Файл: Виды и формы государственного финансирования спортивной отрасли в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджет Министерства спорта разрабатывается, исходя из необходимости финансового обеспечения выполнения общего годового плана физкультурно-массовой работы, календарного плана проведения спортивных мероприятий, содержания аппарата.

В приходной части бюджета определены суммы средств, выделенные для осуществления его деятельности. В расходной части – основные направления и объем расходования средств на содержание аппарата, подготовку кадров, проведение соревнований, учебно-тренировочных сборов, капитальное строительство. Определенная специфика имеется при выделении бюджетных ассигнований на содержание объектов недвижимости и капитальное строительство.

В зависимости от принадлежности и вида собственности спортивно-технические сооружения подразделяются на сооружения федерального, регионального, местного значения и принадлежащие физическим лицам, если эти сооружения приобретены или построены за их счёт. Сооружения, относящиеся к федеральному, региональному и местному имуществу не могут быть использованы как объекты другого назначения, не подлежат приватизации и коммерческой эксплуатации. Государство принимает участие в финансировании строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, привлекает к их созданию и содержанию на условиях договоров и кооперации различные организации. Законодательством РФ запрещается ликвидация имеющихся сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пока на данной территории не будут созданы равнозначные сооружения.

Средства федерального и региональных бюджетов выступают источником финансирования материально – технического, научно – методического, медицинского обслуживания спортивных сборных команд РФ. Важным направлением использования средств является организация и проведение межрегиональных и всероссийских мероприятий и др. Так, за счет средств федерального бюджета обеспечивается проведение XXI Чемпионата мира по футболу выделено 87,5 млрд руб., на проведение 2018г. Следует отметить, что все мероприятия, проводимые сборными командами страны, финансируются за счет средств федерального бюджета.

Таблица 1 – Финансирование физической культуры и спорта 2014-2016 гг. млн. руб.

Годы

Фактически выделено бюджетных средств

Получено из внебюджетных источников

Всего израсходовано на развитие физической культуры и спорта

Всего

из федерального бюджета

из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации:

бюджет
субъекта Российской Федерации

бюджет муниципального образования

2014

333 016,7

46 578, 2

162 516,9

123 921, 6

47 112,8

380 130,2

2015

349 988,8

66 562,2

158 590,6

124 835,7

71 591,8

421 603,2

2016

294 135,4

13 801,0

149 178,9

131 155,5

64 641,2

358 792,4


Доли федеральных и региональных средств при подготовке к крупным спортивным событиям, само собой, не равны. Наглядный пример – общие затраты на зимнюю Универсиаду в Красноярске, которая состоится в 2019 году.

Из федерального бюджета за несколько лет будет выделена сумма в 31,5 млрд рублей (из них 14,4 – на спортивные сооружения, 6 – на объекты деревни Универсиады, 7,3 – на медицинские учреждения, 3,6 – на объекты транспортной инфраструктуры). Тогда как краевой бюджет вложит 13,8 млрд [6].

В Москве утверждена государственная целевая программа «Спорт Москвы» на 2012 - 2019 года». Она ставит следующих цели:

  • Увеличение числа жителей города Москвы, занимающихся физической культурой и спортом.
  • Достижение московскими спортсменами наивысших спортивных результатов

На выполнение государственной целевой программы предусмотрено выделение на 2012 – 2019 года средств городского бюджета в размере 304 072 тыс. рублей, средств федерального бюджета в размере 49 939 тыс. рублей и средств юридических и физических лиц в размере 146 729 тыс. рублей, в том числе:

  • в 2012 году в размере 41 909 тыс. рублей (28 507 – городской бюджет, 2 138 – федеральный, 11 264 – средства юридических и физических лиц);
  • в 2013 году в размере 49 226 тыс. рублей (36 857 – городской бюджет, 2 061 – федеральный, 10 308 – средства юридических и физических лиц);
  • в 2014 году в размере 58 692 тыс. рублей (38,22 – городской бюджет, 9,88 – федеральный, 10,59 – средства юридических и физических лиц);
  • в 2015 году в размере 71 574 тыс. рублей (42 458 – городской бюджет, 8 801 – федеральный, 20 314 – средства юридических и физических лиц);
  • в 2016 году в размере 77 208 тыс. рублей (51 174 – городской бюджет, 7 552 – федеральный, 18 483 – средства юридических и физических лиц);
  • в 2017 году в размере 58 217 тыс. рублей (45 657 – городской бюджет, 6 511 – федеральный, 6 050 – средства юридических и физических лиц);
  • в 2018 году в размере 73 523 тыс. рублей (32 162 – городской бюджет, 6 500 – федеральный, 34 860 – средства юридических и физических лиц);
  • в 2019 году в размере 70 392 тыс. рублей (29 034 – городской бюджет, 6 498 – федеральный, 34 860 – средства юридических и физических лиц) [10].

