Файл: Виды и формы государственного финансирования спортивной отрасли в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди важнейших интересов государства можно выделить следующие:

  • Поддержание и рост авторитета и престижа страны на международной арене;
  • Создание благоприятных условий и необходимой инфраструктуры для развития детского, массового и оздоровительного;
  • Пропаганда и развитие здорового образа жизни, что должно существенно влиять на здоровье нации и в конечном итоге способствовать повышению экономического потенциала страны.

Среди спортивных организаций необходимо в первую очередь выделить:

  • Спортивные федерации по видам спорта (национальные и региональные);
  • Спортивные лиги;
  • Спортивные клубы;
  • ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ.

Приоритетными интересами спортивных организаций являются:

  • достижение высокого и стабильного уровня спортивных результатов на международных соревнованиях;
  • формирование и воспитание спортивного резерва и смены;
  • создание благоприятных условий и формирование инфраструктуры для развития спорта высших достижений.

Представители бизнеса - это:

  • собственники спортивных клубов и лиг;
  • инвесторы различных спортивных проектов;
  • партнеры и спонсоры спортивных соревнований и спортивных организаций;
  • рекламодатели, использующие спортивные события для продвижения и рекламы собственной продукции.

Для бизнеса ключевыми интересами должны быть:

  • формирование позитивного имиджа и бренда компании;
  • усиление конкурентных преимуществ на рынке и среди потребителей за счет спортивных событий и интереса к ним;
  • увеличение объема прямых продаж и последующее улучшение финансовых результатов деятельности компании.

В системе государственно-частного партнерства спорта, государства и бизнеса крайне важно создать инвестиционно-привлекательную среду для долгосрочного участия бизнеса в спортивных соревнованиях и проектах. Конечно, надо иметь в виду, что в условиях российской действительности бизнес преследует в спорте не только экономические, но и политические, а также социальные интересы. Государство сегодня оказывает решающее влияние на присутствие бизнеса в индустрии спорта, особенно когда это касается крупных госкорпораций или предприятий с участием государства, таких как «Газпром», «Роснефть», Сбербанк, ВТБ, «Ростехнологии», Внешэкономбанк и др.

Положительным фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность для бизнеса индустрии спорта, является то, что со спортом, как правило, нас связывают позитивные впечатления. Потому что спорт – это победы, медали, рекорды и приятные воспоминания. А если случаются поражения, то они быстро забываются и все опять думают о победах и успехах. Это крайне важно для того позитивного восприятия спортивных событий, которое остается в памяти у зрителей и болельщиков, являющихся потенциальными клиентами и покупателями продукции, которая представлена производителями во время спортивных соревнований. Все вместе это является важным фактором, влияющим на интерес бизнеса к индустрии спорта. Спорт является, пожалуй, самой благоприятной средой для продвижения своей продукции, поиска новых рынков сбыта и новых покупателей, а также формирует максимум позитивных эмоций для положительного восприятия рекламируемых продуктов и услуг по сравнению с другими каналами продвижения.


В России многие спортивные организации еще только начинают учиться эффективно работать с бизнесом. Бизнес нельзя просто заставить вложить собственные средства в спорт, необходимо найти убедительные аргументы для партнерского взаимодействия с обоюдными интересами. Необходимы аргументы и доказательства в пользу инвестирования в спорт. Для этого спортивные организации должны уметь:

  • грамотно, понятно и убедительно сформировать свои коммерческие предложения для потенциальных спонсоров;
  • показать привлекательность целевой аудитории конкретного спортивного соревнования или спортивной организации;
  • рассчитать и обосновать предполагаемый эффект и результат для бизнеса от возможного спонсорства;
  • сформировать различные варианты спонсорских пакетов;
  • неукоснительно выполнять свои контрактные обязательства перед спонсорами;
  • адекватно реагировать на пожелания и замечания спонсоров, показывая готовность к поиску компромиссных решений.

Ключевым условием успешного партнерского взаимодействия спортивных организаций с бизнесом является наличие высококвалифицированных спортивных менеджеров, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями и способностями для эффективного построения деловых коммуникаций. Во многих российских спортивных организациях такие специалисты, как правило, отсутствуют, что крайне отрицательно влияет на умение убедить бизнес в необходимости и целесообразности долгосрочного инвестирования собственных средств в индустрию спорта. Можно сказать, что работа с бизнесом является огромным резервом для формирования устойчивых и необходимых бюджетов спортивных соревнований и спортивных организаций [3].

