Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета. Основные элементы ведения налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Синтетический учет хозяйственных операций осуществляется в главной книге, предназначенной для определения сумм дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам синтетического учета организации за отчетный месяц и расчета сальдо, необходимых при составлении бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

Карточки (свободные листы) представляют собой свободные, не скрепленные между собой листы картона или бумаги, применяемые для учетной регистрации хозяйственных операций, объединенных одним объектом учета. Среди карточек, заполняемых в бухгалтерском учете организаций, могут быть:

  • инвентарные карточки группового учета основных средств унифицированной формы № ОС-6а;
  • инвентарные карточки учета объекта основных средств унифицированной формы № ОС-6;
  • карточки учета нематериальных активов унифицированной формы № НМА-1;
  • карточки учета материалов типовой межотраслевой формы № М-17;
  • карточки аналитического учета затрат на производство по объектам калькулирования;
  • лицевые счета унифицированной формы № Т-54, открываемые для учета заработной платы каждого работника организации, и другие.

Совокупность карточек однородного назначения называют картотекой. Все вновь открываемые карточки регистрируются в описях (реестрах). Описи карточек, имеющие контрольное значение, ведут по каждому синтетическому счету[7].

Ведомости-регистры являются отдельными свободными листами, предназначенными для систематизации учетной информации. Они могут быть скреплены друг с другом для определенных целей. Ведомости-регистры отличны от карточек тем, что имеют большие размеры и хранятся в папках. Составление ведомостей-регистров необходимо для формирования более обобщенной информационной учетной совокупности и заполнения журналов-ордеров, вспомогательных ведомостей. Примерами ведомостей-регистров являются:

  • ведомость расчета амортизации основных средств;
  • ведомость распределения услуг вспомогательных производств;
  • ведомость распределения материалов и заработной платы но направлениям затрат и другие.

1.2. Основные элементы ведения налогового учета

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.


Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах

Организации - налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Аналитический регистр налогового учета это обобщающий учетный документ, который включает в себя данные по учету первичных учетных документов. Аналитические регистры налогового учета, по сути, формируют мост между первичными документами и налоговой декларацией. Так, ст. 313 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) указывает, что подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

______________

Алпатикова С.В. Сущность и классификация учетных регистров // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 31. С. 84-87.

Аналитические регистры налогового учета используются для налогового учета по налогу на прибыль. Налогоплательщик сам определяет перечень необходимых регистров налогового учета. Обычно регистры налогового учета определены используемой бухгалтерской программой, но иногда налогоплательщики формируют особые налоговые регистры для учета специфических операций.

Основные требования к аналитическим регистрам налогового учета установлены статьями 313 и 314 НК РФ.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты9:

  1. наименование регистра;
  2. период (дату) составления;
  3. измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  4. наименование хозяйственных операций;
  5. подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.


Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. 8

_____________________-

8 Джаарбеков Станислав, эксперт по налогообложению, юрист. Сайт: Taxd.ru

9 ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации

Глава 2. Сбор данных для отчетности, структурирование и систематизация

2.1. Способы сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности уполномоченным органам.

Документация бухгалтерской отчетности – это то, с чем приходится работать любому бухгалтеру. Глава предприятия заверяет документы печатью и своей подписью, поэтому самому ему тоже нужно знать суть дела. Отчеты – это главные документы любой организации. Любое предприятие совершает операции с финансами. Даже если оно занимается благотворительностью на бесплатной основе для своего персонала, всё равно необходимо фиксировать, сколько средств поступило в виде пожертвований, а также куда эти деньги были направлены.

Сведения о движении наличных средств и являются предметом учета бухгалтерии. Состав бухгалтерской отчетности представляет единую систему информации о финансовом и имущественном состоянии предприятия, а также об итогах его хозяйственной деятельности. Составляется документация согласно форм бухгалтерской отчетности, установленных законом. Ведение финансовой документации, как и все остальные области работы предприятий, подчиняется отраслевому ведомству – Министерству финансов. его работа выражается в утверждении рекомендаций, приказов, Положений и других документов. Вопросы бухгалтерской отчетности прописаны в Положении 4/99, которое Минфин утвердил 06.06.1999 г приказом под номером 43.


