Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты невербальых проявлений эмоциональных состояний человека
1.1 Невербальные формы выражения эмоций
1.2 Основные направления изучения невербального поведения
Глава 2 Исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
2.1 Цель, задачи, гипотеза и выборка исследования
2.2 Методы эмпирического исследования
2.3 Результаты эмпирического исследования
Введение
Актуальность исследования. В науке сегодня наблюдается повышенный интерес исследователей к невербальному общению, в частности к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека.
Одним из аспектов в исследовании невербальных форм выражения эмоций является изучение его особенностей у представителей различных этносов. Для поддержания мира, развития дружественных отношений между народами и народностями, проживающими совместно на одной территории, изучение этнопсихологических особенностей эмоциональной культуры представляет огромную практическую значимость.
В первой половине ХХ века многие ведущие культурантропологи, обнаружили многочисленные свидетельства того, что у представителей разных культур существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе и в мимике[1].
Целью данной работы является анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты невербальных проявлений эмоциональных состояний человека;
- провести исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
Гипотезы исследования.
- Существуют различные способы передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому: при атрибутировании эмоционального состояния другого человека используется как вербальная информация, так невербальная коммуникация.
- Можно экспериментально подтвердить использование невербального поведения и невербальной коммуникации в процессе атрибуции эмоции.
- Существует взаимосвязь между изменением психофизиологических параметров испытуемых в процессе атрибуции эмоций при невербальной коммуникации.
- Существует взаимосвязь между точностью атрибутирования эмоционального состояния с помощью невербальной коммуникации и индивидуально-психологическими особенностями личности.
- Существуют индивидуально-психологические различия между респондентами, которые способны точно атрибутировать эмоцию другого человека и теми, кто ошибается в атрибуции эмоции.
Объект исследования – эмоции.
Предмет исследования - невербальные проявления эмоциональных состояний человека.
Методы и методики исследования. Исследование проводилось как экспериментальное, методы исследования состоят из двух групп:
1) психофизиологические и
2) методики для оценки индивидуально-психологических особенностей испытуемых и самооценки атрибуции эмоционального состояния другого человека.
Для измерения психофизиологических характеристик участников эксперимента был использован полиграф «Крис» с программным обеспечением «Sheriff», сертифицированный в Российской Федерации.
Были измерены следующие параметры.
- ФПГ (фотоплетизмограмма) - параметр, представляющий собой надежный индикатор величины эмоционального напряжения, это кровенаполнение в сосудах, отражающее состояние организма в целом.
- КГР (кожно-гальваническая реакция) - это один из ведущих показателей состояния центральной нервной системы человека в оценке эмоциональной напряженности.
- АД, ЧСС (артериальное давление, частота сердечных сокращений).
- КС (кожное сопротивление, потоотделение) - реакция на новизну информации.
Практическая значимость – полученные исследования могут быть применены в практической деятенльности.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области психофизиологии, материалы периодических изданий и сети Интернет.
Глава 1 Теоретические аспекты невербальых проявлений эмоциональных состояний человека
1.1 Невербальные формы выражения эмоций
Любой наблюдательный человек, взаимодействующий с представителями различных народов, невольно замечает межкультурные вариации в частоте и интенсивности отражения тех или иных эмоций на их лицах. Другими словами, в каждой культуре выработаны передающиеся из поколения в поколение правила, регулирующие экспрессивные выражения лица и предписывающие, какие - универсальные по своей сути - эмоции позволительно показывать в определенных ситуациях, а какие - прятать. П. Экман и У. Фризен назвали их обусловленными культурой правилами невербального выражения эмоций[2]. Действие этих правил весьма разнообразно, они могут предполагать:
- усиление (гиперболизацию) выражения эмоций. Так, французский этнолог М. Мосс обратил внимание на «чрезвычайную распространенность обязательного и морально предписанного использования слез» в погребальных обрядах традиционных культур. Например, в традиционной культуре мордвы с наступлением смерти близкого человека родные начинали исполнять протяжные вопли отчаяния в высоком регистре наиболее напряжено. Этот момент плача называли - крик о смерти («куломадаранкстама»). Последующий плач вопленицы исполнялся в низком регистре мягким грудным и приглушенным тембром, прерываясь горестными всхлипами и представлял собой рассказ о смерти. В наиболее драматические моменты обряда напев плача интонируется вновь в высоком регистре. Причеты исполняли с такой эмоциональной силой, отмечают Л. Б. Бояркина и Н. И. Бояркин, чтобы оказать максимальное воздействие на всех присутствующих и заставить их плакать[3];
- уменьшение выражения эмоций. Например, от эстонцев или финнов ожидается сдержанность в эмоциональных проявлениях там, где от представителей других национальностей можно было бы ожидать проявлений ярости или бурной радости;
- контекстный запрет на выражение определенных эмоций. Например, во многих культурах мужчине на людях не положено демонстрировать страх, проявлять слабость, быть сентиментальным;
- маскировку одной эмоции другой. Строгие правила «сокрытия» эмоций существуют в японской культуре. Практически все наблюдатели отмечают, что у японцев, как правило, спокойное, безмятежное выражение лица, независимо от внутренних эмоций, которые они стремятся скрыть, пряча под маской[4].
