Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты разработки организационной структуры управления компанией
1.1. Понятие и сущность организационной структуры управления.
1.2. Виды организационных структур управления
1.3. Принципы построения организационных структур управления
Глава 2 Анализ и совершенствование организационной структуры управления компанией ОАО «Ромашка»
2.1 Общая характеристика ОАО «Ромашка»
2.2 Анализ организационной структуры
2.3 Разработка антикризисного проекта организационной структуры
Полученные в результате расчетов матрицы интегральные показатели эффективности ОСУ отражены в табл. 3, данные которой свидетельствуют об их значительном отклонении от возможного максимума, что подтверждает необходимость проведения реструктуризации предприятия. При этом акцент в данных мероприятиях, согласно закону синергии, должен приходиться на совершенствование ОСУ ТПДН, входящих в состав ОАО.
Таблица 2.3 - Интегральные показатели эффективности организационных структур управления ОАО «Ромашка» и его структурных подразделений
Наименование подразделения |
Комплексная оценка эффективности структуры, балл. |
ОАО «Ромашка» |
680 |
ТПДНСН |
750 |
ТПДНМН |
770 |
ТПДНХН |
770 |
тпднзн |
770 |
Проектируемые структуры |
|
Вариант 1 |
870 |
Вариант 2 |
1245 |
Выявленные в результате анализа основные недостатки могут служить фундаментом в разработке программы по реструктуризации. С целью оптимизации показателей эффективности ОСУ могут быть выработаны следующие рекомендации относительно организационных структур ТПДН:
- Вывести из структуры аппарата управления ТПДН функции штабных отделов (служб) с передачей их в ОАО «Ромашка» при оперативном подчинении начальнику ТПДН.
Освобождение структур ТПДН от объектов сервисного и вспомогательного производства при передаче указанных отделов и цехов ТПДН в ведение соответствующих специализированных структурных подразделений ОАО «Ромашка». При этом для контроля соответствия деятельности указанных подразделений задачам каждого конкретного ТПДН в состав аппарата управления ТПДН предлагается ввести координирующие службы соответствующей специализации.
2.3 Разработка антикризисного проекта организационной структуры
В рамках структуры ОАО «Ромашка» в целом рекомендованы следующие преобразования:
- создание Службы стратегического развития;
- введение должности исполнительного директора;
- создание управления производственного обслуживания на базе ЦБПО;
- создание обособленных структурных подразделений «Энергонефть», «Теплонефть»;
- выделение из состава ОАО ИИП «Благовест», ЗКСМ, как не отвечающих основным целям деятельности предприятия.
Организационная структура ОАО «Ромашка» с учетом указанных изменений представлена на рис.2.3.
Рис. 2.3 - Проектируемая организационная структура управления ОАО «Ромашка»
Второй альтернативой реструктуризации предприятия может являться создание сетевой организационной структуры. Организация в форме сети представляет собой идеальный организационный тип, объединяющий самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении элементы. Главное усилие сетевой структуры направлено на сохранение различий между партнерами в части разнообразия их ресурсов при одновременном стремлении к достижению общих целей. Отношения между участниками такой организации, включая отдельных сотрудников, строятся на договорной основе, создавая своего рода внутриорганизационный рынок. Такого рода "развязывание" ресурсов сравнивается с виртуализацией, а сетевая организация с виртуальной организацией. Преобразование ОАО «Ромашка» по принципу сетизации невозможно без соответствующих изменений на уровне головной компании. В целом для компании ОАО «Ромашка», функционирующей в рамках дивизиональной структуры, наиболее приемлема динамическая сеть. Функционирование АО «Ромашка» на переходном этапе более эффективно в рамках иерархизированной сети.
Схема строения ОАО «Ромашка» после сетизации представлена на рис.2.4.
Рис.2.4 - Иерархизировянная модель управления сетью для ОАО «Ромашка»
С - службы; СО - связи с общественностью; СС - социальная сфера; КРО - контрольно-ревизионный отдел; АСУ - автоматизированные системы управления; ОП - основное производство; ВП - вспомогательное производство; ЮС - юридическая служба; СОП - службы основного производства; СВП - службы вспомогательного производства
Внедрение сетевой формы организации управления, кроме прочего, позволит осуществить перераспределение функциональных полномочий, ориентированное на предоставление большей самостоятельности ОАО «Ромашка» в решении стратегических и тактических задач.
Предлагаемые к внедрению варианты ОСУ оценены, прежде всего, с точки зрения их системной сложности и качественных показателей приспосабливаемости к внешним воздействиям (табл. 2.4).
Таблица 2.4 - Количественная и качественная оценка организационных моделей управления ОАО «Ромашка»
Показатель |
Существующая ОСУ |
Проект вариант 1 |
Проект вариант 2 |
1. Оценка системной сложности |
|||
Число подразделений низшего уровня |
385 |
233 |
124 |
Количество уровней |
5 |
4 |
4 |
Системная сложность |
8,43 |
7,86 |
6,95 |
Собственная сложность |
89,70 |
54,59 |
18,75 |
Взаимная сложность |
-81,27 |
-46,73 |
-11,8 |
Степень централизации управления |
0,91 |
0,86 |
0,62 |
Степень самостоятельности элементов ОСУ |
0,09 |
0,14 |
0,38 |
Степень ориентации СУ на решение внутренних проблем |
0,88 |
0,79 |
0,63 |
2. Адаптация к внешней среде |
|||
Сокращение коммерческих расходов |
- |
+ |
++ |
Ориентация на активный маркетинг |
- |
+ |
++ |
Высвобождение работников и приведение оплаты труда в соответствие с результатами деятельности |
- |
+ |
++ |
Повышение самоорганизации отдельных звеньев (освобождение от объектов обслуживающего и вспомогательного производства) |
- |
+ |
++ |
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что обе альтернативы более эффективны нежели существующая структура, поскольку снижается собственная сложность системы, степень централизации управления, вследствие чего происходит вовлечение низовых звеньев в процесс принятия решений и их исполнение, сокращается численность руководителей среднего уровня и число уровней управления.