Согласно ФЗ № 329-ФЗ физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения подразделяются на сооружения федерального, регионального и местного значения и могут принадлежать соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, физкультурно-спортивным организациям, иным организациям, а также физическим лицам. В соответствии с вышеизложенным, финансирование данных учреждений происходит согласно их ведомственной принадлежности [5].


Вся территория Российской Федерации разделена на 8 федеральных округов: Центральный (ЦФО), Северо-Западный (СЗФО), Южный (ЮФО), Северо-Кавказский (СКФО), Приволжский (ПФО), Уральский (УФО), Сибирский (СФО) и Дальневосточный (ДФО).

Диспропорция в обеспеченности спортивными сооружениями во многом зависит от экономического развития регионов. Наибольшее количество спортивных объектов располагается в крупных городах и региональных центрах, таких как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Казань, Красноярск.

По федеральным округам стоит отметить Центральный федеральный округ (таблица 1), который за счет Москвы и Московской области, опережающих в экономическом развитии остальные города и регионы страны, занимает преимущественное положение по количеству спортивных сооружений, в то время, как остальные регионы, входящие в состав ЦФО, в разы отстают по количеству спортивных объектов. Темпы прироста положительны по всем Федеральным округам, существенных изменений в структуре расположения спортивных сооружений не произошло.

Таблица 2 – Структура и динамика изменения количества спортивных сооружений в Российской Федерации 2012-2016 гг.

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Темп прироста, %

Всего спортивных сооружений, ед.

261756

265 942

276652

281842

290947

11,2

в т.ч. в ЦФО

64454

67017

69402

71729

77725

20,6

доля ЦФО, %

24,6

25,2

25,1

25,5

26,7

2,1

СЗФО

21289

21985

22519

23457

24280

14,0

доля СЗФО, %

8,1

8,3

8,1

8,3

8,3

0,2

ЮФО

25268

25600

29525

29890

30290

19,9

доля ЮФО,%

9,7

9,6

10,7

10,6

10,4

0,8

СКФО

11962

12123

12300

12551

12917

8,0

доля СКФО,%

4,6

4,6

4,4

4,5

4,4

-0,1

ПФО

61711

62022

64169

65307

65945

6,9

доля ПФО, %

23,6

23,3

23,2

23,2

22,7

-0,9

УФО

23966

24280

24789

25375

25906

8,1

доля УФО,%

9,2

9,1

9,0

9,0

8,9

-0,3

СФО

39990

40560

41403

40738

41200

3,0

доля СФО,%

15,3

15,3

15,0

14,5

14,2

-1,1

ДФО

12116

12355

12545

12795

12684

4,7

доля ДФО, %

4,6

4,6

4,5

4,5

4,4

-0,3

Введены в эксплуатацию в отчетный период, ед.

3783

3 719

4 547

4335

5100

34,8

Доля новых объектов в общем числе, %

1,4

1,4

1,6

1,5

1,8

0,1

Единовременная пропускная способность, тыс. чел.

6823

6 987

7 356

7735

7903

15,8


Количество спортивных сооружений в период 2012-2016 гг. увеличилось на 11,2%. При этом количество введенных в эксплуатацию спортивных объектов выросло на 34,8%. Пропускная способность спортивных сооружений увеличилась на 15,8%. Доля введенных в эксплуатацию новых объектов ежегодно увеличивается. При этом мы видим, что ЦФО занимает в структуре более 25% и темп прироста количества спортивных сооружений выше, чем в среднем по стране. Наименьшее количество спортивных сооружений расположено в ДФО и СКФО – их доля в структуре не превышает 4,4%. Рост по всем показателям позволяет судить положительной динамике, увеличении обеспеченности населения спортивными объектами, обновлении основных фондов и, как следствие, позволяет предполагать об увеличении финансирования отрасли физической культуры и спорта.

Строительство новых спортивных объектов всегда оценивается положительно, поскольку в новых зданиях и сооружениях при строительстве учитываются новые мировые стандарты, позволяющие использовать объекты с наибольшей эффективностью. Технологии энергосбережения позволяют эксплуатировать сооружения с наименьшими затратами, многофункциональность в расположении помещений позволяет частному бизнесу оказывать услуги на территории спортивных объектов, при условии финансовой поддержки используемых объектов. Современные спортивные объекты более привлекательны для молодого населения, что способствует привлечению широких масс к занятиям к спорту. Введение в эксплуатацию новых объектов также способствует созданию новых рабочих мест.

Таблица 3 – Финансирование основных фондов физической культуры и спорта 2012-2016 гг.

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Темп прироста, %

Бюджетные средства

Капитальный ремонт спортсооружений. млн. руб.

13300,7

8211,2

14806,6

9876,0

11000,0

-17,3

Инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений, млн. руб.

54195,8

53262,5

79428,4

55234,0

29820,0

-45,0

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря, млн. руб.

13256,7

11270,2

12486,9

15785,6

13387,6

1,0

На содержание спортивных сооружений, млн. руб.

20851,6

21390,3

26250,0

37021,2

24785,2

18,9

Всего, млн. руб.

101604,8

94134,2

132971,9

117916,8

78992,8

-22,3

Внебюджетные средства

Капитальный ремонт спортсооружений. млн. руб.

1580,9

1213,9

1934,5

455,4

944,1

-40,3

Инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений, млн. руб.

4644,5

6274,5

4910,6

6777,3

6803,3

46,5

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря, млн. руб.

1920,9

3255,5

3960,0

4057,7

4124,2

114,7

На содержание спортивных сооружений, млн. руб.

2934,1

4367,7

6246,8

6304,4

7518,1

156,2

Всего, млн. руб.

11080,4

15111,6

17051,9

17594,8

19389,7

75,0


Финансирование основных фондов сферы физической культуры и спорта из бюджетных источников (таблица 2) снизилось на 22,3%. Выросли расходы на содержание спортивных сооружений за счет государственных средств, что обусловлено в большей степени ростом цен в исследуемом периоде на коммунальные услуги. Почти на половину уменьшилось участие государства в инвестиционной деятельности на реконструкцию и строительство.

Финансирование основных фондов за счет внебюджетных средств увеличилось на 75%. Инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных объектов за счет внебюджетных источников выросли на 46,5%, но в количественном выражении сумма средств не покрывает снизившихся инвестиций за счет бюджетных средств, поскольку изначально внебюджетные средства занимают в структуре финансирования невысокий процент – от 9,8% в 2012 г. и до 19,7% в 2016 г. Так же мы видим, что приобретение спортивного оборудования и инвентаря и содержание спортивных сооружений за счет внебюджетных средств увеличивается более, чем на 100% от уровня 2012 г. Финансирование капитального ремонта спортивных сооружений снижается из обоих источников. Таким образом, мы видим, что государство снижает долю своего участия в финансировании содержания и ремонта спортивных объектов, предоставляя больше участия частному капиталу [9].

2.4 Рекомендации по государственному финансированию спортивной отрасли в России

Сегодня очевидна необходимость увеличения расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт в стране. Особенно это актуально в современных социально-экономических условиях, когда на развитие физической культуры и спорта выделяется гораздо меньше половины необходимых финансовых ресурсов от требуемых в соответствии с минимальными социальными нормативами и нормами. Изучение предложений из органов управления физической культурой и спортом, от спортсменов, тренеров, специалистов по этим вопросам свидетельствует о том, что в основном все сводится к подготовке таких правовых актов, которые бы значительно увеличили бюджетное ассигнование на развитие физической культуры и спорта, значительно снизили налоги и сборы с физических и юридических лиц, а также организаций в области физической культуры и спорта, что сделать в нынешних условиях очень сложно.

Поэтому представляется целесообразным рассмотреть вопрос о конкретных налоговых преференциях организациям, осуществляющим меры по материальной поддержке отрасли, в том числе в форме благотворительности, а также о дополнительных источниках финансирования физкультурно-спортивной сферы: через поправки в законодательство предусмотреть целевые отчисления лотерейного бизнеса, от букмекеров и тотализаторов, покерной индустрии, для этого, в частности, с учетом передового зарубежного опыта необходимо урегулирование покерной индустрии путем принятия законодательства об интеллектуально-коммерческих играх.