Файл: “Невербальные проявления эмоциональных состояний человека” (анализ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
На втором этапе участники процесса обмениваются собственными интересами, концепциями и точками зрения по поводу существующей проблемы.
Далее происходит обоснование партнерами своих взглядов и обмен предложениями по решению важных вопросов.
На заключительном этапе участники диалога приходят к единому мнению и согласованию принятых решений.
Переговоры – это самый сложный вид делового общения, поскольку он подразумевает обмен информацией между людьми в официальной форме с соблюдением определенных правил и требований, таких как точность и грамотность подачи информации. От этих критериев зависит конечный результат переговоров.
Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час. Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст.
Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, то есть взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом. Ученые установили, что с помощью языка мы передаем не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, прически, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определенный вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, то есть происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации.
Прочтение подобного рода элементов поведения собеседника способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации в ходе любого коммуникационного акта дает нам сведения о морально-личностном потенциале партнера, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой.
Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства).
Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.
Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность - нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.
И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из неё.
В процессе межкультурной коммуникации невербальное общение является ее составной частью и взаимосвязано с вербальным общением. Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга.
Понятие невербальной коммуникации рассматривалось многими исследователями.
Так, В.П. Морозов считает, что невербальная коммуникация в целом – это «исключительно сложная многоканальная и многоуровневая система параллельного воздействия на человека множества различных видов информации». При этом автор отмечает, что данное множество видов информации находится в непрерывном взаимодействии с семантикой слова или, по-другому, со значением единиц языка. Невербальная коммуникация, по мнению В.П.Морозова, несет очень важную информацию о нашем собеседнике и о его отношении к нам. Автор считает, что невербальная коммуникация является голосом и кинесикой одновременно. Кинесика - наука, изучающая выразительность телодвижений человека, жестов, мимики.
Невербальная коммуникация – совокупность несловесных форм выражения и передачи информации, которая может значительно усиливать значение слов, или, наоборот, уменьшать их значение, важность. Следовательно, невербальные средства общения, например, мимика, тембр, интонация, поза, походка, являющиеся основными элементами невербальной коммуникации, могут гармонировать со значением слова. Они могут занимать нейтральную позицию, могут противоречить словам, демонстрируя неискренность высказываний. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике. Семиотика - науке о знаковых системах, наука, которая рассматривает разнообразные события как взаимодействие. Это взаимодействие опосредованно знаками.
Г.Е. Крейдлин считает, что невербальная коммуникация – это совокупность невербальных актов, которые имеют свой семантический язык. «Мы убеждены, что только на общем и прочном семантическом фундаменте можно достичь внутренней целостности невербальной семиотики».
Также автор говорит нам об общем метаязыке, который соединит вербальный и невербальный смысл высказывания. Этот язык будет характеризоваться такой особенностью как, например, отражение ценностного, психологического мира собеседника, партнера по общению.
Кроме того, Г.Е. Крейдлин отмечает, что невербальная коммуникация – совокупность невербальных актов, которые показывают степень интенсивности испытываемых человеком эмоций или же являются прямым индикатором эмоционального состояния партнера по общению.
Автор считает, что невербальная коммуникация позволяет увидеть проявления психического мира собеседника или другой личности. Существует возможность считывать информацию, которую мы получаем в процессе общения с нашим собеседником. Мы не только можем увидеть проявление психического мира собеседника или другой личности, но и составить полноценный психологический портрет этой личности. Считывание информации проводится исследователями с помощью изучения голоса человека, основных привычных жестов собеседника, которые он использует без особых усилий, разнообразных поз. Это жесты и позы, которые являются непринужденными. Исследователями было выявлено, что составление полноценного психологического портрета собеседника по голосу является не вполне адекватным. Но считывание информации представляется возможным.
Е.П. Белинская выделяет значимость рассмотрения основных средств невербальной коммуникации. Именно благодаря изучению содержания, структуры, средств невербальной коммуникации, можно диагностировать уровень развития личности. Как отмечет автор, можно диагностировать уровень развития личности с позиции субъекта общения.
К средствам невербальной коммуникации можно отнести знако-символические, фонационные, тактильные, оптико-кинетические, пространственно-временные средства невербальной коммуникации. Они делятся на разные элементы и подструктуры. В рамках данной курсовой работы не удастся рассмотреть все элементы и подструктуры. Поэтому выделим только основные.
В знако-символические средства коммуникации входит системология или область деятельности, которая изучает организацию объектов в жизни, в природе и в науке.
Фонационные средства коммуникации включают экстралингвистику или внеречевую систему: паузы, темп речи, кашель, вздохи, паралингвистику или околоречевую систему: диапазон, тембр, просодию: представляющую собой логическое ударение, интонацию и тон.
В тактильные средства коммуникации входит такесика: прикосновения.
Оптико-кинетические средства: выразительные движения, позы, походка, осанка.
В пространственно временные средства коммуникации входит проксемика или расположение собеседников, дистанция.
Таким образом, понятие невербальной коммуникации можно определить как явление, имеющее сложную и многоуровневую структуру, несловесную форму выражения, дающее информацию о собеседнике, о его отношении к нам и включающее в себя знако-символические, фонационные, тактильные, оптико-кинетические, пространственно-временные средства невербальной коммуникации.
Заключение
Вот это не "утаившееся" и называют мимикой. Но далеко не всегда она привязана к нашим тайным помыслам и чувствам. Знакомый запросто подмигивает, и что, после этого обязательно надо верить в его дружеские чувства? Одним словом, мимикой всё-таки управляют. Если перейти на конкретные участки лица, то менее всего подконтрольна его нижняя часть. Не случайно опытные педагоги, руководители – все те, кто постоянно общается с людьми, прежде всего, обращают внимание на крылья носа, губы, подбородок. Во все времена люди, общаясь между собой, обращают внимание на поведение собеседника во время разговора. Для некоторых людей жесты и мимические движения собеседника могут сказать многое: о внимании (насколько собеседник внимательно слушает рассказчика), о настроении, о душевном состоянии, и др. Другие же совсем или практически не обращают внимания на мимику человека. Некоторые люди, хорошо понимая мимические движения и жесты собеседника, просто не придают этому значения. От чего впоследствии могут пострадать, не обратив своего внимания на жесты слушателя. Например, впустую проболтать без особого толку, если собеседнику не интересен ваш рассказ, и он совершенно не заинтересован в выслушивании вашей речи. Среди молодёжи этот вопрос актуален, так как молодые люди почти всегда при разговоре активно пользуются мимическими движениями и жестами. В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера. Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т. д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и, более всего, собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.
Список использованных источников
- А. Михайлов. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 2012.
- В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология человека. М., 2013 г.
- В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология человека. М., 2011 г.
- А. Михайлов. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 2012, с. 43-72.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 2013.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 2011 г.
- Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Под ред. Д.Я.Райгородского. БАХРАХ; Самара; 2013.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 2013.
- Личко Е. А. Подростковая психология. М., 2014 г.
- Агарков В.А. Эмпирические исследования диссоциации / В.А. Агарков // Брушлинский А.В., Журавлев А.Л. (ред.) Современная психология: состояния и перспективы исследований. Тезисы докладов на юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. Том 1. М.: Изд-во ИП РАН, 2012. С. 242-244,.
- Айзенк Г.В Структура личности. / Г.В. Айзенк // М.: "КСП+", СПб.: "Ювента", 2012
- Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2013. С. 178-188.
- Базаркина, И.Н. Копинг-поведение в юношеском и зрелом возрастах при разных культурно-исторических традициях / И.Н. Базаркина // Актуальные проблемы психологического знания. - 2012. - №4. - С. 39 – 44.
- Бассин, Ф.В. О «силе Я» и психологической защите / Ф.В. Бассин // Вопросы философии. - 2011. – №2. - С.118-126.
- Камынина, И. В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / И.В. Камынина // - Хабаровск: Арно, 2011. – 212 с.
- Крылова, Н.Р. Психология / Н.Р. Крылова // Москва: Академия, 2013. – 390 с.
- Кузяева, Ю. М. Психологические механизмы ироничных тенденций личности / Ю.М. Кузяева// –Ижевск: ИНФРА-М, 2011. – 112 с.
- Куфтяк, Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте / Е.В. Куфтяк // Психологические исследования. – 2012. - №2(22). – С. 14 – 23.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. /Р.М. Грановская // СПб.: Речь, 2011. – 655 c.
- Демина, Л.Д Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина // Барнаул: Алтайский государственный университет, 2014. – 130 с.
- Демина, Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики / Л.Д. Демина // Барнаул: АГУ, 2014г. – 114 с.
- Информационный портал Медицинская Психология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.medpsy.ru/meds/meds374.php.