Таблица 2.5 - Оценка эффективности проектируемой организационной модели ОАО «Ромашка»
Цели ОСУ по этапам организационного развития |
Обязательные условия |
Количественные цели (удельный вес, %) |
Качественные цели |
Эффективность варианта организационной модели |
|||||||
Согласие и готовность к преобразованиям |
Повышение организационного потенциала |
Выручка от реализации 1 т. н., руб. |
Себестоимость 1 т.н., руб. |
Комм, расходы, 1.Т.Н., руб. |
Результат, прибыль от реализации, руб В=1.5. |
Адекватность изменениям внешней среды В,= 1.6 |
Сбалансиро ванность интересов внутренних групп В2=1.2 |
Ориентир на ключевые звенья («снизу вверх») В3— 1.0 |
Сочетание (де-) цешра- лизации принятия решений В„ = 1.4 |
||
Функциональная департаментализация со штабными элементами |
+ |
+ |
523 (100%) |
380 (73%) |
34 (6%) |
У (2*1.5)= 3 |
Д (0*1,6)= 0 |
У (2*1,2)= 2,4 |
У (2*1,0)= 2 |
У (2*1,4)= 2,.8 |
10,2 |
Функциональная со штабными и программно- целевыми элементами |
+ |
+ |
523 (100%) |
317 (60%) |
14,6 (2,5%) |
X (4*1,5)= 6 |
У (2*1,6)= 3,2 |
У (2*1,2)= 2,4 |
У (4*1,0)= 4 |
X (4*1,4)= 5,6 |
21,2 |
Иерархизированная сеть (проектный вариант) |
+ |
+ |
523 (100%) |
289 (55%) |
12,3 (2,3%) |
О (6*1,5)= 9 |
О (6*1,6)= 9,6 |
X (4*1,2)= 4,8 |
X (4*1,0)= 4 |
О (6*1,4)= 8,4 |
35,8 |
Условные обозначения. Д - достаточно [0 баллов], У - удовлетворительно [2 балла], X - хорошо [4 балла], О - очень хорошо [6 баллов], В - весовой коэффициент цели, определенный экспертным путем [1:2]
Однако наиболее целесообразно функционирование предприятия в рамках сети, что в соответствии с универсальными принципами эволюции естественных сложных систем, описываемыми теорией хаоса и синергетикой, объясняется сочетанием процессов самоорганизации и роста внутренней энтропии при создании сети. Комплексная оценка эффективности произведена по методу парных сравнений и с помощью матрицы Феликса - Риггса. Результаты исследования, проведенного по первому методу (табл.2.5), показывают, что обе проектируемые модели имеют достаточно значимый результат по сравнению с существующей структурой. При этом степень достижения поставленных количественных и качественных целей, а также суммарный «эффект альтернативы» имеют более высокие значения для сети. К аналогичным выводам приводит анализ результатов расчета матрицы оценок по комплексному методу. Интегральные показатели эффективности по проектируемым вариантам составляют 870 и 1245 баллов соответственно. Необходимо отметить и ожидаемое улучшение ряда технико-экономических показателей деятельности предприятия в рамках проектируемых структур. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что целенаправленное движение предприятия в данном направлении создает значительный резерв для повышения эффективности и качества управления и хозяйствования.
Заключение
В подавляющем большинстве организаций затраты на персонал составляют значительную, если не главную статью издержек. Это допустимо в условиях стабильности и развития организации, но в кризисе все меняется.
Затратная система не только не оправдывает себя, но и становится фактором, угрожающим благополучию организации и самих сотрудников. Затратность системы управления персоналом компании необходимо снижать. Система должна стать более экономичной.
Насколько бы динамична ни была система управления персоналом компании в обычных условиях, в условиях кризиса гибкость и динамичность - главные требования к системе управления персоналом. Она должна позволять очень быстро перестраивать организационно-штатные структуры и проводить необходимые мероприятия, как высвобождая значительное количество персонала, так и быстро подбирая необходимый персонал, и, что не менее важно, очень быстро вводить его в строй.
Для повышения эффективности деятельности организации может потребоваться штатно-структурная реорганизация. Необходимо привести в соответствие структуры организации ее коммерческо-производственной деятельности в условиях финансового кризиса. При этом может потребоваться и оптимизация распределения работ между отдельными сотрудниками.
Возможное сокращение персонала должно проводиться по принципу реальной квалификации, опыта, инициативности.
Проводимые в организации изменения потребуют обновления комплекса документов регламентирующих деятельность персонала. Это обновление должно проходить параллельно с введением новшеств.
При создании новых положений в процессе реорганизации деятельности по управлению персоналом, удобнее воспользоваться методом, идущим от описания бизнес-процессов на основе структуры организации. Этот метод позволяет наиболее точно выявить все бизнес-операции, реализуемые сотрудниками, связав их при этом с существующим документооборотом.
На этапе моделирования бизнес-процессов требуется не просто пересчитать и закрепить бизнесы и функции, а определить взаимодействие между элементами ранее описанной организационно-функциональной структуры.
После описания процессов получают наиболее точный уровень знаний о деятельности конкретных сотрудников. Таким образом, можно сбалансировать и формально закрепить права и ответственность сотрудников, создав тем самым реально действующие должностные инструкции, положения о службах и отделах - мечту многих поколений кадровиков и управленцев.