Файл: "Невербальные проявления эмоциональных состояний".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нами не было обнаружено статистически значимых различий между изменением психофизиологических параметров информаторов и получателей в процессе эмоционального реагирования на стимулы в 1-й, 2-й и 3-й частях эксперимента. Независимо от использования вербального канала для получения информации, наблюдения за невербальным поведением или попытки установления участниками эксперимента процесса невербальной коммуникации в отсутствии привычных каналов получения информации все измеренные нами психофизиологические показатели информаторов и получателей не обнаружили статистически значимых различий, т. е. происходило сопряженное изменение психофизиологических параметров информаторов и получателей независимо от использования каналов коммуникации.

Все 28 измеренных показателей информаторов и получателей в процессе проведения эксперимента обнаружили практически полную сопряженность в изменении. В некоторых случаях показатели были равны.

Сопряженное изменение всех психофизиологических параметров испытуемых позволяет нам подтвердить единство поля как взаимодействие между людьми, которое может происходить на неосознаваемом уровне.

Организм - подобен живому зеркалу, которое регистрирует все эмоциональные изменения, полученные в контакте с другим человеческим существом. Познание эмоции, переживаемой другим человеком, возможно не только на вербальном уровне или по внешнему виду другого человека. Познание возможно и на телесном уровне, с помощью всего тела.

Точность ответов получателей в первой части эксперимента определялась на основании совпадения с заданными ответами, во 2-й и 3-й частях эксперимента - на основании контент-анализа ответов получателей.

Среди получателей не было испытуемых, которые дали бы полностью точные ответы, поэтому полное несовпадение ответа содержанию было определено как 1, частичное совпадение ответа и содержания как 2, полное совпадение ответа и содержания как 3. сердечных сокращений, кожного сопротивления информаторов и получателей в процессе проведения эксперимента

Анализ содержания ответов получателей и информаторов были сделаны следующие выводы.

  1. При использовании одновременно вербальной и невербальной коммуникации наибольшее значение придается мимике и изменениям в речи собеседника.
  2. При использовании анализа невербального поведения для атрибуции эмоциональных реакций другого субъекта наибольшее значение придается мимике, изменению вегетативных реакций, кинетике и проксемике, а также появляется интерес к собственным ощущениям.
  3. При атрибутировании эмоционального состояния другого индивида в отсутствие привычных каналов коммуникации субъект вынужден обращаться к своим ощущениям и анализу возникших у него образов.

С помощью контент-анализа ответов получателей и информаторов был также подтвержден факт наличия невербальной коммуникации, которая возникает между двумя индивидами в процессе передачи информации. Точная интерпретация информации, которую один субъект передает другому, возможна при использовании нескольких каналов коммуникации, в том числе и семантического поля как действия, которое позволяет устанавливать коммуникацию.

Для проведения корреляционного анализа мы использовали данные, полученные для выборки получателей (были использованы данные о точности атрибуции эмоции, а также результаты психологических методик, описанных выше). Зафиксированные взаимосвязи говорят о том, что испытуемые получатели, обладающие более развитой эмпатией и более высоким показателем личностной тревожности, смогли точнее определить эмоциональное состояние и содержание видеороликов второй части эксперимента. Гипнабельность оказалась взаимосвязанной с атрибуцией эмоционального состояния информатора и определением содержания негативного ролика «Ядерные взрывы».

При анализе корреляционных взаимосвязей между точностью атрибуции эмоционального состояния информаторов в третьей части эксперимента и особенностями проявления эмпатии, гипна- бельности и интуитивности статистически значимых взаимосвязей нами не было обнаружено.

Была выявлена взаимосвязь на уровне статистической значимости между точностью атрибуции эмоционального состояния информатора и содержания видеороликов третьей части эксперимента и ситуативной и личностной тревожностью участников эксперимента - получателей.

Показатель личностной тревожности участников эксперимента - получателей оказался статистически значимо положительно взаимосвязан с гипнабельностью и эмпатией испытуемых, теми параметрами, которые позволили им определить эмоцию и содержание роликов во второй части эксперимента. Напомним, что личностная тревожность участников эксперимента находится на среднем уровне, и это может расцениваться как полезная тревожность, которая может быть условием развития личности. Тревожность трактуется как обобщенная характеристика психической деятельности, как психодинамическое свойство темперамента. Наше предположение можно проиллюстрировать полученной нами корреляционной взаимосвязью между уровнем личностной тревожности и психофизиологическими показателями при просмотре позитивного видеоролика «Дельфины».

Разделить испытуемых на 2 группы (более и менее точно атрибутировавших эмоциональное состояние и содержание роликов) по результатам ответов на все три части эксперимента не удалось, так как ответы на разные части эксперимента давались испытуемыми по-разному, поэтому они попадали в различные группы.


По результатам второй части эксперимента нами были обнаружены статистически значимые различия между более и менее точными получателями по следующим переменным: гипнабельность, эмпатия, личностная тревожность.

Полученные различия позволили сделать вывод о том, что при атрибуции эмоционального состояния информаторов во второй части эксперимента получатели больше опирались на наблюдение за информаторами и пытались понять эмоциональное состояние информаторов, используя эмоциональный канал эмпатии. Соответственно участники эксперимента, определившие эмоцию более точно, оказались более гипнабельными, т. е. более внушаемыми. У них оказался статистически значимо более высокий уровень полезной личностной тревожности.

В третьей части эксперимента мы обнаружили статистически значимые различия между более и менее точными получателями по двум переменным: личностная тревожность и установки, способствующие эмпатии.

Личностная тревожность в этом случае характеризует полезный уровень личностной тревожности, который необходим для активной работы человеческой психики, а установки, способствующие эмпатии отражают неосознаваемые установки личности, которые позволяют действовать различным каналам эмпатии, а не только эмоциональной эмпатии.

Вывод по второй главе

Нами было проведено экспериментальное исследование невербальной коммуникации и получены неожиданные для нас интересные результаты. Мы привыкли к тому, что придаем нашим представлениям об окружающей действительности первостепенное значение, полностью игнорируя собственные ощущения, которые нам подсказывает наше тело. Но тело - это единственный инструмент для существования души, для того чтобы человек мог реализовать свои мысли, желания, стремления. Не нужно забывать, что человеческий организм - это абсолютный радар широчайшего диапазона, которым мы располагаем для приема, передачи, реагирования, бытия, становления. Человеческий организм способен воспринимать окружающий мир целостно, а не только с помощью мозга. Человек использует ресурсы, данные ему природой, и способен точно уловить любой сигнал, приходящий извне. Почему же тогда человек совершает ошибки? Не всегда мы понимаем, почему совершаем какие-либо действия, которые мы совершать, вовсе не планировали. Как будто кто-то толкает нас на определенные поступки. Иногда достаточно внимательно оглядеться вокруг и увидеть, что кто-то рядом говорит неправду, или пытается молча убедить вас совершить поступок, вовсе вам ненужный. Но изучение этих вопросов - это тема для другого экспериментального исследования.


Заключение

При использовании одновременно вербальной и невербальной коммуникации наибольшее значение придается мимике и изменениям в речи собеседника. При атрибутировании эмоционального состояния другого индивида в отсутствие привычных каналов коммуникации субъект вынужден обращаться к своим ощущениям и анализу возникших у него образов.

На основании полученных нами данных мы можем сделать вывод о том, что в процессе проведения эксперимента происходило сопряженное изменение психофизиологических параметров информаторов и получателей независимо от использования каналов коммуникации. Изменение психофизиологических параметров, сопровождающее эмоциональное реагирование, может осознаваться индивидом или происходить на бессознательном уровне.

При атрибутировании эмоционального состояния другого человека с использованием вербального и невербального каналов коммуникации обнаружены статистически значимые взаимосвязи между точностью атрибутирования состояния и более сильным уровнем рациональной и эмоциональной эмпатии и гипнабельности, ситуативной и личностной тревожности.

Более точные в атрибуции эмоционального состояния информатора и содержании видеороликов участники эксперимента оказались более гипнабельными, у них были выше показатели эмоционального канала эмпатии, общие показатели эмпатии, а также показатели личностной тревожности. Личностная тревожность в этом случае характеризует полезный уровень личностной тревожности, который необходим для активной работы человеческой психики.

Человеческий организм способен воспринимать окружающий мир целостно, используя ресурсы, данные ему природой, и улавливать большой спектр сигналов, приходящих к нему из окружающей среды, от других людей. Это «радар широчайшего диапазона», которым мы располагаем для приема, передачи, реагирования, становления, создания собственной истории, и в целом для человеческого бытия.

