Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и основные характеристики предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной целью деятельности рабочей группы является выработка единых подходов по координации программ по развитию предпринимательства и рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе, вопросов поддержи и развития малых форм хозяйствования на селе, разработка мер, направленных на развитие механизмов государственной поддержки, обмен опытом по реализации программ.

Кроме того, в соответствии с указанным поручением Президента Российской Федерации, для оценки эффективности реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства создана единая система мониторинга реализуемых мер поддержки МСП Минсельхозом России, Минтрудом России, Минобрнауки России, Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», позволяющая оперативно получать информацию о реализуемых мерах государственной поддержки в любом регионе страны.

В настоящий момент реализуемые меры финансовой поддержки направлены на удовлетворение потребностей в финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсах субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к различным категориям (микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия) и находящихся на разных стадиях деятельности (начинающие предприниматели, развивающиеся, выходящие на экспорт предприниматели и др.).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации относится разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей[25].

Правительство Российской Федерации поддерживает за счет субсидий из федерального бюджета реализацию приоритетных мероприятий региональных программ, устанавливая требования к содержанию, порядку предоставления и условиям оказания поддержки (Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства), при этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Минэкономразвития России.

Субсидии за счет средств федерального бюджета целевым образом на конкурсной основе распределяются между субъектами Российской Федерации на мероприятия региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования.


Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации составляет 70%. Окончательный уровень зависит от индекса бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, который ежегодно рассчитывается Минфином России. Подавляющее число субъектов Российской Федерации (65) получают софинансирование из расчета 4 рубля средств федерального бюджета на 1 рубль средств регионального бюджета.

В настоящее время действуют Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»[26] Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки на исполнение расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения и увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг).

В период с 2005 по 2009 годы проходила апробация и настройка мер государственной поддержки, реализуемых в рамках программы. В 2009 году произошел качественный рост финансовой помощи субъектам МСП. Это было связано с необходимостью минимизации негативного эффекта финансово-экономического кризиса. Основными приоритетами в данный период выступали мероприятия, направленные на поддержку занятости населения, а также обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам. С 2010 года приоритеты программы изменились, в их число вошли мероприятия, направленные на содействие инновационному предпринимательству и производственным компаниям. При этом сохранены направления поддержки, наиболее востребованные среди предпринимателей в предыдущие годы реализации программы: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, предоставление гарантий. Таким образом, с 2012 года в рамках программы действует целый комплекс мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.


Выводы:

Предпринимательство – это деятельность, которая на основе риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизирует, на основе личной заинтересованности развивает ту или иную форму создания и реализации товарной продукции.

Под малым бизнесом обычно понимается самостоятельная предпринимательская деятельность, целью которой является систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, пользования имуществом и другой предпринимательской деятельности. Низкая доступность финансовых ресурсов и нехватка ликвидных средств – ключевая проблема развития малого бизнеса. Этот факт обусловливает возникновение потребности в заемных ресурсах, а, следовательно, объективно предполагает построение взаимоотношений с коммерческими банками в сфере кредитования.

Субъекты малого предпринимательства присутствуют практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер деятельности, поэтому развитие малого предпринимательства является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие национальной экономики.

Заключение

Предпринимательство – это деятельность, которая на основе риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизирует, на основе личной заинтересованности развивает ту или иную форму создания и реализации товарной продукции.

Под малым бизнесом обычно понимается самостоятельная предпринимательская деятельность, целью которой является систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, пользования имуществом и другой предпринимательской деятельности. Низкая доступность финансовых ресурсов и нехватка ликвидных средств – ключевая проблема развития малого бизнеса. Этот факт обусловливает возникновение потребности в заемных ресурсах, а, следовательно, объективно предполагает построение взаимоотношений с коммерческими банками в сфере кредитования.

Субъекты малого предпринимательства присутствуют практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер деятельности, поэтому развитие малого предпринимательства является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие национальной экономики.

Вопросы, связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности, регулируются нормативными правовыми актами. При этом следует отметить, что единого законодательного акта, четко устанавливающего понятие «государственное регулирование предпринимательской деятельности», основные формы и методы такого регулирования, пределы государственного вмешательства исходя из целесообразности такого вмешательства, до сих пор не принято.


Следовательно, можно сделать вывод, что в настоящее время отсутствует четкая регламентация государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Принцип свободы осуществления предпринимательской деятельности предполагает, в том числе, возможность выбора видов деятельности, подлежащих специальному правовому регулированию.

Библиография:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
  5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016)
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017)
  7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»
  8. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 753 (ред. от 11.11.2015) "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства"
  9. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
  10. Ветрова Е.А. Основные особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в России//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12 (128).
  11. ВотчельЛ.М.,Викулина В.В.Предпринимательство как феномен бытия «человека экономического: моногра¬фия. Магнитогорск: МаГУ, 2011
  12. Жвалик А.С., Шайкина Л.К. Развитие предпринимательства в условиях современного налогообложения//Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2013. Т. 2.
  13. Исаева Е.В. Исследование факторов, определяющих эффективность партнерских отношений в малом бизнесе//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 4.
  14. Попов А.И., Иванов С.А. Малое предпринимательство. В двух частях. Часть I. Теория становления и система государственной поддержки. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004
  15. Предпринимательское право Российской Федерации (под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно). - М.: Юристъ, 2003
  16. Розмаинский И.В. Иституционализм. //Журнал институциональных исследований. - 2010. -Том 2. - №4.
  17. Ручкина Г.Ф. Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности//Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4.
  18. Савелов В.П. Российское предпринимательское право. - М.: МИЭМП, 2004
  19. Самуэльсон П. Э. Экономика. / П. Э. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. - 1360с.
  20. Смагина И.А. Предпринимательское право. - М.: Омега-Л, 2007
  21. Черемисина Т.Н. Малое и среднее предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства//Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 10 (032).

  1. Гишкаева Л.Л. Некоторые аспекты предпринимательской деятельности и ее роль в современной рыночной экономике//Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 30-35.

  2. Там же

  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

  4. Гишкаева Л.Л. Некоторые аспекты предпринимательской деятельности и ее роль в современной рыночной экономике//Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 30-35.

  5. Жвалик А.С., Шайкина Л.К. Развитие предпринимательства в условиях современного налогообложения//Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2013. Т. 2. С. 172-176.

  6. Ручкина Г.Ф. Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности//Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 110-113.

  7. ВотчельЛ.М.,Викулина В.В.Предпринимательство как феномен бытия «человека экономического: моногра­фия. Магнитогорск: МаГУ, 2011.С.99

  8. Смагина И.А. Предпринимательское право. - М.: Омега-Л, 2007. - 286 с

  9. Савелов В.П. Российское предпринимательское право. - М.: МИЭМП, 2004. - С.160

  10. Предпринимательское право Российской Федерации (под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно). - М.: Юристъ, 2003. - С.195.

  11. Предпринимательское право Российской Федерации (под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно). - М.: Юристъ, 2013. - С.196.

  12. Розмаинский И.В. Иституционализм. //Журнал институциональных исследований. - 2010. -Том 2. - №4. - С. 130.

  13. Попов А.И., Иванов С.А. Малое предпринимательство. В двух частях. Часть I. Теория становления и система государственной поддержки. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С. 121.

  14. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 753 (ред. от 11.11.2015) "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства"

  15. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016)

  16. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

  17. Черемисина Т.Н. Малое и среднее предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства//Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 10 (032).

  18. Самуэльсон П. Э. Экономика. / П. Э. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. - 1360с.

  19. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

  20. Исаева Е.В. Исследование факторов, определяющих эффективность партнерских отношений в малом бизнесе//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 4. С. 112-115.

  21. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017)

  22. Ветрова Е.А. Основные особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в России//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12 (128). С. 49-52.

  23. Проект Доклада «О ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010–2013 годах. – Режим доступа: http://smb.gov.ru/files/images/New%20(Tanya)/New%20(Tanya)/Проект%20доклада%20о%20развитии%20МСП%20в%202010-2013%20гг..pdf

  24. Исследование форм поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и Томской области. – Режим доступа: http://mb.tomsk.ru/static/files/2014/podderzhki-sektora-msp.pdf

  25. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014)

  26. Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»