Благодаря финансовой отчетности бухгалтерии глава предприятия имеет полную информацию о состоянии дел. Сравнивая показатели, зафиксированные документально, руководство может оценить ситуацию и выработать планы для дальнейшей работы. Заполненные формы бухгалтерской отчетности необходимо предоставлять государственным органам контроля – налоговой службе РФ, Госкомстату, Фонду соцстраха и др. Данные из отчетных форм могут быть затребованы также: партнерами и возможными инвесторами; акционерами; если предприятие обязано отчитываться о своей работе перед общественностью – то любому заинтересованному по его требованию. Таковыми могут быть банки, страховые организации, акционерные общества – законодательством предусмотрено, что клиенты имеют право знать, кому они доверили средства. Своеобразными отчетами можно считать практически любые документы, которые имеют сведения об операциях и имеют итоговую цифру. Но не все они входят в состав отчетности бухгалтерии.Документ оформляется по форме 1, в нем расписывается соотношение обязательств предприятия и его активов. Баланс отражает все, что имеет предприятие – деньги, технические средства, материалы, – и все долговые обязательства. Данная кредитная задолженность и суммы активов совпадают полностью. Отчет о результатах денежных операций включает в себя данные обо всех перемещениях средств – об их поступлении и трате, оплате налогов, текущих расходах. Поcути это уточнение баланса, но отдельная бумага, которую в ходе проверок рассматривают как самостоятельный документ. Таким образом, основными документами бухгалтерского учета ИП являются годовой баланс и форма№2, в которой отражаются показатели прибыли. Цель составления бухгалтерского баланса – получить представление об имущественном и экономическом состоянии предприятия. Он включает в себя и данные о работе ИП за предшествующий период. Отчет о финансовых результатах позволяет оценить финансовую сторону, отражая полученную прибыль, которую можно также отследить в динамике, используя показатели за предыдущий год. 10

_________________-

10 Информация взята с: https://biznes-prost.ru/karta-sayta

С момента введения в действие главы 25 НК РФ «Налог на прибыль», в которой было произведено законодательное разделение бухгалтерского и налогового учета, не утихают споры о целесообразности его применения. Подавляющее большинство директоров и главных бухгалтеров относятся к этому разделению резко отрицательно. И, в первую очередь, ими ставится под сомнение задачи налогового учета, по поводу чего и приводятся нижеперечисленные аргументы1.


Основной задачей налогового учета является обобщение информации для определения налоговой базы по налогу прибыль. Однако до введения 25 главы НК РФ в действие расчет налогооблагаемой прибыли велся по данным бухгалтерского учета обязательного (легального) инструмента описания финансово-хозяйственной деятельности большинства экономических субъектов. Таким образом, получается, что налоговый учет по существу только дублирует функции бухгалтерского.

Основной принцип ведения бухгалтерского учета – двойная запись. Таким образом, известны:

а) источник формирования (пассив);

б) что приобретено (актив);

в) цена операции (сумма проводки).

Данные налогового учета – данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. При этом Методические рекомендации МНС России по применению гл. 25 НК предлагают способ ведения учета в виде таблиц, где в одни регистры записываются доходы, в другие расходы. Затем результаты суммируются в столбиках (доходы/расходы), а положительная разность между доходами и расходами–искомая налогооблагаемая база. Но экономическая наука давно отказалась от примитивных таблиц для ведения учета хозяйственных операций.

Следующий аргумент–необходимость введения в штатную структуру предприятия дополнительных специалистов, занимающихся непосредственно налоговым учетом. За постановку бухгалтерского учета, как правило, отвечает главный бухгалтер, но нигде не сказано, что он же отвечает за ведение налогового учета. Так как принципы ведения бухгалтерского и налогового учета различны, то было бы некорректно одному специалисту отвечать за их ведение одновременно. Таким образом, необходимы новые вакансии налоговых консультантов.И, наконец, последний и самый важный аргумент, с которым выражает согласие и автор этой работы – расхождения между величинами налога на прибыль, исчисленного из данных бухгалтерского учета (с поправками, как это делалось в 2001 и более ранних годах) и из данных налогового учета, для громадного большинства предприятий значительно меньше, чем издержки предприятий по организации и ведению этого самого налогового учета. Для российской экономики, было бы лучше не вводить в организациях налоговый учет параллельно с бухгалтерским, а подумать о том, как упростить бухгалтерский учет, с тем, чтобы уменьшить издержки по определению налога на прибыль. А неизбежную при этом погрешность в определении величины налогооблагаемой прибыли можно компенсировать некоторым увеличением ставки этого налога10.