Файл: “Невербальные проявления эмоциональных состояний человека” (анализ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образование — багаж ученого, условие научного познания мира и его закономерностей, реализации объективных потребностей общества в постоянном накоплении и обновлении знаний. Образование — сфера приобщения людей к культуре и искусству.

Уровень образования — мерило цивилизации и культуры любого общества, важный показатель его прогрессивного развития. Особое значение имеет взаимодействие образования с социальной структурой общества. С одной стороны, социальная структура, выражающая сложившиеся общественные отношения, определяет уровни, темпы и содержание образования. С другой стороны, развитие профессионального и специального образования оказывает решающее влияние на социальную структуру, изменение соотношения между численностью социальных групп — рабочих, крестьян, интеллигенции и т. п. Именно в результате образования сложились кадры высококвалифицированных рабочих, возникла специализация труда сельскохозяйственных работников, выросла в массовую многопрофессиональную социальную группу интеллигенция, рост которой опережает другие социальные общности.

С учетом особенностей образования и его роли в жизни общества можно определить образование как процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками, развития мировоззрения, идейно-политических взглядов и нравственности, а также творческих задатков и способностей, вследствие чего процесс образования приобретает индивидуальное своеобразие. Иными словами, образование — процесс и результат формирования личности-индивида, включенного в систему общественных отношений, определившего отношение к обществу, к трудовой деятельности, к другим людям. В этом-то и состоит цель образования на любых уровнях и этапах развития общества.

Социальные функции образования — передача накопленных человечеством знаний, преемственность социального опыта и в целом духовная преемственность поколений, социализация личности, накопление ею интеллектуального, нравственного и физического развития, трудоустройство выпускников учебных заведений. Организационная структура образования состоит из ряда уровней — дошкольного, общеобразовательного, профессионального и специального (среднего и высшего). В совокупности образование—непрерывное обучение, преемственно связывающее низшие и высшие ступени обучения и продолжающееся после их завершения. Содержание структуры образования состоит из двух компонентов: обучение и воспитание, в осуществлении которых действует субъект образования— педагог и объект образования— учащийся, между которыми постоянно существует органическая связь, взаимодействие и сотрудничество. Воспитание — целостная система со специфической структурой, состоящей из ряда элементов — трудового, нравственного, политического, экономического, мировоззренческого, национально-патриотического, эстетического, физического воспитания, взаимодействующих и взаимопроникающих друг в друга. В каждом из элементов воспитания есть аспекты других элементов, наиболее полно выражающихся в трудовом и нравственном воспитании, играющих ведущую роль в системе и воздействующих на все другие части. Целое, каким есть вся система воспитания, взаимодействует с ее отдельными элементами. Поэтому в каждом из элементов находят выражение общие принципы воспитания. Но каждый вид воспитания обладает относительной самостоятельностью, потому что имеет специфические особенности и оказывает влияние на весь процесс воспитания, обогащая или, наоборот, обедняя в зависимости от уровня развития и эффективности.


Важнейшей закономерностью развития всей системы образования выступает единство взаимосвязанных ее структурных элементов: обучения и воспитания. Но они неравнозначны и неидентичны. Константин Ушинский подчеркивал, что в системе образования воспитание играет ведущую роль, а обучение — средство воспитания. Без поддержки воспитания и без его опоры обучение не может дать положительных результатов. Обучение, оторванное от воспитания, есть только развитие ума, накопление знаний, а воспитание — формирование личности, развитие и укрепление всех ее духовных способностей, ее характера. Соединение процесса обучения и 'воспитания обеспечивает прежде всего привитие учащимся навыков самостоятельного мышления, овладение культурой мышления, чтобы они могли отражать внешний мир и собственное «Я», свой интеллектуальный потенциал. На такой основе формируются мировоззрение личности, ее нравственные нормы и социальная позиция, потому что, по определению Иммануила Канта, человек может стать человеком только через воспитание.

