Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нельзя отрицать значения крылатой фразы «кадры решают все». Правильный отбор кадров при открытии бизнеса становится очень важным для его дальнейшего роста и развития. Такую услугу как оценка персонала или тестирование сотрудников руководство компании задействуют, когда необходимо определить профессиональные и личные качества работников компании, а также для оценки кандидатов на вакансии. Приняв на работу некомпетентного или неподходящего психологически к остальному коллективу кандидата, вы рискуете потерять деньги и время. А если сразу прибегнуть к профессиональным методам оценки персонала этого не произойдет.

Во время тестирования сотрудников оценивается:

  • Стрессоустойчивость сотрудника;
  • Психологические качества сотрудника;
  • Мотивация к выполняемой деятельности;
  • Психологические и психические отклонения;
  • Склонность к совершению противоправных действий;
  • Наличие зависимостей (наркотики, алкоголь, игра);
  • Выявление перспективных сотрудников для обучения и повышения квалификации;
  • Выявление кандидатов на руководящие посты;
  • Оценка степени переутомления, психоэмоционального напряжения и других нарушений состояния сотрудников.

Как частный пример я приведу данный психологический тест, служащий для оценки степени раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества. На предложенный список вопросов следует отвечать одним из трех способов - "да, безусловно", "да, но не очень" или "нет, ни в коем случае".

Раздражает ли Вас:

1. Смятая страница газеты, которую Вы хотите прочитать?

2. Женщина "в летах", одетая как молоденькая девушка?

3. Чрезмерная близость собеседника при разговоре?

4. Женщина, курящая на улице или в общественном месте?

5. Человек, кашляющий в Вашу сторону?

6. Когда кто-то грызет ногти на Ваших глазах?

7. Когда кто-то смеется невпопад?

8. Когда кто-то пытается учить Вас, что и как делать?

9. Когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?

10. Когда в кинотеатре тот, кто сидит перед Вами, все время вертится и обсуждает фильм?

11. Когда Вам пересказывают сюжет интересного романа, который Вы только собираетесь прочесть?

12. Когда Вам дарят ненужные вещи?

13. Громкий разговор в общественном транспорте?

14. Слишком сильный запах духов?

15. Человек, жестикулирующий во время разговора?

16. Коллега, часто употребляющий иностранные слова?

"Ключ"

За каждый ответ испытуемому начисляется:


"да, безусловно"- 3 балла;

"да, но не очень" - 1;

"нет, ни в коем случае" - 0.

Очки суммируются. Максимально возможное количество - 48.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Более 36. Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти все, даже самое незначительное. Вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это расшатывает Вашу нервную систему, усиливая трения с окружающими.

От 13 до 36. Вы принадлежите к наиболее распространенной группе людей. Вас раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные невзгоды, Вы способны легко забывать о них.

Менее 13. Вы достаточно спокойный человек, реально смотрящий на жизнь. Вас не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стрессов.

Глава 3. Совершенствование системы управления человеческими ресурсами и разработка стратегии управления коммуникациями в условиях конфликта

3.1. Профилактика конфликтов

Конфликт - это прекрасная форма отношений. Конфликт создан не для разрушения, его суть иная - он выявляет ложь. 

К понятию "конфликт" у большинства негативное отношение: им видится агрессия, склоки, войны. Но это извращенный взгляд, созданный извращенным обществом. На самом деле конфликт показывает лишь одно - несоответствие. А это крайне важная рабочая информация. Ну, разумеется, она важна для живых - а не для кашеобразного усредненного мертвого социума. 

Конфликт показывает, что что-то идет не гладко, что-то идет не так. Своевременное выявление конфликта дает возможность оперативного изменения - тогда как люди, избегающие настоящего конфликта, накапливают эти разрушающие факторы в себе. В результате чего разрушения увеличиваются в разы. 

Конфликт позволяет решить проблему по мере ее возникновения - не доводя до разрушения. Замазывание конфликта приводит к неизбежному взрыву. 
Иногда этот взрыв направлен наружу - иногда внутрь. 