Список использованной литературы

  1. АммонГ. Психосоматическая терапия / Г. Аммон. - СПб.: Речь, 2010. - 238 с.
  2. Антропов Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. - СПб.: Речь, 2015. - 560 с.
  3. Апчел, В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека в повседневных и экстремальных условиях/ В.Я. Апчел. - СПБ.: ВИФК, 2014. -69 с.
  4. Арина Г.А. Психология телесности: Методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа / Г.А. Арина, В.В. Николаева; ред.-сост. В.П. Зин- ченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ, 2015. - 731 с.
  5. Багдасарова Н.А. Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМО МИД РФ, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/35232/35232.pdf.
  6. Балинский И.М. Сочинения: Лекции по психиатрии / И.М. Балинский. - Л.: Медгиз, 2016. - 216 с.
  7. Белевитин, А.Б. Механизмы адаптации военнослужащих к экстремальным условиям военно-профессиональной деятельности в Афганистане / А.Б. Белевитин, В.А. Попов, Н. Цыган // Психол. журн. - 2014. - Т. 25, № 3. - С. 98- 102.
  8. Бескова Д.А. Телесность как пространственная структура // Психология телесности: между душой и телом / Д.А. Бескова, А.Ш. Тхостов; ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ, 2015. - 236 с.
  9. Бехтерев В.М. Психика и жизнь / В.М. Бехтерев // Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: в 2-х тт. - Т. 1. - СПб., 2012. - С. 27-199.
  10. Бояркина Л.Б., Бояркин Н.И. Музыкальное искусство // Мордва : Историко-культурные очерки. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2015. - С. 433-473.
  11. Брязгунов И.П. Между здоровьем и болезнью / И.П. Брязгунов. - М., 2015. - 224 с.
  12. Быков К.М. Кора головного мозга и внутренние органы / К.М. Быков. - 2-е изд. - М.-Л.: Изд-во мед. литературы, 2014. - 285 с.
  13. Варга А.Я. Типы родительского отношения / А.Я. Варга. - Самара, 2014.-224 с.
  14. Веденеев, Е.В. К проблеме оценки и учета индивидуальных факторов риска состояния здоровья в системе профессионального отбора и психопрофилактики / Е.В. Веденеев // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. -2012 - № 1 (15). - С. 34-36.
  15. Верещагин Е.М, Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного- М. : Русский язык, 2010. - 246 с.
  16. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - 527 с.
  17. Газарова Е.Э. Психология телесности / Е.Э. Газарова. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 192 с.
  18. Ганина В.В. Невербальные компоненты коммуникации, отражающие эмоциональные реакции человека: гендерный аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2015. 22 с.
  19. Гарбузов В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология / В.И. Гар- бузов. - СПб.: «СОТИС», 2014. - 320 с.
  20. Геппе Н.А. Аллергия у детей. Основы лечения и профилактики / Н.А. Геппе, В.А. Ревякина. - М.: Миклош, 2012. - 120 с.
  21. Горошко Е.И. Особенности ассоциативного поведения человека в необычном психофизиологическом состоянии (стресс) // Электронный ресурс Интернет: http://www.textology.m/article.aspx?aId=45.
  22. Гриценко Е.С. Язык как средство конструирования гендера: Дис. ... д-ра филол. наук. Н. Новгород, 2015. 402 с.
  23. Губачев Ю.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений / Ю.М. Губачев, Е.М. Стабровский. - Л.: Медицина, 2011. - 214 с.
  24. Даирова Р.А. Роль семьи и формирование образа тела у детей, страдающих бронхиальной астмой / Р.А. Даирова // Сборник научных трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии МГПУ. - Вып. I. - М.: МГПУ, 2015. - С. 42-53.
  25. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: «Питер», 2011. С. 3-27.
  26. Константинов В.В., Красильников И.А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие. Пенза: Пензенский гос. педагогический ун-т им. В. Г. Белинского. Пенза, 2008. С. 159.
  27. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во политической литературы, 2015. С. 177-180.
  28. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. Москва: «Эксмо», 2012. С. 10-30.
  29. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014 - 281 с.
  30. Синеокова Т.Н. Идентификация пола говорящего по конструктивным особенностям речи в состоянии эмоционального напряжения (на материале английского языка) // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности: Сб. науч. статей. Вып. 1. Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2012. С. 34-40.
  31. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 368 с.
  32. Чикалова И.Р. Феминизм и гендерные проекты консерваторов и лейбористов в Великобритании // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. статей. Вып. 3. Минск, 2014. С. 269-304.

Приложение 1

Изменение фотоплетизмограммы, кожно-гальванической реакции, артериального давления и частоты

  1. Багдасарова Н.А. Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМО МИД РФ, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/35232/35232.pdf.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 368 с.

  3. Бояркина Л.Б., Бояркин Н.И. Музыкальное искусство // Мордва : Историко-культурные очерки. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2015. - С. 433-473.

  4. Константинов В.В., Красильников И.А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие. Пенза: Пензенский гос. педагогический ун-т им. В. Г. Белинского. Пенза, 2008. С. 159.

  5. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014 - 281 с.

  6. Верещагин Е.М, Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного- М. : Русский язык, 2010. - 246 с.

  7. Багдасарова Н.А. Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМО МИД РФ, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/35232/35232.pdf.

  8. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: «Питер», 2011. С. 3-27.

  9. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. Москва: «Эксмо», 2012. С. 10-30.

  10. Ганина В.В. Невербальные компоненты коммуникации, отражающие эмоциональные реакции человека: гендерный аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2015. 22 с.

  11. Чикалова И.Р. Феминизм и гендерные проекты консерваторов и лейбористов в Великобритании // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. статей. Вып. 3. Минск, 2014. С. 269-304.

  12. Гриценко Е.С. Язык как средство конструирования гендера: Дис. ... д-ра филол. наук. Н. Новгород, 2015. 402 с.

  13. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во политической литературы, 2015. С. 177-180.

  14. Синеокова Т.Н. Идентификация пола говорящего по конструктивным особенностям речи в состоянии эмоционального напряжения (на материале английского языка) // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности: Сб. науч. статей. Вып. 1. Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2012. С. 34-40.

  15. Горошко Е.И. Особенности ассоциативного поведения человека в необычном психофизиологическом состоянии (стресс) // Электронный ресурс Интернет: http://www.textology.m/article.aspx?aId=45.