Еще мыслители Древней Греции отмечали ведущую роль в обучении воспитания, видели недостаточность образования без воспитания. Так, Протагор считал, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А глубину дает воспитание. По мнению Демокрита, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу. Акцент на значимости воспитания не означает недооценки роли обучения, потому что без обучения нет и воспитания. Обучение не только средство воспитания, но и его теоретическая основа. Вне знания нет и не может быть и сознания. Важное значение в процессе образования имеет правильное сочетание и взаимопроникновение обучения и воспитания. Обучение и воспитание — диалектическое единство. Воспитание не есть нечто внешнее по отношению к обучению, вносимое извне, потому что в самом обучении объективно заложены потенциальные элементы воспитания. С другой стороны, воспитание дает и дополнительные знания. И обучение, и воспитание осуществляется не автоматически, а в зависимости от личности педагога, его мировоззрения и квалификации. Поэтому и результаты обучения и воспитания у разных педагогов неодинаковы, хотя и достигаются при усвоении одних и тех же отраслей знания.

Знания могут излагаться по-разному — узко, когда они, пополняя умственный багаж учащегося, не обогащают его сознания и глубоко, когда происходит обратная связь и знания превращаются в убеждения. А это возможно лишь при условии, что сообщаемые знания связаны с современностью, с общественной практикой, сочетаются с определенными выводами воспитания. А если их не делает педагог, то это не исключает ошибочность выводов, к которым может прийти школьник или студент. Многие излагаемые предметы в большинстве не имеют практической направленности и целеустремленности на использование и применение, на превращение знаний в убеждения и претворение в активную жизненную позицию. В большинстве учащиеся воспринимают преподаваемые дисциплины лишь как сумму знаний, которые необходимо усвоить, чтобы получить соответствующую оценку, но не видят в них ориентиров в практической деятельности. Знания, сами по себе, отмечал Антон Макаренко, еще не создают нужных качеств характера и поведения людей, если они не превращаются в убеждения. О связи между знаниями и практической деятельностью учащихся хорошо сказал немецкий педагог Альфред Дистерверг: «Печальное явление, когда головы учеников наполнены большим или малым количеством знаний, но он не научился их применять... Хотя он кое-что знает, но ничего не умеет».


Естественно, стимулировать личностное развитие можно достаточно эффективно на основе самопознания студента, понимания механизма саморазвития его психики, возможностей мобилизации творческого потенциала, личности, ее воздействия на окружающих и адаптацию к новым условиям. В сфере материального производства высокий уровень знаний, а тем более высокий уровень культуры работника — главный фактор высокой культуры производства, его эффективности, и конкурентноспособности.

От культуры производства непосредственно зависит такое важнейшее условие успеха в борьбе за рынки, как гибкость производства, его способность к быстрым переходам на выпуск новых видов и моделей изделий, децентрализации, созданию независимых цехов и малых филиалов. Правовая неграмотность наших образованных людей есть уникальный даже для многих работников самых отсталых стран Африки. Предстоит дальнейшее усложнение внутриполитических условий и отношений, требующее демократического воспитания граждан, восприятия ими современной политической культуры.

В современных условиях особую роль в воспитании и обучении школьников и студентов играют общественные и гуманитарные науки, непосредственно формирующие их мировоззрение и интеллектуальную культуру, личностные качества. По своему характеру, естественно-научные предметы знаний несут также немалый воспитательный заряд, что достигается при условии гуманитаризации учебного процесса. Именно одним из главных принципов, соблюдение которых позволяет кардинально модернизировать преподавание общественных наук в школе и вузе,— принцип соединения теории и практики, проверки практикой истинности и ценности теоретических построений и подготовки учащихся к конкретному применению знаний. Особенно очевидно значимость принципа для модернизации преподавания двух традиционных для вузов гуманитарных дисциплин — политэкономии и философии. Включение практики в само название дисциплин и кафедр: философия и духовная жизнь человека; экономика и бизнес позволяет дать нужную ориентацию их преподаванию, интегрировать научные знания и практические нужды, преодолеть ложный «академизм» и схоластичность. Легко объединяются политология (наука о политике) и право,— играющие важную роль в вооружении молодежи знаниями о правах человека и развитии правосознания специалиста. Возрастает и роль усвоения знаний социологии и психологии. В обеих предметах знаний значительное место занимает исследование закономерностей формирования и развития малых коллективов и малых групп в сфере социальной и политической жизни и на производстве и т. п.


