Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и основные характеристики предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критерии отнесения предприятий и организаций к статуту субъектов малого предпринимательства

Нормативный акт, регламентирующий статус субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Критерии

Доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должны быть более 25 %

Доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25 %

При определении статуса хозяйствующего субъекта в расчет принимается численность работающих в соответствии с положениями Закона РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

По многопрофильным предприятиям критерий отнесения к малым применяется по тому виду деятельности, который занимает наибольший удельный вес в общих показателях хозяйственной деятельности предприятия

К субъектам малого предпринимательства относятся только юридические лица

Статус малого предпринимательства присваивает соответствующий орган исполнительной власти по заявлению самого предприятия с уведомлением ИФНС России

Рисунок 2 – Отличительные признаки субъектов малого предпринимательства

В научной литературе и в законодательных актах достаточно часто встречается словосочетание «малое или среднее предпринимательство». Но исключительно редко можно встретить слово «предпринимательство» применительно к крупному бизнесу. Вместе с тем, по зарубежным литературным источникам можно увидеть, что предпринимательство в такой же степени свойственно и крупному бизнесу[18]..

Определение малого бизнеса, как и среднего, со ссылкой на закон о бухучете и Налоговый Кодекс РФ предполагает исчисление выручки от реализации и/или стоимости активов в соответствии с установленными правительством РФ нормами[19]. Для обеих форм предприятия доля государственной собственности в нем, либо доля иностранных инвестиций не должна превышать 25%.

Малое предпринимательство ориентировано преимущественно на нужды своего региона, приоритеты которого находятся в сфере производства, инновационной деятельности, строительства, социальных услуг. Его развитие позволит диверсифицировать структуру экономики городов, ориентированную на удовлетворение потребностей населения, и сделать ее более эффективной и устойчивой[20].. Малые предприятия приносят экономике выгоды и стимулируют ее развитие. Они вносят вклад в национальное производство и общество в целом, который невозможно измерить только затратами и приносимой ими прибылью.


Еще одним преимуществом малого бизнеса выступает льготное налогообложение, подразумевающее снижение налоговой нагрузки на малые предприятия, причем зачастую в данном случае законодательно понятие малого предприятия для целей налогообложения не вводится. Вместо этого предприятие, удовлетворяющее отдельным требованиям (ограничение на выручку, на штат, на прибыль), получает те налоговые льготы, требованиям к предоставлению которых оно удовлетворяет. Кроме того, при налогообложении могут применяться особые правила, когда размер льгот меняется в зависимости от изменения контрольных показателей. Именно поэтому введение законодательных определений малого бизнеса при большом количестве различных налоговых льгот невозможно. Вместе с тем, налоговые службы большинства стран разрабатывают специальные брошюры для малых предприятий, публикуют информацию на своих сайтах в Интернете, где подробно описываются все налоговые льготы, которые малые предприятия имеют право получить. Специальные требования к налогообложению малых предприятий позволяют им снизить расходы на ведение учета, подготовку налоговых деклараций и, что также важно, уплачивать налоги по сниженным ставкам либо сокращать базу обложения по сравнению с более крупными предприятиями.

2.2. Основные цели и принципы государственной политики в развитии малого бизнеса в Российской Федерации

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внес свои существенные корректировки во взаимоотношения органов местного самоуправления и малого предпринимательства[21]. В результате после вступления в силу этого закона система поддержки малого предпринимательства муниципалитетами была изменена.

Муниципалитеты не обладали более самостоятельностью по введению и установлению местных налогов, а, следовательно, не были так заинтересованы в развитии программ поддержки малого предпринимательства, т. к. те налоги, которые платили малые предприниматели, могли уходить в федеральный и региональный бюджеты и только часть из них оставалась в «руках» муниципальных властей (платежи за аренду, землю).


Малые предприятия в этот период были вынуждены сами оказывать помощь муниципальным властям в финансировании ряда мероприятий по ремонту социальных объектов, т. к. не всегда средств муниципальных бюджетов хватало на реализацию данных мероприятий. В результате малое предпринимательство в этот период скорее само оказывало помощь местным властям, чем получало ее.

