Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета. Основные элементы ведения налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аргументы сторонников налогового учета можно свести к следующему2. В первую очередь, налоговый учет осуществлялся и до введение в действие главы 25 НК.

Отдельные нормы Налогового кодекса РФ предусматривали дополнительные требования к обобщению информации для определения налоговой базы и до введения в действие Главы 25 НК РФ.

_________________-

10 Информация взята из свободного ресурса онлаин библиотеки: https://biznes-prost.ru/karta-sayta

Вот несколько примеров:

1. Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС РФ. Во исполнение данного положения МНС РФ утвердило форму №1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц», которая по своему назначению и содержанию является регистром налогового учета.

2. В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. При этом Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. №914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Аналогичные примеры можно найти практически в любой иной главе НК РФ, которая посвящена тому или иному налогу, а также в нормативных актах МинФина РФ и МНС (ФНС) РФ, принятых в целях реализации положений этих глав.

Таким образом, налоговый учет, как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ, существовал и существует не только в связи с принятием 25 главы НК РФ.В соответствии со ст. 313 НК РФ целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей, обеспечивающей контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога. Признать, что ведение налогового учета не требуется одновременно означает, что нам не нужна достоверная информация о прядке исчисления того или иного налога.Таким образом, необходимо исходить из того, что налоговый учет был с момента появления обязанности платить налоги, есть требование его вести сейчас и, скорее всего, это требование будет сохранено.Больше всего негативных эмоций вызывает предполагаемая необходимость дублировать регистры и иную документацию для целей бухгалтерского и для целей налогового учета в тех случаях, когда они полностью совпадают. Однако в налоговом учете достаточно лишь отражать только отдельные операции, которые не были отражены в бухгалтерском учете. Налоговый учет был, есть и будет, но выделять его из бухгалтерского учета надо только в тех случаях, когда это действительно необходимо и методом двойной записи учет не возможен.


Что касается проблем применения бухгалтерского учета можно выделить следующие основные заблуждения в этой области1:

1. Если фирма применяет ПБУ 18/02, то вести налоговый учет не обязательно.ПБУ 18/02 лишь предписывает организовать бухгалтерский учет так, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль, но не освобождает фирму от ведения налогового учета.

2. Если фирма ведет налоговый учет, то ПБУ 18/02 можно не применять.Применять ПБУ 18/02 должны фирмы-налогоплательщики налога на прибыль (п. 1 ПБУ 18/02). Исключение в Положении сделано только для малых предприятий. У них есть право выбора: применять Положение или нет (п. 2 ПБУ 18/02). Особая ситуация складывается с фирмами, которые находятся на специальных налоговых режимах. Прямого разрешения не применять ПБУ 18/02 для них не написано. Однако Минфин РФ в письме от 14 июля 2004 г. № 16-00-14/220 разъяснило эту ситуацию. Чиновники указали, что действие ПБУ 18/02 распространяется только на те виды деятельности, в результате ведения которых организация становится налогоплательщиком по налогу на прибыль.3. Регистры налогового учета обязательно нужно распечатывать. Отсутствие налоговых регистров влечет налоговую ответственность.Требования об обязательной распечатке регистров налогового учета в Налоговом кодексе нет. В статье 313 установлено, что фирма может вести регистры налогового учета на бумаге, в электронном виде или на любых машинных носителях. Порядок ведения налогового учета нужно установить в учетной политике. При этом можно установить, что организация распечатывает регистры «по требованию» или «ежеквартально».Невозможно также оштрафовать организацию за отсутствие налоговых регистров. «По статье 120 Налогового кодекса, за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в этом случае оштрафовать нельзя.11 Так как перечень ситуаций, которые признают грубыми нарушениями, закрытый и отсутствие налоговых регистров в него не входит. Ответственность по статье 126 Налогового кодекса, наступает в том случае, если фирма не предоставила в установленный срок документы и другие сведения, предусмотренные налоговым законодательством. Однако налоговые органы не вправе устанавливать для фирм обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК). А раз нет утвержденных форм налоговых регистров, то и потребовать их не получиться. Ведь, чтобы запросить документы, инспекция должна знать их перечень и количество. Значит, оштрафовать фирму за неведение регистров налогового учета по статье 126 Налогового кодекса нельзя. В статье 122 Налогового кодекса установлена ответственность за неуплату или недоплату налога, в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий. Как видим, речи о наличии налоговых регистрах в этой статье не идет. И даже если их отсутствие привело к недоимке по налогу, то штраф назначат именно за недоплату, а не за отсутствие налоговых регистров. Таким образом, штрафные санкции за отсутствие налоговых регистров, Налоговым кодексом не предусмотрены».


________________________

11 Ирина Ким, налоговый консультант компании «Что делать Консалт»,

4. Если бухгалтер ведет налоговый учет на основе бухгалтерских регистров, то можно в них лишь поменять название – и налоговые регистры готовы.

Точное совпадение регистров бухгалтерского и налогового учета – ситуация редкая. И, вероятнее всего, организации все же придется делать корректировочные расчеты.

5. Если грамотно составить учетную политику, то разницы между бухгалтерским и налоговым учетом не будет.

Синхронизировать налоговый и бухгалтерский учеты получается лишь у некоторых фирм – как правило, малых предприятий с небольшим количеством операций. Дело в том, что в самих ПБУ и Налоговом кодексе есть принципиальные различия по учету некоторых видов доходов и расходов. Например, в бухгалтерском учете – суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов включают в их фактическую стоимость (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом же учете эти затраты включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 НК). Поэтому в этом и некоторых других случаях сблизить два вида учетов не получится.

6. Если фирма не использует рекомендованные налоговыми органами формы налоговых регистров, то ее оштрафуют.

«Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета» (ст. 313 НК). Так что рекомендации налоговиков, не более чем советы, к которым можно и не прислушиваться.

7. Если фирма ведет налоговый учет, то бухгалтерский можно не вести.

Закон о бухучете устанавливает обязанность вести бухучет всем организациям, которые находятся на российской территории. Исключение сделано для фирм, которые перешли на упрощенный режим налогообложения – они могут вести только бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Закона), а также для представительств и филиалов иностранных компаний. Они могут не вести бухгалтерский учет, если это предусмотрено международными договорами, либо вести его, исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если они не противоречат МСФО. Остальные организации бухгалтерский учет вести обязаны, независимо от наличия налогового.На практике бухгалтеры пытаются использовать разные подходы к ведению налогового учета12.

1. Налоговый учет ведется совершенно обособленно от бухгалтерского учета.Данный подход используют в основном крупные организации, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило, в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговй учетПри использовании этого способа на основе одних и тех же первичных документов отдельно друг от друга формируются абсолютно не связанные между собой регистры бухгалтерского учета и регистры налогового учета.


___________________

12 Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ.

2.2. Оптимизация налогового и бухгалтерского учета в РФ.

Необходимость корректного ведения учета обусловленна тем, что в случае наличия ошибок в бухгалтерском или налоговом учёте и отчётности виновные несут ответственность в соответствии со ст. 15.11 КоАП[8] РФ. При грубом нарушении правила ведения бухгалтерского учёта, санкции для ответственных сотрудников организации составляют от 2 тыс. до 3 тыс. руб. Грубыми считаются нарушения в двух случаях. Во-первых, если из-за ошибок в бухгалтерском учёте налог занижен не меньше чем на 10 процентов. А во-вторых, если любая статья или строка бухгалтерской отчётности искажена на те же 10 процентов или больше.

За бухгалтерские ошибки, в соответствии с ст. 120 НК РФ13, предусмотрена и налоговая ответственность. Так, если систематически, то есть два раза в год и чаще неправильно отражать в бухгалтерском учёте факты хозяйственной жизни организации и активы, то это считается грубым нарушением правил учёта доходов и расходов. При этом если нарушение допущено в течение одного налогового периода, санкции юридическому лицу составят 10 тыс. руб., если в нескольких – 30 тыс. руб. И если из-за такой ошибки организация заплатила меньше налога в бюджет, то штраф увеличивается на 20 % от неуплаченной суммы, но не меньше 40 тыс. руб.

Учетная политика организации является одним из основных документов, позволяющих налогоплательщику уменьшить налоговое бремя. Не секрет, что все большее количество организаций и индивидуальных предпринимателей переходят на путь легального бизнеса, тем более что этому способствует и реформа в налоговой политике, проводимая государством. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует не уводить денежные поступления из под налогообложения, формируя тем самым черную кассу, а разобраться в системе налогообложения, и, с помощью учетной политики, создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

признания момента формирования выручки для целей налогообложения. При чем, в отдельных случаях признание доходов и момент формирования выручки для целей налогообложения могут совпадать, однако это не должно быть общей закономерностью, подход к каждому моменту формирования должен определяться исходя их норм и требований законодательства.


Следующие направления оптимизации налогообложения следует рассмотреть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Ключевым моментом является выбор налогоплательщиком метода признания доходов и расходов. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов, поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права признаются для целей налогообложения в соответствии со ст. 271 или 273 гл. 25 НК РФ.Кассовый метод признания доходов и расходов приемлем не для всех организаций. Если в части выбора методов признания доходов и расходов существуют ограничения, то нужно искать другие возможности минимизации налогообложения, которые и предоставляет НК РФ. Для организаций, признающих доходы и расходы от реализации товаров, работ, услуг по методу начисления имеет смысл рассмотреть вариант создания резервов.

В целях упрощения для налогоплательщика процесса применения системы налогового учета наиболее целесообразно применить следующие подходы14:

______________

14Сапелкина А.А. Налоговый учет доходов и расходов. Принципы и подходы к организации. //Финансы. 2007. №4.

1. Максимально приблизить принципы учетных процедур по регистрации и обработке фактов хозяйственной деятельности и построения форм регистров налогового и бухгалтерского учета. Один из возможных вариантов – разработка перечня счетов аналитического налогового учета и накопления и систематизации данных налогового учета на этих счетах, в том числе с применением принципа двойной записи. При автоматизированном ведении учета это позволит синхронизировать учетный процесс в бухгалтерском и налоговом учете, а значит, и снизить трудоемкость обработки данных первичных документов, избежать дублирования операций.

2. Установить обязательный минимальный состав регистров аналитического учета и перечень их реквизитов с возможностью его дополнения налогоплательщиком в соответствии со спецификой его деятельности. Это позволит сделать формы и технику ведения налогового учета более единообразной, а следовательно, и упростить задачу контроля за правильностью его ведения.

3. Выработать на основании единообразных принципов построения регистров налогового учета, их обязательного минимального состава и содержания единую методику формирования налоговой отчетности по налогу на прибыль14.

В комплексе это поможет упростить как процедуры исчисления налоговых обязательств по налогу на прибыль и подготовки налогоплательщиком налоговых деклараций, так и проведение мероприятий налогового контроля.