Важным для молодого специалиста есть и возникающая или будущая семья. Без понимания интересов семьи вряд ли успешно решаема проблема социальных ориентации, а в дальнейшем путей мобилизации творческого потенциала личности для эффективного применения специальных знаний в будущем обществе. Соединение политологии и права, социологии и психологии, их предметы, методы и категории выступают для студентов инструментом, разрабатывающим проблему. А сами предметы лишь склад интеллектуальных средств производства, ценность их в самостоятельном анализе жизненных ситуаций. Тогда в контекст практических знаний неожиданно вторгаются самые «ненаучные» фигуры интеллектуальных гигантов, таких как Виктор Гюго, Владимир Короленко, Тарас Шевченко, современниками становятся отцы-основатели американской конституции и т. д.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Невербальные коммуникации в общении

Редко какой вид предпринимательства возможен без общения с контрагентами, клиентами, партнерами, потребителями, сотрудниками, представителями общественности, государственных структур.

Поэтому весьма важны на сегодняшний день коммуникации в деловом общении.

Деловое общение являет собой сложный многоплановый процесс развивающихся контактов между людьми в бизнесе, на работе, в служебной сфере.

Его участники ориентированы на достижение определенных целей, конкретных задач. При этом они ограничены корпоративной этикой, бизнес-культурой, нормами делового поведения.

Иными словами, коммуникации в деловом общении, как совокупность речевых актов, действий, могут быть направлены на решение конкретных проблем, достижение необходимых результатов, на основе общих интересов, целей общающихся.

Виды и уровни коммуникации:

формальные, определяемые правилами, политикой, должностными инструкциями (по формальным каналам). Подвиды:

вертикальные (сведения передаются сверку вниз, или снизу вверх с уровня на уровень), подразделяются соответственно на:

восходящие и нисходящие;

горизонтальные, осуществляемые между одноуровневыми подразделениями. Предназначены для координации их деятельности;

внешние – между фирмой и средой (через рекламу с потребителями; посредством письменных актов с государственными органами; публичная информация);


неформальные, не следующие общим корпоративным правилам, осуществляемые по неформальным каналам, которые наличествуют в силу личных отношений, связей между сотрудниками. Канал распространения слухов;

межличностные, осуществляемые посредством передачи фактов, идей, намеков, восприятий, ощущений, эмоций, отношений от одного человека другому в целях получения в ответ желаемой реакции;

вербальные (словесные), невербальные (без слов).

Эффективные коммуникации в деловом общении способствуют достижению целей всех или отдельных участников общения.

2.2. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Виды коммуникаций в деловом общении можно разделить на следующие группы.

Вербальные. В качестве таких коммуникаций используется человеческая речь, с помощью которой передается основная часть информации.

Невербальные коммуникации – это обмен информацией с помощью жестов и мимики. Они позволяют поддерживать психологический контакт между собеседниками. С помощью невербальных средств общения обмен информацией приобретает эмоциональную окраску. Такой вид коммуникаций в большинстве случаев не поддается контролю со стороны говорящего и реализуется на подсознательном уровне.

Основные виды делового общения подразделяются по способу передачи информации:

Устное общение, которое в свою очередь подразделяется на монологическое и диалогическое. Под первым понимается такой вид передачи информации, как рекламная речь, презентация, приветствие, доклад и т.д. Диалогическое общение представляет собой переговоры на совещании, конференции, другими словами обсуждение важного вопроса несколькими людьми.

Письменное общение, подразумевает под собой обмен информацией с помощью документов – официальных писем, приказов, распоряжений, договоров, отчетов, заявлений, инструкций, справок, служебных записок и т.д.

Рассмотрим более подробно переговоры как вид делового общения. Данная форма межличностных контактов связана с обсуждением важных производственных вопросов в устной или письменной форме, и играет очень важную роль в политической, предпринимательской и других сферах деятельности человека.

Процесс деловых переговоров включает в себя несколько этапов.

Подготовка к переговорам является начальным этапом проведения официального диалога. Поскольку переговоры направлены на решении общей проблемы, необходимо определить основные пункты составления договора.