Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы конфликтных ситуаций
1.1. Определение, роль и сущность конфликта в организации
1.3. Модели управления конфликтом
1.4. 7 эффективных стратегий поведения в конфликте
Глава 2. Аналитическая основа конфликтов в организации
2.1. Причины конфликтов в организации
2.2. Последствия продолжительного стресса и конфликтов на работе
2.3. Модель поведения персонала в условиях состояния конфликта
2.4. Тестирование работников на стрессоустойчивость
Нельзя отрицать значения крылатой фразы «кадры решают все». Правильный отбор кадров при открытии бизнеса становится очень важным для его дальнейшего роста и развития. Такую услугу как оценка персонала или тестирование сотрудников руководство компании задействуют, когда необходимо определить профессиональные и личные качества работников компании, а также для оценки кандидатов на вакансии. Приняв на работу некомпетентного или неподходящего психологически к остальному коллективу кандидата, вы рискуете потерять деньги и время. А если сразу прибегнуть к профессиональным методам оценки персонала этого не произойдет.
Во время тестирования сотрудников оценивается:
- Стрессоустойчивость сотрудника;
- Психологические качества сотрудника;
- Мотивация к выполняемой деятельности;
- Психологические и психические отклонения;
- Склонность к совершению противоправных действий;
- Наличие зависимостей (наркотики, алкоголь, игра);
- Выявление перспективных сотрудников для обучения и повышения квалификации;
- Выявление кандидатов на руководящие посты;
- Оценка степени переутомления, психоэмоционального напряжения и других нарушений состояния сотрудников.
Как частный пример я приведу данный психологический тест, служащий для оценки степени раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества. На предложенный список вопросов следует отвечать одним из трех способов - "да, безусловно", "да, но не очень" или "нет, ни в коем случае".
Раздражает ли Вас:
1. Смятая страница газеты, которую Вы хотите прочитать?
2. Женщина "в летах", одетая как молоденькая девушка?
3. Чрезмерная близость собеседника при разговоре?
4. Женщина, курящая на улице или в общественном месте?
5. Человек, кашляющий в Вашу сторону?
6. Когда кто-то грызет ногти на Ваших глазах?
7. Когда кто-то смеется невпопад?
8. Когда кто-то пытается учить Вас, что и как делать?
9. Когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
10. Когда в кинотеатре тот, кто сидит перед Вами, все время вертится и обсуждает фильм?
11. Когда Вам пересказывают сюжет интересного романа, который Вы только собираетесь прочесть?
12. Когда Вам дарят ненужные вещи?
13. Громкий разговор в общественном транспорте?
14. Слишком сильный запах духов?
15. Человек, жестикулирующий во время разговора?
16. Коллега, часто употребляющий иностранные слова?
"Ключ"
За каждый ответ испытуемому начисляется:
"да, безусловно"- 3 балла;
"да, но не очень" - 1;
"нет, ни в коем случае" - 0.
Очки суммируются. Максимально возможное количество - 48.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Более 36. Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти все, даже самое незначительное. Вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это расшатывает Вашу нервную систему, усиливая трения с окружающими.
От 13 до 36. Вы принадлежите к наиболее распространенной группе людей. Вас раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные невзгоды, Вы способны легко забывать о них.
Менее 13. Вы достаточно спокойный человек, реально смотрящий на жизнь. Вас не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стрессов.
Глава 3. Совершенствование системы управления человеческими ресурсами и разработка стратегии управления коммуникациями в условиях конфликта
3.1. Профилактика конфликтов
Конфликт - это прекрасная форма отношений. Конфликт создан не для разрушения, его суть иная - он выявляет ложь.
К понятию "конфликт" у большинства негативное отношение: им видится агрессия, склоки, войны. Но это извращенный взгляд, созданный извращенным обществом. На самом деле конфликт показывает лишь одно - несоответствие. А это крайне важная рабочая информация. Ну, разумеется, она важна для живых - а не для кашеобразного усредненного мертвого социума.
Конфликт показывает, что что-то идет не гладко, что-то идет не так. Своевременное выявление конфликта дает возможность оперативного изменения - тогда как люди, избегающие настоящего конфликта, накапливают эти разрушающие факторы в себе. В результате чего разрушения увеличиваются в разы.
