Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Супружеский конфликт как предмет психологического исследования
1.1 Определение понятия «супружеский конфликт»
1.2 Основные направления консультативной помощи семье
2.1 Психодиагностика в семейном консультировании как методическая основа исследования
2.2 Качественный и количественный анализ результатов исследования
Основой семейных конфликтов, по мнению специалистов, является различие между представлениями партнеров попотребностей друг друга, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому. Важным социально-психологическим фактором супружеских конфликтов является характер общения.Исследование внутрисемейных отношений показывают, что можно выделить ряд особенностей, которые влияют на общение супругов. Семейные отношения тем лучше, чем больше самораскрытия супругов в общении, при наличии большого количества совместных ожиданий и установок, глубокого взаимопонимания, высокого уровня невербальной коммуникации, постоянного подтверждения своей сходства в восприятии супружеских ролей и др. Отсутствие подобной отлаженной системы межличностного общения в семье приводит к семейным конфликтам.
1.2 Основные направления консультативной помощи семье
Семейное консультирование является разновидностью семейной психотерапии, который имеет свои особенности, границы и объем интервенций. Оно ставит целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста. Принципиальное отличие семейного консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации, аспектов ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации [35, c. 557].
В процессе семейного консультирования и психотерапии происходит модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. При этом психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальной, дисфункционального взаимодействия членов семьи. Семейная терапия в большинстве случаев реализует интерперсональный подход к решению проблем. Задача состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих интервенций семейную систему в целом. Шнейдер Л.Б. отмечает, что цели консультативной работы - стремиться к выявлению индивидуальных причин семейных дисгармоний и способствовать преодолению этих причин в конкретных случаях [5, c. 494].
В общем, анализ зарубежных и отечественных теоретических и конкретно-экспериментальных работ показывает, что в основе психотерапевтической модели консультативной психологической помощи семье лежат несколько предпосылок научно-методического и социально-практического характера.
1. Индивидуальный подход. Объектом анализа и влияния в рамках консультативной психологической помощи всегда выступает конкретная семья со свойственными только ей особенностями развития, реагированием на жизненные ситуации, способами разрешения конфликтов и тому подобное.
2. Использование методов психологического воздействия. Психолог-консультант апеллирует к разуму, эмоций, потребностей, мотивов клиента, при этом используя различные техники, активизируют ресурсы последнего.
3. Использование потребности в помощи. Психотерапевтическая модель помощи предполагает работу с семьями и членами семей, испытывающих трудности в семейном общении, то есть мотивированные на получение психологической помощи и добровольно обращаются в консультацию.
4. Профессиональный характер помощи. Психологическая помощь строится на основе профессиональной подготовки в области индивидуального и семейного консультирования, индивидуальной или групповой психотерапии, а также других отраслей психологии [38, c. 15].
В рамках семейной психотерапии существуют различные подходы к оказанию психологической помощи семье. Остановимся на анализе наиболее распространенных направлений консультативной психологической помощи семье.
1. Психодинамическая модель консультирования семьи
Профессиональное психоаналитическое консультирование семьи - это терапия индивида, которая благодаря установлению и коррекции опыта отношений с родителями помогает стать ему более зрелым и вместе с тем способствует преодолению трудностей в его собственной семье. Такая помощь более акцентировано на личности, а не в семье [28, c. 17].
Всеми этими свойствами обладает теоретическая концепция психологического консультирования семьи М. Боуэна, основными положениями которой являются:
1. Семья - это небольшая группа людей, которые живут в общем доме.
2. Семья - это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи. Эта эмоциональная система представляет собой трансгенерацийний феномен, который включает представителей всех предыдущих поколений.
3. Эмоциональная система семьи влияет на детей, формирует их личности. Автор выделяет два типа личности, которые формируются под влиянием эмоциональной системы семьи: отделена, независимая и зависимая, «сплавлена» с семьей [6, c. 81].
2. Структурная модель работы с семьей
Представители данной модели, Б. Монталву, Б. Розман, Г. Апонте, М. Вальтерс, С. Гринштейн, пытаются анализировать структуру семьи. В частности, С. Минухин утверждает, что структурная модель семьи дает психологу конкретную концептуальную «карту», которая объясняет, что происходит в семье и предлагает собственные стратегии организации процесса семейной психотерапии.
Основными понятиями структурной модели являются: структура семьи, субсистемы семьи, границы структуры. Для того, чтобы семья могла функционировать, она создает собственную структуру, в которой возможно предусмотреть определенное поведение - способы взаимодействия между членами семьи, время от времени повторяются, а также способы регуляции семейных отношений. Соответственно, в структуре семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие внутри нее.
Сторонники данного подхода выделяют следующие субсистемы семьи: супружеской пары, родителей, детей. Субсистемы пары образуется в момент регистрации брака. Одновременно начинается и процесс приспособления, когда отвергаются или принимаются роли, которые супруги будут выполнять в процессе взаимодействия друг с другом. Главным критерием успешного приспособления считается степень независимости от родителей. Основная задача пары - найти приемлемую для нее комплиментарность ролей. Удачный выбор ролей предполагает согласованное взаимодействие и безболезненное приспособление супругов друг к другу.
