Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты невербальых проявлений эмоциональных состояний человека
1.1 Невербальные формы выражения эмоций
1.2 Основные направления изучения невербального поведения
Глава 2 Исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
2.1 Цель, задачи, гипотеза и выборка исследования
2.2 Методы эмпирического исследования
2.3 Результаты эмпирического исследования
При таком подходе меняется характер вопросов, которыми задаются исследователи. Вместо изучения того, как говорят мужчины и женщины, рассматривается, какие виды языковых ресурсов они используют, чтобы представить себя тем или иным типом мужчин и женщин. Вместо анализа того, как говорят о мужчинах и женщинах, выявляются типы языковых и неязыковых практик, которые могут выражать и поддерживать определённые гендерные идеологии и нормы. Е.С. Гриценко пишет: «Конструирование гендера трактуется как когнитивная деятельность импликативно-инференционного характера, в основе которой лежит соотнесение языковых форм / сигналов с тендерными представлениями, являющимися частью универсума общих смыслов представителей данной культуры»[12].
Следует отметить, что в связи с положением о социальном равноправии «типично мужское» вербальное и невербальное поведение имеет тенденцию приписываться женским характеристикам, и наоборот. Более того, то, что является «типично женским» в одной культуре, может быть характерной чертой мужского поведения в другой культуре. Одна из основных задач состоит в том, чтобы выяснить, насколько полоролевые стереотипы соответствуют природе мужчины и женщины, а в какой мере они ошибочны.
Что касается пола, это собственно биологический фактор воздействия на речемыслительные процессы и невербальное поведение говорящего.
Представляется интересным выявить именно те свойства, которые присущи полам независимо от социальных ролей мужчины и женщины. Считается, что человек в значительной степени не может контролировать свое поведение, согласовывать его с принятыми в том или иной лингвокультуре нормами, находясь в измененном состоянии сознания (ИСС). Обладая свойствами доминанты, ИСС тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации; при этом для ИСС характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими ИСС обстоятельствами и навязанными им действиями[13].
По словам Т.Н. Синеоковой, ИСС «служит своеобразным фильтром: он в значительной степени нивелирует влияние различных социокультурных факторов и, таким образом, «высвечивает» факторы собственно биологического характера»[14]. Таким образом, именно при ИСС должны проявляться характеристики, обусловленные имманентными свойствами пола человека и инвариантные относительно социокультурных, гендерных, факторов.
Следует отметить, что в настоящее время разработаны разнообразные методики изучения вербальных особенностей речи мужчин и женщин в состоянии эмоционального напряжения[15]. Можно предположить, что данные приемы можно также использовать при изучении специфики их невербального поведения.
Глава 2 Исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
2.1 Цель, задачи, гипотеза и выборка исследования
Цель исследования заключалась в экспериментальном исследовании психологических и психофизиологических особенностей невербальной коммуникации при атрибутировании эмоционального состояния. Таким образом, предметом выступили психофизиологические и индивидуально- психологические особенностей атрибутировании эмоционального состояния при невербальной коммуникации.
Задачи исследования.
- Экспериментально исследовать использование индивидом невербального поведения и невербальной коммуникации в процессе атрибутирования эмоционального состояния другого человека.
- Обнаружить взаимосвязи между изменением психофизиологических параметров испытуемых, переживающих эмоции, и испытуемых, атрибутирующих эмоции в процессе невербальной коммуникации.
- Обнаружить взаимосвязи между точностью атрибуции эмоционального состояния и индивидуально-психологическими особенностями личности.
- Проанализировать индивидуально-психологические различия респондентов в зависимости от точности атрибуции эмоции другого человека.
Гипотезы исследования.
- Существуют различные способы передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому: при атрибутировании эмоционального состояния другого человека используется как вербальная информация, так невербальная коммуникация.
- Можно экспериментально подтвердить использование невербального поведения и невербальной коммуникации в процессе атрибуции эмоции.
- Существует взаимосвязь между изменением психофизиологических параметров испытуемых в процессе атрибуции эмоций при невербальной коммуникации.
- Существует взаимосвязь между точностью атрибутирования эмоционального состояния с помощью невербальной коммуникации и индивидуально-психологическими особенностями личности.
- Существуют индивидуально-психологические различия между респондентами, которые способны точно атрибутировать эмоцию другого человека и теми, кто ошибается в атрибуции эмоции.
Предмет исследования - изучение психофизиологических и индивидуально- психологических особенностей атрибутировании эмоционального состояния при невербальной коммуникации.
Объект исследования - невербальное поведение и невербальная коммуникация.
Участники исследования были отобраны на основе критериев физического и психологического здоровья и желания принимать участие в эксперименте. Средний возраст участников исследования - 29 лет.
В выборке для проведения эксперимента принимали участие 40 человек, разделенных на группы: 20 человек, которым предъявлялся разный стимульный материал, передавая определенную информацию (информаторы), и 20 человек, которые интерпретировали состояние информаторов (получатели).
2.2 Методы эмпирического исследования
Исследование проводилось как экспериментальное, методы исследования состоят из двух групп:
1) психофизиологические и
2) методики для оценки индивидуально-психологических особенностей испытуемых и самооценки атрибуции эмоционального состояния другого человека.
Для измерения психофизиологических характеристик участников эксперимента был использован полиграф «Крис» с программным обеспечением «Sheriff», сертифицированный в Российской Федерации.
Были измерены следующие параметры.
- ФПГ (фотоплетизмограмма) - параметр, представляющий собой надежный индикатор величины эмоционального напряжения, это кровенаполнение в сосудах, отражающее состояние организма в целом.
- КГР (кожно-гальваническая реакция) - это один из ведущих показателей состояния центральной нервной системы человека в оценке эмоциональной напряженности.
- АД, ЧСС (артериальное давление, частота сердечных сокращений).
- КС (кожное сопротивление, потоотделение) - реакция на новизну информации.
Исследования, полученные с помощью полиграфа, были проинтерпретированы и прошкалированы по 5-балльной шкале профессиональным полиграфологом.
Для оценки индивидуально-психологических особенностей испытуемых и самооценки атрибуции эмоционального состояния другого человека были использованы следующие методики: диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика оценки уровня интуитивности Е.А. Науменко; шкала ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; модифицированный биографический опросник (разработан на кафедре онтопсихологии Н.В. Гришиной). Бланки - для записи самоооценки эмоционального состояния.
В качестве стимульного материала использовались подготовленные вопросы, касающиеся фактов жизни любого человека, а также пять коротких видеороликов различного эмоционально насыщенного содержания: «Цунами» и «Ядерные взрывы» (отрицательные эмоции: страх, тревога), «Дельфины» и «Природа» (положительные эмоции: спокойствие, расслабление), «Автомобиль Мерседес» (противоречивые эмоции: тревогу и расслабление)
Экспериментальное исследование состояло из трех частей.
До начала проведения эксперимента были осуществлены измерения психофизиологического состояния испытуемых, также измерение проводилось во время каждого этапа.
В каждом эксперименте участвовали пара информатор и получатель, первоначально участники сидели напротив друг друга (рис. 1).
Рисунок 1- Первая часть эксперимента - вербальное взаимодействие
Первая часть эксперимента - вербальное взаимодействие. Получатель задавал вопросы, на которые информатор отвечал «да», «нет», при этом часть ответов составляла правда, а часть ложь. Получатель отмечал в специальном бланке, правдив ли, по его мнению, ответ информатора (на основе невербальной информации).
Вторая часть - наблюдение за невербальным поведением информатора. Перед информатором стоял монитор, на котором ему последовательно предъявлялось два видеоролика положительного и отрицательного содержания. В его задачу входило смотреть видео и чувствовать свое отношение к просмотренному материалу. В момент просмотра за ним наблюдал «получатель». В его задачу входило понять, что чувствует информатор (рис. 2).
Затем информатор должен был заполнить бланк, где он отвечал на вопросы о том, какие эмоции он испытал во время просмотра. А получатель заполнял бланк, в котором он отвечал на вопросы о том, какие эмоции с его точки зрения испытывал информатор, и каким, по его мнению, мог быть видеоролик.
Рисунок 2- Вторая часть эксперимента - наблюдение за невербальным поведением информатора
Третья часть эксперимента включала только невербальную коммуникацию. Получатель должен был сидеть спиной к информатору и определять его эмоциональное состояние, только исходя из своих ощущений (см. рис. 3).
В качестве стимульного материала были использованы 3 видеоролика различного содержания, остальная процедура повторяла вторую часть эксперимента.
Рисунок 3- Третья часть эксперимента - невербальная коммуникация
2.3 Результаты эмпирического исследования
Для изучения особенностей психофизиологического реагирования участниками эксперимента на изменение своего эмоционального состояния мы использовали 4 показателя полиграфа, измеряя их последовательно 7 раз: до проведения эксперимента, после проведения первой части эксперимента, после просмотра 1-го видеоролика, после просмотра 2-го видеоролика, после просмотра 3-го видеоролика, после просмотра 4-го видеоролика, после просмотра 5-го видеоролика.
Нами были получены статистически значимые изменения психофизиологических показателей как информаторов, так и получателей в процессе проведения эксперимента. Для сравнения показателей мы использовали метод сравнения средних значений с помощью t-критерия Стьюдента для зависимых выборок.
Все полученные нами данные находятся в пределах нормального эмоционального реагирования здорового человеческого организма, изменения психофизиологического состоянии в процессе проведения эксперимента было возможно выделить только с помощью полной расшифровки данных по каждому испытуемому.
По сравнению с измерениями до проведения эксперимента нами были получены статистически значимые различия в изменении фотоплетизмограммы, кожногальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, кожного сопротивления всех участников эксперимента.
Наиболее значимые изменения психофизиологических параметров участников вызвал просмотр информаторами третьего видеоролика негативного содержания «Цунами», который был предъявлен в третьей части эксперимента, когда по условиям проведения эксперимента получатель находился спиной по отношению к информатору и не мог наблюдать за изменениями невербального поведения информатора. При просмотре позитивного ролика «Дельфины», когда получатель не мог наблюдать за невербальным поведением информатора, психофизиологические параметры и тех, и других участников эксперимента превысили показатели, измеренные перед началом проведения эксперимента.
Было проведено попарное сравнение психофизиологических показателей информаторов и получателей в процессе проведения эксперимента (см. Приложение 1) Для сравнения результатов психофизиологических показателей информаторов и получателей мы использовали t-критерий Стьюдента для сравнения дисперсий двух независимых выборок, предварительно сравнив дисперсии выборок с помощью критерия Ливена.