Глава 2. Анализ государственного спорта физической культуры и спорта в России.

2.1 Главный распорядитель государственных бюджетных средств

Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.


Министерство спорта Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство спорта Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. 

Цели Минспорта России в развитии физической культуры и спорта в соответствии с документами стратегического планирования заключаются в:

  1. создании условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом;
  2. повышении конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;
  3. успешном проведение в Российской Федерации крупнейших международных спортивных соревнований.

Задачами государственной политики в сфере физической культуры и спорта являются:

  1. повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни;
  2. обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
  3. развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
  4. проведение на высоком организационном уровне крупнейших 5 международных спортивных мероприятий, в том числе Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации, а также XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске;
  5. обеспечение эффективного использования в постсоревновательный период спортивных объектов крупнейших спортивных мероприятий.

Основными показателями эффективности развития физической культуры и спорта в соответствии с документами стратегического планирования выступают:

  1. увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (3-79 лет) до 40% к 2020 году;
  2. повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов до 48% к 2021 году;
  3. увеличение доли граждан Российской Федерации, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) до 45% к 2021 году, из них учащихся и студентов до 70%;
  4. увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов до 82% к 2021 году;
  5. увеличение доли российских спортсменов, ставших призерами Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, участвующих в Олимпийских играх, до 31,1% к 2020 году;
  6. увеличение доли российских спортсменов, ставших призерами Олимпийских зимних игр, в общем количестве российских спортсменов, участвующих в Олимпийских зимних играх, до 27,1 % к 2018 году

Министерство спорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия, связанные с государственными бюджетными средствами:

  1. Формирует порядок материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, а также научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  2. Формирует порядок финансирования за счет средств федерального бюджета физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и нормы расходов средств на проведение указанных мероприятий;
  3. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
  4. Осуществляет материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, а также научно-методическое и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  5. Осуществляет научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организацию издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;
  6. Организует научные исследования в области физической культуры и спорта;
  7. Осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;
  8. Проводит экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, а также проверки в подведомственных организациях финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
  9. Оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта, формирует и ведет федеральный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки [4].

2.2 Государственное финансирование индустрии спорта в России за 2016 год.

На 2016 год Министерству спорта выделено 74,96 млрд рублей (для сравнения Министерство здравоохранения получает 274,78 млрд, а Министерство культуры – 96,49 млрд).

Как же распределяются эти средства?


6,56 млрд Минспорта получает на образование (из них на вузовское и послевузовское – 5,19 млрд). 138 млн – на культуру и кинематографию.

Непосредственно на физическую культуру и спорт отводится 68,17 млрд.

Расходы федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации" в 2016 году составят 30,69 млрд рублей. Данная сумма увеличена на 154 млн рублей в связи с перераспределением бюджетных средств между госпрограммами.

В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 353,2 млн рублей. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов повлияло выделение дополнительных бюджетных ассигнований в 2016 году на указанные мероприятия.

Проектом предусмотрено уменьшение расходов в 2016 году на развитие физической культуры и массового спорта с 7,11. Из них 3,6 млрд уходят на реализацию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», а 2,2 млрд – на совершенствование инфраструктуры.

Расходы на развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва составили 60,20 млрд, то есть в восемь с лишним раз больше, чем массовый. Однако стоит оговориться: половину этой суммы (30,69) составляют расходы на реализацию подпрограммы «Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу – 2018 и кубка конфедераций – 2017»

В законопроекте предусмотрены дополнительные бюджетные средства на призовые выплаты по итогам Олимпийских и Паралимпийских игр 2016 года, которые составили 3,2 млрд рублей.

На строительство объектов Универсиады в 2016 году было выделена субсидия Красноярскому краю в размере 4,2 млрд рублей. На строительство объектов и проведение зимней Универсиады 2019 года – 4,39 млрд.

На антидопинговое обеспечение сборных команд выделено 268 млн

Проектом предусмотрено сокращение расходов на проведение ежегодной конвенции "СпортАккорд" в размере 400 млн рублей в связи с отсутствием дополнительной потребности бюджетных ассигнований на реализацию указанного мероприятия.

Дополнительно федеральным бюджетом предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ на оказание адресной поддержки спортивным организациям - 512,2 млн рублей, на внедрение комплекса "Готов к труду и обороне" - 127,4 млн рублей [8].

2.3 Уровни государственного финансирования