Субсистемы родителей появляется вследствие трансформации супружеской пары после рождения ребенка. Опыт, который был приобретен в Субсистемы пары, не исчезает, а является одним из основных условий функционирования субсистемы родителей. Основное назначение субсистемы детей, по выражению С. Минухин, предоставить ребенку возможность «быть только ребенком» [11, c. 176].
Основные задачи структурной психологической помощи семье состоят в следующем:
1. Создание эффективной иерархической структуры, в которой родители являются авторитетом для детей.
2. Создание эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при выдвижении требований к детям.
3. Расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуждение к общению вне семьи.
4. Создание соразмерных с возрастом детей условий для экспериментов с автономией и независимостью.
5. Отделение субсистемы пары от субсистемы родителей [28 c. 55-56].
Подытоживая изложенное, можно сделать вывод, что выбирая такой путь работы с семьей, психолог должен быть уверенным, что семья способна измениться. Поэтому, как и в предыдущем подходе, дляконсультанты не столько важным оказывается владение конкретными техниками и методами работы, сколько уверенность в возможности роста семьи.
3. Поведенческая модель консультирования семьи
Авторы, работающие в русле данной парадигмы, хотят, чтобы способы воздействия на семью четко определялись и повторялись. Причем важным они считают не характер взаимодействия между психологом и клиентом, не личность консультанта, а те способы воздействия, которые выбирает последний. Эффективность такого воздействия оценивается достаточно просто. Считается, что каждая личность имеет своеобразную систему одобрения и наказания. Задача психолога - найти ключ к ней и соответствующим образом влиять на поведение.
Заслуживает внимания то, что предоставляя консультативную помощь семье, психолог стремится прежде всего четко определить проблему через глубокий анализ поведения. Для этого используется метод наблюдения, фиксация частоты проявлений того или иного поведения. При этом все авторы отмечают, что наблюдения можно осуществлять повторно, и это никоим образом не повлияет на объективность результатов.
Бихевиоральная модель консультирования семьи дает возможность объективно фиксировать изменения поведения партнеров, однако она не рассматривает такие важные особенности семейных отношений, как любовь, забота.
4. Модель коммуникативного консультирования семьи
Один из авторов данной модели П. Ватславик, считает, что целью психотерапии является изменение способа решения проблемы через изменение суждения о ней. Важно заметить, что новое суждение предлагают сами клиенты. Они должны его принять и на этой основе создать новую взаимную коммуникацию с новыми правилами, является достаточно сложной задачей. Сложность заключается еще и в том, что семейные коммуникации в основном плохо осознаются.
Еще одну модель коммуникативной помощи семье предлагает В. Сатир, которая считает, что основная задача психолога - помочь семье отказаться от неудачных коммуникаций и способствовать членам семьи в совершенствовании их как личностей. Принимая во внимание сказанное, в системе психологического консультирования семьи В. Сатир выделяет 5 этапов:
1. Этап выявления причины обращения в психологическую консультацию и типа коммуникации в семье.
2. Этап выяснения необходимости участия психолога в семейной взаимодействия. При этом семья должна позаботиться о том, чтобы не попасть в полную зависимость от консультанта.
3. Этап непонятных коммуникаций и противоречивого поведения. В основном на этом этапе выражаются эмоции, раскрываются потребности, усиливается стремление к личностному росту.
4. Этап практических действий. Его основная цель - приобретение нового опыта в применении навыков общения через практические занятия, упражнения.
5. Этап новой семейной ситуации. На этом этапе можно приступать к новому циклу психологического консультирования [37, с. 163]
Данная модель консультирования предусматривает обучение, критерием эффективности которого является повышение уровня открытости семьи. Для психолога важно быть проницательным и иметь опыт, а формализованные процедуры - вещи второстепенные.
5. Модель психологического консультирования семьи, основанной на опыте
Важно подчеркнуть, что суть этой модели заключается в передаче нового опыта, который помогает членам семьи стать более гармоничными, интегрированными личностями. Личностные изменения, в свою очередь, должны изменить отношения в семье. Новый опыт приобретается в процессе психологического консультирования. Второстепенным в этой модели считается устранение симптомов, адаптация на работе или в семье, а первоочередное значение придается интеграции личности [11, c. 245].
Роль психолога является сложной и важной, поскольку он учит нового опыта. Консультант часто выступает в роли катализатора, который поощряет более открытой и целенаправленной конфронтации, выступает с предложениями поальтернатив, дает советы. Этот подход выдвигает ряд требований к его личности. Психолог должен быть примером для клиента, задавая образец ответственности за свое поведение и эмоции, вроде спонтанности. Именно это помогает наладить личностный связь с клиентом и достичь эффекта в консультативной работе.
6. Модель трансакционного психологического консультирования семьи
В данной модели предпочтение отдается группам или парам, избегая индивидуальных консультаций по вопросам семьи. В основе такого подхода лежит убеждение, что в семье постоянно проявляется определенная доза патологии, распределена между партнерами. Если один из них получает психологическую помощь, то проблемы другого могут обостриться.
Стоит отметить, что при консультировании семьи в данной модели выясняют структуру брака. Она может быть описана в трех аспектах: