Файл: Диагностика супружеских конфликтов и их разрешение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Через формальный контракт, который составили двое Взрослых;

2. В контракт об общении, подготовленный придобрачного знакомства, когда один из партнеров занимал позицию Взрослого или Отца, а другой - позицию Ребенка;

3. Через тайный контракт, заключенный между двумя «детьми». Каждый из этих контрактов может быть нарушен.

7. Стратегическая модель психологического консультирования семьи

В этой модели помощь направлена не на индивида, не в внутренние его проблемы, а на смену способов взаимодействия. В связи с этим необходимо создать для семьи возможности и изучить альтернативы изменений, почувствовать себя свободной. Важно подчеркнуть, что путь к этому - новая формулировка проблем, когда изменяется значение, которые приписываются определенном поведении. При изменении значений изменяется и поведение, а общая изменение значений и поведения приводит к изменению семейных взаимоотношений. Для изменения значений психолог предлагает семьи изменить ее ритуалы, то есть характерные для нее паттерны поведения.

В процессе семейного консультирования и психотерапии происходит модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов с целью преодоления негативной психологической симптоматики, повышение функциональности семейной системы. При этом специалистами психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальной, дисфункционального взаимодействия членов семьи. В рамках семейной психотерапии существуют различные подходы к оказанию психологической помощи семье.

Психодинамическая модель консультирования семьи направлена ​​на терапию индивида, которая, благодаря установлению и коррекции опыта отношений с родителями, помогает стать ему более зрелым и вместе с тем способствует преодолению трудностей в его собственной семье. Такая помощь более акцентировано на личности, а не на семье.

Каждая из перечисленных моделей психологического консультирования семьи рассматривает различные аспекты функционирования семьи, формирования супружеских взаимоотношений и предлагает собственные конкретные методы оказания помощи семье.

1. Начальный период развития семьи является важным для дальнейшего успешного функционирования.

2. Супружеский конфликт - это столкновение противоречивых позиций членов семьи.

3. В случае значительных семейных трудностей необходима помощь семейного консультанта или психотерапевта.


4. В рамках семейного консультирования и психотерапии существуют различные подходы к оказанию психологической помощи семье.

2. Особенности психодиагностической и психокоррекционной работы с супружескими конфликтами в молодых семьях

2.1 Психодиагностика в семейном консультировании как методическая основа исследования

Одна из острых проблем семейного консультирования - получение полной, объективной, достаточной информации о ситуации в семье клиента. От этой информации зависит точность постановки диагноза, выбор методов и направления коррекционной работы и эффективность помощи. А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова считают, что сбор информации предполагает наличие у консультанта определенной модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации. Однако теория семьи и брака еще далека до завершенности. Это порождает значительные различия в методах и характере информации, которая собирается, ее интерпретации и использовании [8, с. 110].

Психологическая диагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза, то есть выявление наличия и степени выраженности у человека определенных психологических качеств [5, c. 427].

Психодиагностика в семейном консультировании существует в двух основных формах:

1. Психодиагностика, которая позволяет осуществить анализ взаимоотношений в семье и реализуется с помощью беседы, опросников, проективных методов.

2. Психодиагностика, которая реализуется прикоррекционного воздействия, то есть в процессе консультирования, психотерапии, психокоррекции. Реакция клиента на психолога или других клиентов, поведение в процессе психотерапии - все это становится важным психодиагностическим материалом, на основе которого определяется тактика консультирования [38, c. 38].

Анализ литературы по данной проблематике дает основания утверждать, что различные теоретические подходы к психотерапии и консультирования семьи в основном одинаково оценивают крайние варианты семейных отношений, но акцентируют внимание на разных особенностях жизнедеятельности семьи и заметно расходятся в понимании задач и способов психодиагностики семь " и. Такое положение психодиагностики семьи не удовлетворяет практику консультирования семьи, затрудняет объективную оценку его результативности, а также препятствует совершенствованию и развитию теории. Поэтому специалисты делают попытки построить диагностические схемы, объединяющие методики диагностики, опирающихся на принципы различных теоретических подходов [27 c. 231].


Навайтис Г. отмечает, что попытки эклектично совместить элементы психодиагностики семьи вряд ли могут достаточно соответствовать задачи ее познания, так как нерешенным остается вопрос о более общих парадигмы диагностики, о теоретических и методологические предпосылки, на которые должен опираться исследования. Автор выделяет следующие парадигмы психодиагностики семьи.

1. Теоретико-практические парадигмы. В литературе, посвященной семейной психотерапии, выделяются модели семьи, которые являются обобщением опыта консультирования. Обычно таким способом описываются модели семьи, в которых фиксируется какой-то один аспект семейных отношений, а большинство семей относится к среднему типу.

2. Парадигмы последовательности-повторяемости. Оценивания семейных отношений происходит путем установления взаимосвязей внутри семьи, в том числе и причинной обусловленности.

3. Структурно-процессуальные парадигмы. Исследование структуры семьи осуществляется для того, чтобы отнести ее к определенной модели семейных отношений.

4. Семейно-индивидуальные парадигмы. Модели семейной психодиагностики могут выяснять связи, отношения между членами семьи или условия их пребывания в семье, влияние семьи на личностное развитие.

5. Парадигмы прошлого - настоящего - будущего. Каждая семья имеет свои этапы развития и объединения ее членов. Поэтому в психодиагностике семейных взаимоотношений временные парадигмы приобретают особое значение.

6. Конкретно-метафорические парадигмы. Факты семейной жизни, как правило, оцениваются вербально. Особенности полученной от семьи информации влияют на логику выделения семейных моделей. Метафорическая оценка семьи позволяет раскрыться чувствам, которые слабо осознаются.

7. Качественно-количественные парадигмы. При описании социальных объектов нередко возникает дихотомия качественных и количественных оценок, то есть в конкретных исследованиях семьи можно увидеть преобладание одной или другой парадигмы.

8. Внешнеэкономическая внутренние парадигмы. Обсуждая вопросы познания семьи, исследователи имеют в виду внутренние критерии, отражающие установки и самочувствие ее членов, а также внешние оценки, отражающие выводы семейного психотерапевта.

9. Субъективно-объективные парадигмы. Основным способом получения субъективных данных о семье является самонаблюдение членов семьи. Объективные данные - это однозначные факты семейной жизни, хронологии ее развития, фиксированные результаты наблюдения за семейными отношениями [27 c. 236].


Важно отметить, что большинство семейных консультантов оценивают функционирования семьи, не используя стандартную форму и тестирования, а лишь основываясь на данных клинического интервью. В первом интервью терапевт проявляет модели взаимодействий внутри семьи [48, c. 180].

Особое внимание исследователи обращают на то, что психодиагностике в семейном консультировании осуществлять нелегко из-за ряда причин. К ним, прежде всего, относят следующие:

1. Отсутствие единого подхода к диагностике семейных отношений. Каждая теоретическая модель консультирования предлагает свое понимание диагностики и собственные техники диагностирования.

2. Опыт психолога и клиентов, их ценности, понимание смысла семейной жизни во многом определяют оценку семейных взаимоотношений. Профессиональный психолог должен осознавать эти обстоятельства и критически рассматривать свои выводы.

3. Диагностике семейных отношений мешают различные объяснения их динамики партнерами [28 c. 89-90].

Анализ литературы показывает, что отсутствие в современной семейной психотерапии единой теоретической базы приводит к тому, что задачи и пути изучения семьи понимаются весьма различно представителями разных школ. Так, в современной западной семейной психотерапии действительно довольно распространено мнение о том, что любой подход является нормальным и в конечном итоге приводит к достижению цели. Естественно, что это вызывает обеспокоенность и критическую оценку ученых, более методически ответственно относятся к проблеме диагностики. Все чаще предпринимаются попытки решить проблему изучения семьи, не ограничиваясь достижениями определенной школы. При этом ставится задача - построить такую ​​диагностическую схему, которая удовлетворяла бы представителей самых разных школ и направлений [49, c. 293-294].

В частности, представители эклектичного подхода пытаются решить проблему изучения семьи путем объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему. Они используют то обстоятельство, что разные школы семейной психотерапии, как правило, занимаются анализом и коррекцией различных аспектов жизнедеятельности семьи. При разработке диагностических схем внимание сосредоточивается на том, какую именно информацию и в какой последовательности психотерапевт должен получить в ходе изучения семьи. Все схемы анамнеза направляются на получение двух видов информации о семье: сведения о семье, которые необходимы при работе с ней (состав семьи, возраст ее членов и др.), А также данные об отдельных аспектах функционирования семьи , которые считаются важными в семейной психотерапии.


Для иллюстрации этого рассмотрим «модель Мак-Мастерса», разработанную Н. Эпштейном, Б. Бишопом и Л. Балдвин, которая ставит своей целью - дать общее представление о семье, ориентируя семейного психотерапевта на изучение шести аспектов функционирования семьи:

1. Способность семьи к решению проблем. Авторы считают, что члены семьи должны: определить проблему, рассмотреть альтернативные пути ее решения, принять одно-единственное решение, реализовать это решение, убедиться в успешности своих действий и оценить результат.

2. Коммуникация в семье. Модель Мак-Мастерса предполагает выяснение двух важных характеристик коммуникационных процессов в семье: открытость или скрытность информации, которой обмениваются члены семьи.

3. Семейные роли. Ролевая структура семьи включает: функции, которые выполняет семья, привычные образцы поведения, наличие навыков и умений, необходимых для выполнения роли, правила «приписывание» ролей членам семьи.

4. Аффективный отзыв объединяет группу эмоциональных взаимоотношений.

5. В центре пятого аспекта - аффективной включенности - характер мотивации, который определяет отношение индивида к семье.

6. Контроль поведения - способ, которым семья оказывает влияние на поведение своих членов, регулирует ее.

Модель Мак-Мастерса используется многими психотерапевтами. Знакомство с ней показывает, что она способна удовлетворить ряд практических потребностей, которые возникают при исследовании семьи.

Еще одним интересным подходом к анализу супружеских отношений является проблемный подход, согласно которому семейный психотерапевт, изучая неблагополучную семью, прежде всего выявляет особенности, которые определяют ее неспособность справиться с психической нагрузкой. В схему диагностического анализа при этом включается метод выявления типичных «слабых мест» семьи. Примером такого метода является диагностическая схема, разработанная американскими психотерапевтами В. Танго, Дж. Мак-Дермотом - «трехосной классификация проблемных семей», которая включает три оси:

1. Нарушение развития семьи - это совокупность проблем, которые возникают на разных этапах развития семьи.

2. Нарушение семейных подсистем: дисфункция в супружеских отношениях, нарушения в подсистеме «родители-дети».

3. Нарушение функционирования семьи - это нарушение интеграции отдельных членов в семье, нарушение во взаимоотношениях семьи с окружающим миром.

По мнению специалистов, «трехосной классификация» - это наиболее последовательная попытка применить проблемный подход к диагностике семьи. Она вооружает исследователя конкретной методикой выявления семейных проблем.