Следующим этапом в развитии взаимоотношений между малым предпринимательством и муниципалитетами можно считать Федеральный закон от 24 июня 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом основными формами поддержки являются:

1) финансовая, имущественная, информационная поддержка;

2) защита прав и интересов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля за их деятельностью;

3) разработка системы участия малых предпринимателей в муниципальных заказах;

4) подготовка и переподготовка кадров.

К сожалению, этот закон не решил такие насущные проблемы, как административные барьеры, участие предпринимателей в муниципальном заказе, трудности в создании производственной инфраструктуры. Зачастую малому предпринимателю невозможно «продержаться на плаву» за счет многочисленных проверок и предписаний. Представители малого предпринимательства заинтересованы в получении дешевых заемных средств и не хотят рассматривать еще какие-либо аспекты поддержки.

В результате финансовую поддержку малому предпринимательству комплексно оказывают Минэкономразвития России (в основном это субсидии регионам на создание инфраструктуры поддержки малых предприятий), ОАО «МСП Банк», Минсельхоз России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (в основном в области поддержки малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере). Из федерального бюджета в 2013 г. на реализацию различных программ в области поддержки малого и среднего предпринимательства выделено более 34,5 млрд. руб.

Поддержка малого предпринимательства по линии Минэкономразвития в 2013 г. подразумевала также поддержку муниципальных программ развития малого предпринимательства. Например, в 2012 г. финансирование 38 регионам составило 1,87 млрд. руб. В год финансировалось около 800 подобного рода программ поддержки малого предпринимательства. Данного рода поддержку получили муниципальные власти, реализующие муниципальные программы, которые направлены на: создание центра поддержки предпринимательства; создание бизнес-инкубатора; предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела; предоставление грантов на погашение первого взноса по уплате лизинговых платежей; проведение программ по обучению начинающих предпринимателей; субсидирование части затрат, связанных с уплатой субъектами малого и среднего предпринимательства процентов по лизинговым договорам; субсидирование части затрат, связанных с подключением к объектам электросетевого хозяйства; маркетинговые исследования[22].


За 2005-2016 годы на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки МСП, которая состоит из следующих основных элементов:

1. Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России.

2. Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая ОАО «МСП Банк» (дочернее общество Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»).

3. Государственная гарантийная поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, реализуемая ОАО «ЭКСАР» (дочернее общество Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»).

4. Программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России.

5. Программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России.

6. Комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Кроме того, разработку и реализацию мер поддержки субъектов МСП, направленных на их развитие, в установленной сфере деятельности осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти и институты развития: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство регионального развития Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство энергетики Российской Федерации; Федеральное агентство связи; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство по туризму; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство по делам молодежи; Федеральное агентство по недропользованию; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям[23]. На реализацию различных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета в 2013 году было выделено более 34,5 млрд. руб.[24].


Бюджетные средства на реализацию мероприятий по поддержке МСП в 2013 году представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Бюджетные средства на реализацию мероприятий по поддержке МСП в 2013 году

Министерства - распорядители бюджетных средств

Мероприятия поддержки МСП

2013 г.

Минэкономразвития России

Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства

21,84

Минсельхоз России

Поддержка малых форм хозяйствования - субсидирование % ставки

5,0

8,6

Поддержка начинающих фермеров

2,0

Развитие семейных животноводческих ферм

1,5

Оформление земельных участков в собственность КФХ

0,1

Минобразования России (Фонд СР МП в НТС)

Прикладные научные исследования и разработки

4,1

Итого:

34,54

По поручению Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 г. № Пр-634 Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России было поручено обеспечить координацию деятельности, направленной на поддержку малого предпринимательства, включая реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и малых форм инновационного предпринимательства.

Основными целями координации по реализации указанных программ федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ является повышение эффективности реализации программ по развитию малого и среднего предпринимательства и повышение информированности граждан о мерах государственной поддержки предпринимательской инициативы.

Для достижения поставленных целей на федеральном уровне приказом Минэкономразвития России от 26 июля 2011 г. № 372 была создана рабочая группа по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства под председательством Министра экономического развития.

В рабочую группу входят представители федеральных органов исполнительной власти (Минсельхоз России, Минтруд России, Минрегион России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Минфин России, Минздрав России), общественных организаций предпринимателей («ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия»), Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а также ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «АККОР».