Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и основные характеристики предпринимательской деятельности).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и основные характеристики предпринимательской деятельности
1.2. Понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Специфика государственного регулирование малого предпринимательства
2.1. Организационно-экономический механизм функционирования малого бизнеса в современных условиях
Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности имеет следующие признаки:
1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это деятельность государства, имеющая свои субъекты и объекты деятельности.
2. К субъектам государственного регулирования относятся, в первую очередь, органы законодательной и исполнительной власти. Кроме этого можно указать следующие субъекты: судебная власть, Центральный банк РФ, Счетная палата и Прокуратура РФ, консультационные советы, а также носители хозяйственных интересов, т.е. предприниматели - индивидуальные и коллективные, их ассоциации, союзы, объединения [10].
3. Объекты государственного регулирования предпринимательской деятельности - это экономические отношения между субъектами предпринимательской деятельности, отдельные виды предпринимательской деятельности, отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.[11].
4. Цели государственного регулирования в сфере экономики заключаются в решении ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве главной цели мы можем указать создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства[12].
5. Методы государственного регулирования на предпринимательской деятельности. Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные . Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным административно-ведомственным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов, например, государственная регистрация, лицензирование и др. Косвенные методы государственного регулирования нацелены на стимулирование процесса развития предпринимательства, создание благоприятной внешней среды для деятельности, стимулирование должного поведения субъектов. К ним относятся проведение денежно-кредитной политики, либерализация налогового и амортизационного законодательства, обеспечение государственными заказами субъектов предпринимательства и др. Соотношение прямых и косвенных методов зависит от экономической ситуации в стране, избранной концепции экономического развития [13].
На основе проведённого анализа мы можем предложить своё определение государственного регулирования предпринимательской деятельности:
«Государственное регулирование предпринимательской деятельности» представляет собой деятельность государственных институтов, направленную на регулирование экономических отношений между субъектами предпринимательской деятельности, в целях формирования благоприятной предпринимательской среды, стабильного развития экономики и общества».
Основными государственными институтами регулирования и поддержки предпринимательства являются:
Правительство Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства»[14] полномочиями по разработке и реализации мер поддержки субъектов МСП, включая разработку и реализацию ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности наделены 11 федеральных министерств и 13 федеральных служб и агентств.
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
При Министерстве экономического развития Российской Федерации функционирует Государственный совет РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. С января 2015 г. здесь разрабатывается пакет мер по стимулированию развития малого и среднего бизнеса.
19 февраля 2015 г. Минэкономразвития утвердило «Стратегию развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период 2020 г.». В этом документе Национальная гарантийная система (НГС) определяется как «система гарантийных организаций, которые во взаимодействии друг с другом обеспечивают значимую и эффективную поддержку субъектам МСП, малым и средним инфраструктурным проектам на федеральном и региональном уровнях с помощью банковских гарантий и поручительств, а также единых стандартов развития НГС определяют цели, способы и методы развития участников НГС, направленные на улучшение гарантийной поддержки субъектов МСП и улучшение условий кредитования бизнеса.
Основным инструментом реализации государственной политики регулирования и поддержки МСП служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки МСП.
агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий,
В инфраструктуру поддержки деятельности предпринимательства органично включены следующие организации :
- Фонды содействия развитию предпринимательства
- Бизнес-инкубаторы, технопарки и пр.
- Государственные и частные информационные центры
- Фонды микрокредитования
- Сеть кредитных организаций
- Страховые компании
- Консалтинговые компании
- Юридические консультации
- Третейские суды.
- Кадровые агентства
- ВУЗы, СУЗы и другие образовательные учреждения
- Торгово-промышленные палаты.
Выводы:
Таким образом, предпринимательство – это деятельность, которая на основе риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизирует, на основе личной заинтересованности развивает ту или иную форму создания и реализации товарной продукции.
Итак, мы можем констатировать, что в России в настоящее время имеется развитая институциональная система, регулирующая и поддерживающая субъекты предпринимательства. Базу этой системы составляют государственные институты - Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственной Думы в совокупности с профильными комитетами. Большое значение имеет реализация мер Минэкономразвития России по государственной поддержке предпринимательства, предусматривающая их эффективные принципы и механизмы в Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период 2020 г., утверждённой 19 февраля 2015 г.
Глава 2. Специфика государственного регулирование малого предпринимательства
2.1. Организационно-экономический механизм функционирования малого бизнеса в современных условиях
Малое бизнес (малое предпринимательство) – это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.
Правовое регулирование развития малого бизнеса в РФ основано на Конституции РФ и осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и другим законами[15]. К субъектам малого бизнеса относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Основными условиями отнесения к малому бизнесу являются:
– для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
– средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
– выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом: для микропредприятий – 60 млн. руб.; для малых предприятий – 400 млн. руб.[16]
Субъекты малого бизнеса можно разделить на две категории: микропредприятия и малые предприятия (рис. 1.).
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
Средние предприятия:
- средняя численность работников – 100-250 чел.;
- выручка за предшествующий календарный год – до 1 млрд. руб.
Малые предприятия:
- средняя численность работников до 100 чел.;
- выручка за предшествующий календарный год – до 400 млн. руб.
Их них микропредприятия:
- средняя численность работников до 15 чел.;
- выручка за предшествующий календарный год – до 60 млн. руб.
Рисунок 1. – Категории субъектов малого и среднего предпринимательства[17]
Из рис. 1. видно, что из субъектов малого предпринимательства выделяются микропредприятия и малые предприятия, отличие которых заключается в величине получаемой выручки и численности персонала.
Основным отличительным признаком, по которому разные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (товарищества и общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия) относятся к субъектам малого предпринимательства, является среднегодовая численность работников. К малому предпринимательству относятся также предприятия, которыми управляет один частный собственник.
Условия существования малого бизнеса определяются не только наличием специализированных структур, стимулирующих и обеспечивающих развитие бизнеса, но и взаимосвязанной системой элементов, которые посредством косвенных функций создают основу и благоприятные условия функционирования малого предпринимательства на территории.
Мировая практика доказала, что малое и среднее предпринимательство занимает важное место в экономике любого развитого государства. Развитие малого и среднего предпринимательства – это один из решающих факторов экономического роста и инновационного обновления страны.
Крупные предприятия, имея бесспорные преимущества в сравнении с малыми в массовом крупносерийном производстве, значительно уступают им при мелкосерийном производстве и, тем более, в единичном производстве.
Рассмотрим отличительные признаки субъектов малого предпринимательства, представленные на рис. 2.
Малый бизнес объединяет наиболее активную часть населения, которая, не имея на первых этапах в собственности средств производства, предлагает новые и интересные идеи и готова работать для их воплощения не считаясь со временем. Предприниматели почти не потребляют государственных ресурсов, но при этом расширяют налогооблагаемую базу и вовлекают в свою сферу новых людей, тем самым, помогая власти решать проблему занятости и повышение уровня социальной защищенности.