Конфликт позволяет решить проблему по мере ее возникновения - не доводя до разрушения. Замазывание конфликта приводит к неизбежному взрыву.
Иногда этот взрыв направлен наружу - иногда внутрь.
Знал одну женщину - она всю жизнь терпела выходки своего мужа и окружающих. Все считали ее образцом терпения и умилялись этой стойкости. Но когда она умерла и сделали вскрытие, то врачи поразились: ее сердце было как камень - абсолютно твердое. Т. е. всю жизнь она взрывалась внутрь себя.
Надо уметь идти на конфликт, уметь работать с ним как с позитивным фактором. Выявление конфликтных моментов в начале выстраивания взаимоотношений способно предотвратить множество разрушений впоследствии. Вообще говоря, умение выявлять конфликтные моменты, основываясь на самой незначительной информации - это великое благо и сложное искусство.
Проблема современного общества в том, что оно искажает все - в т. ч. и понятие конфликта. Поэтому когда дураку говорят, что он дурак (разумеется, речь о обоснованном определении, а не о желании эмоционально задеть), то дурак не принимает эту информацию с благодарностью - а обижается, и лезет за неизменным спасительным "Да ты на себя-то посмотри!" И в итоге лишается возможности перестать быть дураком.
А ведь конфликт - это не скандал. Конфликт - это результат ясности, замечающей начало причин разрушения.
Разумеется, здесь и вопрос доверия выявляющему конфликт. Ведь лишь единицы способны сказать человеку "Ты дурак" просто потому, что он действительно дурак - а не потому, что хотя его обидеть или им политически управлять. Отчасти эта ситуация упрощена там, где люди находятся в изначально выстроенном положении учитель-ученик. Там все ученики понимают, что если учитель их критикует, то это не имеет к обиде и ругани никакого отношения - он помогает им стать лучше и сильнее.
Настоящее умение работать с конфликтом дает возможность ювелирной коррекции ситуации в самом ее зарождении - избегая тяжелейших неизбежных последствий.
Кстати сказать, умение идти на конфликт не имеет ничего общего с эмоциональной агрессией. Конфликт, это вовсе не "А ты кто такой?", конфликт - это "Смотри - у тебя вот здесь ошибка. Ее можно исправить".
«Если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс». Чарльз Ликсон
Конечно, конфликты вредны для здоровья. Ссоры, скандалы, обиды приносят нам физическую боль, расшатывают нервную систему и портят отношения с людьми. Являются причиной многих серьёзных заболеваний и искалеченных судеб. Портят они нашу жизнь основательно, мы боимся их, стараемся мирно сосуществовать с окружающими людьми или замыкаемся в себе, дабы уйти от лишних переживаний. Но так уж устроен этот мир, что конфликтные ситуации неизбежны, и все мы когда-нибудь испытываем на себе их зловредное действие.
По большому счёту, причина возникновения конфликтных ситуаций всегда одна – один человек считает, что другой поступает не так, «как нужно». Естественно, как нужно ему. Хоть нередко и прикрывается общепринятыми установками, законами и правилами поведения. Это удобно, потому что правил и законов в нашей жизни более, чем достаточно, бывает, что они противоречат друг другу и подобрать что-то нужное для себя не составляет большого труда.
Почему-то, редко кто задумывается в таких ситуациях о том, что каждый человек имеет полное право поступать так, как считает нужным, что у него есть своё мнение на этот счёт. Что далеко не всегда наши претензии являются абсолютно правильными и справедливыми. Ведь конфликт, в конечном счёте, — это столкновение двух противоположных правд, каждая из которых является единственно верной. Поэтому каждое такое столкновение – это, скорее, хорошая возможность показать себя, свою уникальность и независимость, способ добиться СВОЕЙ правды, а никак не поиск Истинной Справедливости. А негативные последствия такого противоборства – это всего лишь неумение или нежелание участников конфликта извлекать пользу из происшедшего.
Недаром говорится, что в каждом минусе есть свои плюсы. Любая конфликтная ситуация всегда принесёт свою пользу тем, кто вместо того, чтобы болезненно переживать случившееся и пить успокоительные таблетки, спокойно проанализирует ситуацию и найдёт выгодные для себя моменты и уроки на будущее. Вот о них я и расскажу в этой статье.
Во-первых, после ссоры не стоит взвинчивать себя мыслями о том, что Ваш оппонент – бездушный эгоист, которому безразличны все Ваши переживания, что этот тупица не может понять очевидного. Что он не видит в Вас Личность, которую нужно уважать. Поверьте, он испытывает такой же стресс, как и Вы и переживает не меньше Вашего. Поэтому, если Вы поссорились с близким человеком, то пора искать способы примирения. Если же этот человек Вам неприятен, то просто успокойте себя мыслью о том, что сейчас он тоже очень нервничает и может «сорваться» и испортить отношения с кем угодно. Во всяком случае, он (или она) ещё долго будет «на взводе», в то время как Вы спокойно, без излишней «нервотрёпки» разбираетесь в происшедшем.
Во-вторых, открытый конфликт, т.е. скандал даёт прекрасную возможность лучше узнать оппонента и выяснить, насколько хорошо он осведомлён о Ваших промахах и недостатках. Если при скрытом конфликте враждующие стороны прикрываются вежливостью и спокойствием, накапливая раздражение внутри себя, то в процессе скандала энергия злобы выплёскивается наружу. А вместе с ней и все «интересные» факты из Вашей биографии, известные Вашему оппоненту. Да и вообще всё, что он о Вас думает. Очень полезно проанализировать своё поведение в конфликтной ситуации и поведение Вашего оппонента. Это очень облегчает корректировку Ваших дальнейших действий по отношению к нему и своего поведения, если оно Вам не понравилось. Конечно, изменить другого человека почти невозможно, но вполне реально изменить себя. А изменив своё поведение, Вы измените и отношение людей к Вам.
В-третьих, скандал – это прекрасная возможность известить человека о своих обидах, потребностях и чувствах, чтобы он мог понять Вас и изменить своё отношение. Редко когда люди, увязая в рутине жизни, обращают внимание на Вашу индивидуальность. А тут, таким ярким и запоминающимся способом, Вы им показываете своё отношение к тем или иным вещам, свою неординарность и умение постоять за себя.
И, наконец, конфликт выполняет роль сигнальной функции в отношениях между людьми. Здесь можно провести аналогию с болью. Любой врач вам скажет, что боль – очень полезная функция, которая сигнализирует о том, что в организме не всё в порядке. Можно игнорировать её, терпеть, прилагая большие усилия, или заглушать различными анальгетиками – болезнь всё равно никуда не уйдёт, пока мы не возьмёмся за её лечение. Так же и конфликт сигнализирует о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в не игнорируем этот сигнал, а стараемся как-то изменить стиль общения и поведение, то и атмосфера напряжённости со временем рассеивается, а хорошие отношения сохраняются.
Но как бы ни эффективны были анализ кризисной ситуации и её понимание, всё же полностью уничтожить конфликт они не смогут. Для этого нужно переосмысление и изменение своих мыслей и поступков, уважительное отношение к чужому мнению и к самому себе. Умение спокойно вести себя и сохранять достоинство в кризисных ситуациях. Как этого достичь – решать Вам. Я, лично, менял себя и своё отношение к жизни тем, что изучал и применял на практике рекомендации многих знаменитых учителей психологии – от Ошо до Зеланда, находил что-то нужное для себя на семинарах, посвящённых отношениям между людьми, учился на своих промахах и ошибках, набирался опыта, анализируя свои победы и поражения. В общем, учился и продолжаю учиться жизни.
Если Вам действительно надоели оскорбления, а то и унижения, обиды и стрессы, сопровождающие любой конфликт, то нужно что-то менять. В первую очередь в себе. Постепенно, ступенька за ступенькой, подниматься по лестнице, ведущей к душевному спокойствию и удовлетворённости собой. Каждый переход на следующую ступеньку – конфликтная ситуация, в которой вы довольны собой и своим поведением. Неважно, будет это предотвращение ссоры или устраивающие Вас последствия очередного конфликта. Главное, — что вы понемногу учитесь управлять ситуацией, подчинять её себе, а значит и уничтожать негатив столкновения ещё в зародыше.