Знал одну женщину - она всю жизнь терпела выходки своего мужа и окружающих. Все считали ее образцом терпения и умилялись этой стойкости. Но когда она умерла и сделали вскрытие, то врачи поразились: ее сердце было как камень - абсолютно твердое. Т. е. всю жизнь она взрывалась внутрь себя. 

Надо уметь идти на конфликт, уметь работать с ним как с позитивным фактором. Выявление конфликтных моментов в начале выстраивания взаимоотношений способно предотвратить множество разрушений впоследствии. Вообще говоря, умение выявлять конфликтные моменты, основываясь на самой незначительной информации - это великое благо и сложное искусство. 

Проблема современного общества в том, что оно искажает все - в т. ч. и понятие конфликта. Поэтому когда дураку говорят, что он дурак (разумеется, речь о обоснованном определении, а не о желании эмоционально задеть), то дурак не принимает эту информацию с благодарностью - а обижается, и лезет за неизменным спасительным "Да ты на себя-то посмотри!" И в итоге лишается возможности перестать быть дураком. 

А ведь конфликт - это не скандал. Конфликт - это результат ясности, замечающей начало причин разрушения. 

Разумеется, здесь и вопрос доверия выявляющему конфликт. Ведь лишь единицы способны сказать человеку "Ты дурак" просто потому, что он действительно дурак - а не потому, что хотя его обидеть или им политически управлять. Отчасти эта ситуация упрощена там, где люди находятся в изначально выстроенном положении учитель-ученик. Там все ученики понимают, что если учитель их критикует, то это не имеет к обиде и ругани никакого отношения - он помогает им стать лучше и сильнее. 

Настоящее умение работать с конфликтом дает возможность ювелирной коррекции ситуации в самом ее зарождении - избегая тяжелейших неизбежных последствий. 

Кстати сказать, умение идти на конфликт не имеет ничего общего с эмоциональной агрессией. Конфликт, это вовсе не "А ты кто такой?", конфликт - это "Смотри - у тебя вот здесь ошибка. Ее можно исправить". 

«Если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте,  есть ли у Вас пульс». Чарльз Ликсон 

Конечно, конфликты вредны для здоровья. Ссоры, скандалы, обиды приносят нам физическую боль, расшатывают нервную систему и портят отношения с людьми. Являются причиной многих серьёзных заболеваний и искалеченных судеб. Портят они нашу жизнь основательно, мы боимся их, стараемся мирно сосуществовать с окружающими людьми или замыкаемся в себе, дабы уйти от лишних переживаний. Но так уж устроен этот мир, что конфликтные ситуации неизбежны, и все мы когда-нибудь испытываем на себе их зловредное действие.


По большому счёту, причина возникновения конфликтных ситуаций всегда одна – один человек считает, что другой поступает не так, «как нужно». Естественно, как нужно ему. Хоть нередко и прикрывается общепринятыми установками, законами и правилами поведения. Это удобно, потому что правил и законов в нашей жизни более, чем достаточно, бывает, что они противоречат друг другу и подобрать что-то нужное для себя не составляет большого труда.

Почему-то, редко кто задумывается в таких ситуациях о том, что каждый человек имеет полное право поступать так, как считает нужным, что у него есть своё мнение на этот счёт. Что далеко не всегда наши претензии являются абсолютно правильными и справедливыми. Ведь конфликт, в конечном счёте, — это столкновение двух противоположных правд, каждая из которых является единственно верной. Поэтому каждое такое столкновение – это, скорее, хорошая возможность показать себя, свою уникальность и независимость, способ добиться СВОЕЙ правды, а никак не поиск Истинной Справедливости. А негативные последствия такого противоборства – это всего лишь неумение или нежелание участников конфликта извлекать пользу из происшедшего.

Недаром говорится, что в каждом минусе есть свои плюсы. Любая конфликтная ситуация всегда принесёт свою пользу тем, кто вместо того, чтобы болезненно переживать случившееся и пить успокоительные таблетки, спокойно проанализирует ситуацию и найдёт выгодные для себя моменты и уроки на будущее. Вот о них я и расскажу в этой статье.

