Файл: Виды и формы государственного финансирования спортивной отрасли в России.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
В нашем XXI веке физическая культура и спорт занимают огромное место в повседневной жизни людей. С каждым днем возрастает количество спортивных клубов и организаций, увеличивается число людей, занимающихся спортом и следящих за ним, растет количество и качество спортивных услуг. Российское общество нуждается в физически крепких людях, в укреплении здоровья нации, и именно физическая активность и спорт способствуют достижению этой цели.
Сегодня развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений России. Посмотрите только на количество международных спортивных мероприятий, в которых Россия уже приняла и в ближайшее время примет участие. В связи с этим требуются огромные инвестиции в массовый спорт и спорт высших достижений, не только из государственного бюджета, но и частного сектора экономики.
Спорт давно перестал быть просто развлечением, зрелищем и формой досуга. Сейчас это и сфера экономических и деловых отношений, и вид профессиональной трудовой деятельности, и бизнес, и эффективный канал продвижения, и важнейший экономический ресурс, и, наконец, возможность формирования положительного имиджа организации. Современный спорт превратился в динамично развивающуюся индустрию спорта. Огромное количество поклонников более чем 200 современных видов спорта по всему миру, борьба ведущих стран за право проведения крупных спортивных соревнований, растущие сети спортивных магазинов и фитнес-клубов – таковы масштабы современной индустрии спорта.
Тема курсовой работы является актуальной для нашей страны из-за экономического кризиса, который повлек за собой снижение доходной части бюджетов всех уровней и наиболее остро ощущается проблема правильного, рационального распределения государственного бюджета в индустрию спорта.
Цель курсовой работы – Рассмотреть объемы государственного финансирования спортивной отрасли, выявить проблемы и найти пути их решения.
Задачи работы:
1) раскрыть сущность, виды и формы государственного финансирования;
2) изучить механизм финансирования спортивной сферы;
3) провести анализ государственного финансирования физической культуры и спорта России.
Объектом исследования работы являются органы государственной власти, осуществляющие финансирование индустрии спорта в России.
Предметом изучения – государственное финансирование индустрии спорта в России.
Глава 1. Государственное финансирование индустрии спорта в России
1.1.Виды и формы государственного финансирования
Физическая культура и спорт в равной степени, как и здравоохранение, образование, культура, - важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества и отдельного человека, и в силу этого обстоятельства государство должно в значительной степени взять на себя функцию по обеспечению общества и каждого его члена этими стратегическими ресурсами их развития. Мировая практика полностью подтверждает важность и объективную необходимость серьезной государственной поддержки развития физической культуры и спорта как высокоэффективного средства преодоления негативных тенденций рыночной экономики.
Занятия физической культурой и спортом положительно воздействуют на укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, подготовленности и спортивного мастерства, обеспечивают образовательно-познавательные и духовно-нравственные функции, социально-биологическую адаптацию, снижение социальной напряженности в обществе, профилактику заболеваемости и преступности. При этом экономический эффект реализации указанной деятельности значительно превосходит все прямые ее затраты.
Система финансирования спорта в России коренным образом изменилась в 2011 году. Именно тогда в федеральном бюджете у физкультуры и спорта появилась отдельная строка. Данная поправка в структуре функциональных разделов классификации расходов усиливает прозрачность бюджета и теснее увязывает расходы со сферами государственной политики.
В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну[1].
Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:
- предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;
- предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств;
- прямое и достаточное финансирование физической культуры и спорта из бюджетов всех уровней на основе соответствующих финансовых и социальных норм и нормативов;
- предоставление различных льгот и преференций для организаций, учреждений и предприятий сферы, направляющих финансовые средства на развитие физической культуры и спорта (прежде всего, от игорного бизнеса, тотализаторов и лотерей);
- выделение льготных (беспроцентных) кредитов и целевых инвестиций в развитие физической культуры и спорта;
- ускоренная амортизация спортивного имущества и др [1].
В соответствии со ст. 31 Федерального закона о некоммерческих организациях органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными данным Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления должны оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с Федеральным законом о некоммерческих организациях в приоритетном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
- финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
- предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах [2].
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона о спорте, спортивным клубам могут оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления посредством:
- строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта;
- передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственностью;
- обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;
- оказания иной поддержки в порядке и в случаях, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами [5].
Мировая практика выработала три модели финансирования спорта:
- планово-административную;
- рыночную;
- смешанную.
Первая предполагает принцип полной государственной поддержки спортивной деятельности. Данная модель характерна для таких стран как Китай, КНДР и Республика Куба. Рыночная модель, она же американская, предполагает отсутствие бюджетного финансирования и в тоже время наличие разнообразных налоговых льгот для субъектов, осуществляющих инвестиции в спортивную отрасль. Смешанная, она же Европейская, модель основывается на сочетании этих двух источников. Именно эта модель характерна для России. Из особенностей этой модели стоит выделить:
- Государство регулирует и участвует в развитии индустрии спорта;
- Национальные и местные органы власти развивают массовый спорт (спорт для всех) и спорт высших достижений;
- Органы государственной власти управляют спортивной отраслью совместно с общественными спортивными организациями;
- Рыночные отношения в профессиональном спорте соседствуют с бесплатными секциями, спортивными школами, волонтерскими и общественными спортивными движениями.
В нашей стране финансовые ресурсы для развития физической культуры и спорта формируются за счет средств, поступающих от:
- органов государственной власти и местного самоуправления;
- профсоюзов;
- внебюджетных фондов;
- коммерческих и некоммерческих организации;
- собственных доходов спортивной отрасли.
В случае представления страны на международном уровне предусматривается прямое финансирование из федерального бюджета, поскольку речь идет об отстаивании чести государства, его экономического, политического и социального престижа.
Финансовое обеспечение расходов на проведение физкультурных и спортивных мероприятий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Министерству на эти цели в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение физкультурных и спортивных мероприятий осуществляется исходя из приоритетных направлений развития физической культуры и спорта в соответствующем году.
1.2.Государство, спорт и бизнес
Спорт во все времена, во всех странах и у всех народов был уважаем и почитаем в обществе и государстве, ему неизменно уделяли особое и повышенное внимание ведущие политики, деловая элита и средства массовой информации. Но в последние три десятилетия спорт перестал быть просто развлечением, зрелищем и формой досуга. Современный мировой спорт превратился в динамично развивающую индустрию, активным участником которой стал бизнес. Спорт стал полноценной отраслью экономики, важнейшим экономическим ресурсом, существенно влияющим на уровень и динамику экономического развития страны.
Современная индустрия спорта – это сложная система экономических отношений и интересов, которые имеют основные субъекты этой индустрии. Именно эти отношения и интересы объединяют их в единую систему, хотя довольно часто они представляют разные отрасли и направления деятельности.[2]
Для стабильного и эффективного развития индустрии спорта представляется крайне важным максимально совместить интересы государства, спорта и бизнеса. Эту непростую задачу можно решить через механизм частно-государственного партнерства.
Несмотря на то, что в последние 4-5 лет финансирование российского спорта существенно возросло, все равно «денег на всех не хватает», с учетом того, что одновременно в России федерации развивают порядка 50 олимпийских видов спорта. Причем количество олимпийских дисциплин продолжает неуклонно расти и чаще всего за счет включения в программы Олимпийских летних и зимних игр довольно экзотических и новых для России видов спорта. Поэтому очень важно научиться работать с бизнесом, прямо заинтересовав его в финансировании не только спортивных соревнований, но и деятельности спортивных федерации и клубов.
Интересы государства представляю и должны отстаивать на разных условиях исполнительной власти:
- Министерство спорта РФ;
- Органы исполнительной власти, отвечающие за развитие физической культуры и спорта в субъектах Федерации;
- Местные муниципальные образования.