Еще одним видом экспрессивного поведения человека являются жесты, или выразительные движения рук, головы и т.п. За последние десятилетия появилось большое количество работ, описывающих и систематизирующих жесты. Приходится констатировать, что многие из них культурно-специфичны и часто становятся препятствием для адекватного общения и взаимопонимания.
Многие из нас, путешествующие и вступающие во взаимодействие с представителями иных культур, оказывались в ситуациях, когда привычные для нас жесты, были неправильно поняты местными жителями, поскольку имели в их культуре совершенно иное значение. Исследователи отмечают, что одинаковые по технике исполнения жесты могут неоднозначно интерпретироваться даже в разных районах одной страны[5].
При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать жесты как можно меньше. Этой же точки зрения придерживаются и специалисты в области лингвострановедения, полагая, что учащиеся должны быть ознакомлены лишь с наиболее характерными жестами культуры изучаемого языка. Но нет никакой необходимости стремиться к активизации всех жестов, в ряде случаев «то, что у носителя языка кажется обычным, у представителя другой страны становится неуместным»[6].
Успешная межкультурная коммуникация предполагает постоянную готовность человека к восприятию, пониманию, и принятию чужих этнических стереотипов поведения, нравов, обычаев, интересов, культурных ценностей. Чтобы конструктивно общаться и понимать представителей другого этноса, необходимо не только знать и понимать коммуникативную символику своего народа и другого народа, но и признавать равноценность и равнозначность всех этносов, всех культур.
Важно отметить, что, несмотря на различия в невербальных формах выражения эмоций представителями разных культур, «универсальность экстралингвистической эмоциональной экспрессии не оставляет сомнений»[7], что позволяет находить взаимопонимание в процессе общения и способствует установлению и развитию дружественных отношений.
1.2 Основные направления изучения невербального поведения
В период глобализации и интеграции языкознание характеризуется антропологическим подходом, который акцентирует внимание на категории языковой личности с учётом всех её особенностей - этнических, возрастных, ролевых, социальных, гендерных и т.д. В том числе, данный подход рассматривает языковую личность с точки зрения различных дисциплин, что позволяет выявить биологические, культурные и социальные факторы, определяющие вербальные и невербальные особенности коммуникации мужчин и женщин.
Речь принято считать основной формой общения. Однако в эволюционном смысле устная речь появилась относительно недавно, около 500 000 лет назад. До этого основной формой передачи эмоций и чувств был язык телодвижений. Поскольку участники коммуникации сосредоточены на произносимых словах, многие жесты не фиксируются сознанием, хотя в полной мере передают настроение и мысли человека. Понимание тонкостей языка жестов делает общение более эффективным, помогает избежать манипулирования сознанием со стороны оппонента.
Изучение компонентов невербальной коммуникации привлекало внимание многих ученых разных времен.
Известно о существовании старинных трактатов об определении характера человека посредством изучения постоянных черт лица.
Знаменитые «лекции» ("Conferences") художника Лебрена, опубликованные в 1667 году, по мнению Ч. Дарвина, представляют собой одно из лучших сочинений на данную тему.
Сэр Чарльз Бэлл, известный своими открытиями в физиологии, в 1806 году опубликовал первое издание своей книги «Анатомия и философия выражения», в которой был заложен фундамент нового научного направления. Его заслуга состоит в том, что он показал тесную связь между движениями выразительными и движениями, которые производятся при дыхании.
Герберт Спенсер, говоря о чувствах, в «Началах психологии» пытается сопоставить эмоции и их внешние проявления. Основываясь на наблюдениях Спенсера и многих других ученых, Чарльз Дарвин в 1872 году в работе «Выражение эмоций у человека и животных» подробно описал язык телодвижений с позиций эволюции[8]. Многие идеи и наблюдения ученого широко используются исследователями всего мира в настоящее время.
С момента написания дарвиновской работы ученые выделили и зафиксировали почти миллион невербальных ключей и сигналов.
Альбер Мерабян в 50-е годы XX века обнаружил, что информацию любого сообщения можно дифференцировать следующим образом: 7% передается вербально, 38% - вокально (тоном голоса, ударением, способом произнесения звуков) и 55 % - невербальными сигналами.
Антрополог Рэй Бердвистелл, оценивая степень невербального общения между людьми, установил, что человек может произвести и распознать около 250 000 выражений лица, и то, что вербальный компонент межличностного общения составляет менее 35% общения, а свыше 65% информации, передаваемой при общении, передаётся невербально, что подтверждает несомненную важность невербального аспекта коммуникации[9].
В последние годы появился ряд фундаментальных работ, посвященных особенностям невербальной коммуникации мужчин и женщин[10].
В то же время актуальным остается вопрос о соотношении биологических («пол») и социокультурных факторов («гендер») воздействия на невербальное поведение людей.
Понятие «гендер» в рамках конструктивистского подхода определяется как система межличностного взаимодействия, посредством которой создаётся, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка[11]. При этом гендер понимается не как следствие индивидуальной биологии или предрасположенности к тем или иным признакам, а как установленный обществом порядок, частью которого является каждый человек. Гендер отражает одновременно процесс и результат «встраивания» индивида в социально и культурно обусловленную модель мужественности и женственности, принятую в данном обществе на определённом историческом этапе.