Во-первых, после ссоры не стоит взвинчивать себя мыслями о том, что Ваш оппонент – бездушный эгоист, которому безразличны все Ваши переживания, что этот тупица не может понять очевидного. Что он не видит в Вас Личность, которую нужно уважать. Поверьте, он испытывает такой же стресс, как и Вы и переживает не меньше Вашего. Поэтому, если Вы поссорились с близким человеком, то пора искать способы примирения. Если же этот человек Вам неприятен, то просто успокойте себя мыслью о том, что сейчас он тоже очень нервничает и может «сорваться» и испортить отношения с кем угодно. Во всяком случае, он (или она) ещё долго будет «на взводе», в то время как Вы спокойно, без излишней «нервотрёпки» разбираетесь в происшедшем.

Во-вторых, открытый конфликт, т.е. скандал даёт прекрасную возможность лучше узнать оппонента и выяснить, насколько хорошо он осведомлён о Ваших промахах и недостатках. Если при скрытом конфликте враждующие стороны прикрываются вежливостью и спокойствием, накапливая раздражение внутри себя, то в процессе скандала энергия злобы выплёскивается наружу. А вместе с ней и все «интересные» факты из Вашей биографии, известные Вашему оппоненту. Да и вообще всё, что он о Вас думает. Очень полезно проанализировать своё поведение в конфликтной ситуации и поведение Вашего оппонента. Это очень облегчает корректировку Ваших дальнейших действий по отношению к нему и своего поведения, если оно Вам не понравилось. Конечно, изменить другого человека почти невозможно, но вполне реально изменить себя. А изменив своё поведение, Вы измените и отношение людей к Вам.


В-третьих, скандал – это прекрасная возможность известить человека о своих обидах, потребностях и чувствах, чтобы он мог понять Вас и изменить своё отношение. Редко когда люди, увязая в рутине жизни, обращают внимание на Вашу индивидуальность. А тут, таким ярким и запоминающимся способом, Вы им показываете своё отношение к тем или иным вещам, свою неординарность и умение постоять за себя.

И, наконец, конфликт выполняет роль сигнальной функции в отношениях между людьми. Здесь можно провести аналогию с болью. Любой врач вам скажет, что боль – очень полезная функция, которая сигнализирует о том, что в организме не всё в порядке. Можно игнорировать её, терпеть, прилагая большие усилия, или заглушать различными анальгетиками – болезнь всё равно никуда не уйдёт, пока мы не возьмёмся за её лечение. Так же и конфликт сигнализирует о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в не игнорируем этот сигнал, а стараемся как-то изменить стиль общения и поведение, то и атмосфера напряжённости со временем рассеивается, а хорошие отношения сохраняются.

Но как бы ни эффективны были анализ кризисной ситуации и её понимание, всё же полностью уничтожить конфликт они не смогут. Для этого нужно переосмысление и изменение своих мыслей и поступков, уважительное отношение к чужому мнению и к самому себе. Умение спокойно вести себя и сохранять достоинство в кризисных ситуациях. Как этого достичь – решать Вам. Я, лично, менял себя и своё отношение к жизни тем, что изучал и применял на практике рекомендации многих знаменитых учителей психологии – от Ошо до Зеланда, находил что-то нужное для себя на семинарах, посвящённых отношениям между людьми, учился на своих промахах и ошибках, набирался опыта, анализируя свои победы и поражения. В общем, учился и продолжаю учиться жизни.

Если Вам действительно надоели оскорбления, а то и унижения, обиды и стрессы, сопровождающие любой конфликт, то нужно что-то менять. В первую очередь в себе. Постепенно, ступенька за ступенькой, подниматься по лестнице, ведущей к душевному спокойствию и удовлетворённости собой. Каждый переход на следующую ступеньку – конфликтная ситуация, в которой вы довольны собой и своим поведением. Неважно, будет это предотвращение ссоры или устраивающие Вас последствия очередного конфликта. Главное, — что вы понемногу учитесь управлять ситуацией, подчинять её себе, а значит и уничтожать негатив столкновения ещё в зародыше.