Файл: Анализ показателей финансовой деятельности предприятия..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа показателей финансовой деятельности
1.1. Сущность финансового анализа хозяйственной деятельности, его основные задачи
1.2. Формулы основных финансовых коэффициентов
2.1. Краткая характеристика организации
2.2. Анализ показателей финансовой деятельности
3. Рекомендации по совершенствованию анализа финансовой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению анализа показателей финансовой деятельности предприятия.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что основной результат финансового анализа - это оценка финансового благополучия организации, положение его имущества, состояние актива и пассива баланса, а также скорости оборачиваемости капитала и его частей и дохода, получаемого от используемых средств.
Грамотное осуществление финансового анализа может помочь организации продолжать нормально функционировать в условиях жесткой конкуренции.
Этот анализ позволяет организовать предприятию прибыльную финансово-хозяйственную деятельность и, соответственно, увеличить его рыночную стоимость.
Вся информация, которая была получена в результате проведённого анализа, используется для принятия верных управленческих решений, касаемых повышения доходов от финансово-экономической деятельности.
Для инвесторов результаты анализа помогают принять решение о целесообразности инвестирования денежных средств в данное предприятие.
Для банков это информация позволяет определить условия для предоставления кредитов.
Цель работы – рассмотреть анализ показателей финансовой деятельности предприятия.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть сущность финансового анализа хозяйственной деятельности, его основные задачи.
2) Описать формулы основных финансовых коэффициентов.
3) Дать краткую характеристику организации.
4) Рассмотреть анализ показателей финансовой деятельности.
5) Дать рекомендации по совершенствованию анализа финансовой деятельности.
Объект исследования - Отделение Сбербанка №6991/0659 в г.Жигулевск.
Предмет исследования - анализ показателей финансовой деятельности предприятия.
Исследование проводилось на базе Отделения Сбербанка №6991/0659 в г.Жигулевск.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава исследования посвящена теоретическим основам анализа показателей финансовой деятельности. Во второй главе работы нами рассматриваются практические аспекты анализа показателей финансовой деятельности на примере Отделения Сбербанка №6991/0659 в г. Жигулевск. Третья глава исследования посвящена рекомендациям по совершенствованию анализа финансовой деятельности.
Источниковую базу исследования составили учебники и учебные пособия по бухгалтерскому учету и анализу, статьи журнала "Главбух", бухгалтерская отчетность организации, интернет - ресурсы.
1. Теоретические основы анализа показателей финансовой деятельности
1.1. Сущность финансового анализа хозяйственной деятельности, его основные задачи
Для того, чтобы понимать реальное состояние предприятия на рынке относительно его конкурентов, а также для оценки финансового состояния организации, используют финансовый анализ.
Финансовой анализ изучает основные показатели предприятия, его финансовые показатели и финансовые результаты, для принятия заинтересованными лицами управленческих или инвестиционных решений [15].
Основной результат финансового анализа - это оценка финансового благополучия организации, положение его имущества, состояние актива и пассива баланса, а также скорости оборачиваемости капитала и его частей и дохода, получаемого от используемых средств [5, c. 238].
Грамотное осуществление финансового анализа может помочь организации продолжать нормально функционировать в условиях жесткой конкуренции. Этот анализ позволяет организовать предприятию прибыльную финансово-хозяйственную деятельность и, соответственно, увеличить его рыночную стоимость.
Основными задачами финансового анализа являются:
- контроль финансового состояния предприятия;
- управление взаимоотношениями с партнером;
- установление ограничений на лимит денежных средств в процессе деятельности организации;
- принятие решений о возможных заемных средствах;
- регулирование взаимоотношений с поставщиками и заказчиками в отношении ценообразования [4, c. 112].
Существует несколько методов проведения финансового анализа:
- Горизонтальный анализ;
- Вертикальный анализ;
- Трендовый анализ;
- Сравнительный анализ;
- Факторный анализ;
- Метод финансовых коэффициентов [15].
Горизонтальный анализ представляет собой сравнение показателей, представленных бухгалтерской отчётности, с показателями предшествующих периодов. Существует два приёма, которыми следует пользоваться при проведении горизонтального анализа.
Первый прием представляет собой сравнение всех статей отчётности и последующее изучение их изменений. Второй прием основан на анализе изменение всех статей отчётности по сравнению с изменениями других статей.
При горизонтальном анализе особое внимание следует уделить тем случаем, когда изменение одного из показателей по своей экономической природе не совсем соответствует изменению другого показателя [1, c. 308].
Вертикальный анализ, в свою очередь, проводится для того, чтобы определить удельный вес той или иной статьи баланса в общем итоговом показателе. В дальнейшем полученные результаты сравниваются данные причастия в периодах.
Трендовый анализ представлен расчётами относительных отклонений показателей бухгалтерской отчётности за ряд различных периодов ( кварталов, полугодий, лет) по сравнению с аналогичными показателями базисного периода. Возможно сформировать прогнозное значение тех или иных показателей в будущем.
Сравнительный анализ осуществляется путем сравнения показателей бухгалтерской отчетности предприятия с базой [2, c. 299].
Существует несколько видов сравнительного анализа:
- Анализ финансовых показателей организации в сравнении со среднеотраслевыми. Здесь определяется величина отклонения основных показателей финансовой деятельности предприятия и среднеотраслевых для того, чтобы определить конкурентную позицию и выявить приёмы для дальнейшего повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
- Финансовый сравнительный анализ показателей предприятия с показателями предприятий конкурентов. При проведении этого определяется сильные и слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Этот анализ осуществляется для того, чтобы разработать мероприятия, способствующие повышению в конкурентной позиции предприятия на рынке [15].
- Структурных единиц с подразделениями предприятия. Цель этого анализа заключается в оценке и поисках путей увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности подразделений предприятия [5, c. 242].
- Сравнительный анализ отчётных показателей с плановыми. Цель этого анализа состоит в выявлении отклонений отчетных показателей деятельности предприятия от нормативных или плановых. Определяются причины этих отклонений и разрабатываются рекомендации, способствующие корректировке тех или иных направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
- Метод финансовых коэффициентов основывается на расчетах и дальнейшей оценке пропорций между различными статьями бухгалтерской отчетности. Этот метод представлен системой относительных показателей, которые определяются на основании данных, которые содержатся в бухгалтерской отчетности [2, c. 231].
Как правило, основным источником информации является бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Использование этих коэффициентов основывается на существовании соотношений между отдельными статьями бухгалтерской отчетности. При этом, существуют предпочтительные значения тех или иных коэффициентов, которые во многом определяются отраслевыми особенностями предприятий, их размером и среднегодовой стоимостью активов [15].
Помимо этого, влияние на предпочтительные показатели оказывает и общее состояние экономики страны, и фаза ее цикла. Для расчета всех финансовых коэффициентов необходимые для этого данные должны быть представлены в аналитической форме [5, c. 244].
- Метод финансовых коэффициентов во многом дополняется методом факторного анализа, который, в свою очередь, помогает определить изменение результирующего фактора под влиянием изменений составляющих его факторов. Суть применения факторного метода основана на взаимосвязи определяемого показателя с факторными. Эта взаимосвязь выражается в форме математического уравнения [1, c. 310].
При помощи существующих детерминированных факторных моделей можно достаточно полно исследовать функциональную связь между исследуемым показателем (или функцией) и его факторами (или аргументом). То есть, все рассчитанные коэффициенты могут быть как в качестве исследуемого (или результирующего) показателя, так и в качестве фактора.
При этом, каждый из коэффициентов представлен в виде двухфакторной кратной модели y=a/b, которая, впоследствии, может быть значительно дополнена путем преобразования факторных моделей.
Таким образом, рассмотрели сущность финансового анализа хозяйственной деятельности, его основные задачи и переходим к формулам основных финансовых коэффициентов.
1.2. Формулы основных финансовых коэффициентов
Показателями рыночной (финансовой) устойчивости предприятия являются следующие финансовые коэффициенты:
- Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами - рассчитывается как соотношение имеющегося в наличии оборотного капитала к величине товарных запасов.
Такие финансовые коэффициенты отражают способность организации в сфере торговли покрыть кредиторскую задолженность по товарам [1, c. 344].
При величине данного показателя менее 0,5 у предприятия могут возникнуть финансовые трудности в случае задержки оплаты от покупателей [2, c. 234].
Формула расчета этого финансового коэффициента выглядит следующим образом(формула 1):
Ко = ОК / ТЗ, (1)
где:
Ко - коэффициент обеспеченности;
ОК - собственный оборотный капитал;
ТЗ - сумма товарных запасов.
- Текущий показатель ликвидности - при помощи этого финансового коэффициента оценивается платежеспособность организации на текущий момент [9]. Значение выше 1,5-2 отражает достаточную платежеспособность субъекта без рисков образования просроченной задолженности (формула 2):
Ктл = ОК / К, (2)
где:
Ктл - коэффициент текущей ликвидности;
ОК - размер оборотного капитала без учета долгосрочной дебиторской задолженности (величина товарных запасов, денежные активы, краткосрочная дебиторская задолженность);
К - размер краткосрочных обязательств.
- В полной степени отразить способность предприятия отвечать по имеющимся обязательствам может финансовый коэффициент абсолютной ликвидности. Он показывает степень готовности субъекта быстро рассчитаться по долгам. Нормальным значением абсолютной ликвидности принято считать показатель от 0,2 [12]. Слишком высокий уровень свидетельствует о нерациональном использовании свободных в обращении денежных активов (формула 3):
Ка = Кдк / Кт, (3)
где:
Ка - коэффициент абсолютной ликвидности;
Кдк - размер денежных средств и краткосрочных вложений;
Кт - размер текущих обязательств.
- Еще одним из основных финансовых коэффициентов является показатель восстановления платежеспособности субъекта [2, c. 235]. Он используется для получения информации о восстановлении текущей ликвидности в течение полугода после отчетной даты (формула 4):
Кв = (Ктлк + 6 / Т(Ктлк – Ктлн)) / 2, (4)
где:
Кв - коэффициент восстановления платежеспособности;
Ктлк- коэффициент текущей ликвидности на конец отчетной даты;
Ктлн- коэффициент текущей ликвидности на начало отчетной даты;
Т - период в месяцах.
Значение данного финансового коэффициента выше 1 дает представление о перспективах роста и восстановления платежеспособности организации [2, c. 235].
- Коэффициент автономии. Данный показатель показывает насколько предприятие зависимо от сторонних средств. При уменьшении данного показателя происходит рост заемного капитала, при этом финансовая стабильность организации нарушается [6, c. 224].
Коэффициент автономии рассчитывается по следующей формуле 5: