовать помощь со стороны других людей для совладания с трудной ситуацией. Стратегия избегания дает возможность человеку снизить уровень стресса, сохранить эмоциональное равновесие[9].
В то же время, по мнению некоторых ученых, важнее обращать внимание не только на направленность совладающих действий, но и на степень их интенсивности — активную или пассивную. Например, Сальваторе Мадди разделяет все стратегии преодоления трудных ситуаций на две группы: жизнестойкое совладание, то есть совладание по активному типу, и пассивное совладание, выражающееся в использовании неконструктивных стратегий[10].
Близка к позиции С. Мадди и классификация адаптивности или дезадаптивности копинг-стратегий.
Э. Фрайденберг рассматривает совладающее поведение в зависимости от успешности разрешения возникших проблем и предлагает три категории копинг-стратегий:
– обращение к другим, которое не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное;
– эффективный копинг, проявляющийся в когнитивном анализе проблемы, сохранении оптимистического настроя;
– неэффективный копинг, выражающийся в стратегии избегания[11].
Наконец, стратегии совладания можно рассмотреть и с точки зрения их модальности, то есть психологической сферы, с которой соотносится стратегия: когнитивная, эмоциональная или поведенческая[12].
Все перечисленные классификации копинг-стратегий так или иначе представлены в российских исследованиях. Тем не менее, на наш взгляд, успешность изучения копингов во многом зависит от создания единой классификации, которая не объединяла бы в себе один или два критерия, а более полным образом смогла отразить весь репертуар совладающих действий личности и снять путаницу в терминологии изучаемых стратегий.
В этой связи в отечественной психологии без заслуженного внимания, по нашему мнению, остается широко используемая в зарубежной психологии наиболее полная систематизация копингов Эллен Скиннер. Под копинг-стратегиями ею понимается то, как индивиды мобилизуют, регулируют, управляют и координируют свои поведенческие и эмоциональные действия, а также ресурсы внимания в трудной ситуации. Э. Скиннер выделяет три характеристики совладающего поведения: эпизодичность, адаптивность и интерактивность, понимаемую как взаимодействие между человеком и средой. Она предприняла попытку классифицировать все многообразие рассматриваемых в психологической литературе копинг-стратегий. Свою классификацию она назвала «семейством копингов» (таблица 1). Оно состоит из двенадцати разделов, каждый из которых имеет свои стратегии, сходные по направленности[13].
По мнению Э. Скиннер и ее коллег, такое детальное разделение копинг-стратегий позволяет повысить уровень эмпирических исследований при оценке совладающего поведения личности.
Таблица 1
Классификация семейства копингов по Э. Скиннер |
|
Семейство копингов |
Стратегии |
1 |
2 |
Решение проблем |
- планирование - инструментальные действия - выработка плана поведения |
Поиск информации |
- изучение - наблюдение - обращение с вопросами к другим |
Беспомощность |
- растерянность - неспособность к когнитивному анализу - когнитивное истощение |
Избегание |
- уход от когнитивного анализа - уход от поведенческих действий - отрицание - мечтательность |
Самоуверенность |
- эмоциональная регуляция - поведенческая регуляция - выражение эмоций - эмоциональный подход |
Поиск поддержки |
- поиск понимания - поиск комфортных условий - поиск инструментальной и духовной поддержки |
Делегирование |
- неадаптивный поиск помощи - недовольство, жалобы - жалость к себе |
Изоляция |
- уход - маскировка - избегание других |
Приспособление |
- отвлечение - когнитивное переосмысление - минимизация действий - принятие |
Сотрудничество |
- переговоры - убеждение - расстановка приоритетов |
Покорность |
- размышления - ригидные персеверации - преобладание назойливых мыслей |
Сопротивление |
- обвинение других - проекция - агрессия |
Сложности с выделением общей классификации копинг-стратегий совладания ставят еще несколько проблем, по поводу которых в настоящее время ведутся дискуссии[14]. Первая проблема касается эффективности совладающего поведения. Вторая относится к диспозиционному или ситуативному характеру выбираемых стратегий. Наконец, третий вопрос лежит в области психологический диагностики копинг-поведения[15].
1.2. Диспозиционный и ситуативный контексты совладания
Диспозиционный или ситуативный характер выбираемых стратегий совладания отражает еще один дискуссионный вопрос в изучении совладающего репертуара личности. Один из подходов к пониманию копинга объясняет его в терминах личностных черт[16]. По мнению представителей данного подхода, поведение человека в той или иной трудной ситуации определяется набором личностных особенностей. Свойства личности во многом детерминируют определенную предрасположенность человека реагировать схожим образом в преодолении трудностей разного рода. Данный подход не учитывает влияние ситуационных факторов и социального контекста, в котором разворачивается процесс совладания[17].
Этот аспект акцентируется во втором, ситуативном, подходе к копинг-поведению, который рассматривает преодоление в контексте конкретной трудной ситуации, оказывающей влияние на намерения и действия человека. В рамках данного подхода рассматривается модель совладающего поведения Р. Лазаруса и С. Фолкман. Они понимают совладание с жизненными трудностями как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека». Таким образом, совладание рассматривается ими как осознанный ситуационный процесс, имеющий свои динамические характеристики[18].
Тем не менее, как диспозиционный, так и ситуативный подходы имеют свои ограничения. Поэтому в современных исследованиях при работе с копингом используется интегративный ситуационно-личностный подход, учитывающий как личностные особенности человека, так и ситуативный контекст совладания[19].
Выводы к первой главе
Копинг (совладание) – это поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия, которые человек совершает для преодоления проблемных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. К факторам эффективности совладающего поведения относятся гибкая и адекватная реакция на изменяющиеся условия, напряжённое состояние нервной системы, повышение адаптивных возможностей человека и снижение чувства уязвимости к трудностям.
Совладающее поведение не всегда выражается как активная и конструктивная модель поведения, оно также может выступать в пассивной форме ухода от ситуации. Однако неотъемлемая характеристика копинг-поведения – его полезность.
К адаптивным копингам можно отнести стратегии, которые направленны непосредственно на разрешение проблемной ситуации. Тем не менее, использование эмоциональных стратегий для совладания с трудной ситуацией также может выступить вполне эффективной тактикой поведения. Иногда первоначальный эмоциональный ответ на возникшие обстоятельства, оказывается наиболее правильным. Как правило, именно эта реакция позволяет избавиться от накопившихся негативных эмоций и только после этого совершаются конкретные действия по разрешению трудностей.
Рассмотрев в первой главе различные виды копинг-стратегий и модели копинг-поведения, можно сделать вывод, что наиболее эффективным является использование всех стратегий в зависимости от ситуации. При одних обстоятельствах человек способен самостоятельно справиться с возникшими конфликтами, при других ему потребуется поддержка окружающих, а при некоторых он сможет избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях. Из этого следует, что нет стратегий, которые были бы конструктивны в любых ситуациях, то есть, одна и та же стратегия может быть реализована как эффективно, так и неэффективно.