Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли (Классификация прогнозов и планов на предприятии).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты прогнозирования прибыли
1.2. Классификация прогнозов и планов на предприятии
1.3 Необходимость прогнозирования прибыли
Глава 2. Методы прогнозирования прибыли
2.1 Понятие метода прогнозирования
2.2. Классификация и характеристика методов прогнозирования прибыли
В условиях децентрализации управления банковской системой и усиления конкуренции на финансовом рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела. Совершенствование банковского менеджмента в коммерческих банках должно идти по пути усиления аналитической работы на основе формирования информационно-аналитической базы и специальных аналитических служб в кредитных организациях (где отсутствуют такие службы), разработки и внедрения системы показателей работы банков и их подразделений, использования методов диагностики и прогнозирования основных показателей деятельности банков (объем доходов и расходов, кредиты, депозиты, ликвидность, прибыль и др.) моделирования результатов деятельности банков в обозримом периоде в зависимости от изменения внешних факторов (изменение конъюнктуры рынка, резервных требований ЦБ РФ и ставки рефинансирования, темпов инфляции, ставок налогообложения и т. п.), внедрения прогрессивных банковских технологий и т. д. Без этого невозможно эффективное управление денежными ресурсами и денежными потоками в кредитных организациях.
Анализ тенденций - исследование с целью прогнозирования развития организации в будущем на основе ретроспективной оценки состояния и деятельности организации в прошлом.
Для анализа явлений будущего периода используются следующие методы:
1). анализ чувствительности — для установления степени, в которой данное приращение изменения каждой переменной влияет на различные показатели и на всю систему в целом;
2) детерминированный анализ конкретной ситуации (предполагается, что изменение прироста каждого фактора происходит независимо от других факторов);
3) моделирование риска. Многие финансовые показатели представляют собой оценку эффективности технологических изменений, имеющих определенные пределы.
Существенно, что ряд изменений, выгодных в краткосрочном периоде, невыгодны в долгосрочном плане.
В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки , построение трендов и составление сценариев, стохастические методы.
Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании.
Регулирование финансовой деятельности организации является непременным условием ее нормального функционирования. Для этого ФО должна владеть государственной лицензией и занимать высокий рейтинг по надежности. Отличительные черты ФО формирование финансовых показателей в стратегии ИО на основе прогнозов прибыли по конкретным товарам на конкретных рынках в конкретные сроки применение научных подходов и современных методов для прогнозирования и аудита финансового состояния ИО
Прогнозный анализ основывается на методе ситуационного анализа и прогнозирования и включает расчеты прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного баланса и прогнозного отчета о движении денежных средств. Эти документы в целях прогнозного анализа могут представляться в агрегированной форме, что позволяет прогнозировать определяющие финансовые показатели организации, не вдаваясь в излишнюю детализацию.
Метод планирования на основе формирования целевого размера прибыли. Этот метод используют редко. Его можно считать нетрадиционным, так как в отличие от предыдущих начальным этапом в процессе планирования становится не прогнозирование выручки от реализации, а определение конечного финансового результата деятельности предприятия, т. е. чистой прибыли. Планирование осуществляют в обратном порядке вначале рассчитывают объем средств, необходимых предприятию для производственного и социального развития, материального поощрения и дивидендных выплат, т. е. прогнозируют размер каждого денежного фонда, финансируемого за счет прибыли предприятия, затем определяют их сумму, которая показывает плановую потребность в чистой прибыли. Для получения суммарной прибыли прибавляют сумму налога на прибыль. Таким образом, базовым элементом планирования является не выручка от реализации, а чистая прибыль как желаемый результат(цель) деятельности предприятия. Однако последующие расчеты выручки, себестоимости и других финансовых показателей могут выявить нереальность достижения этого результата в планируемом периоде.
Финансовое прогнозирование - это расчет и обоснование финансовых показателей, которые используются в процессе принятия управленческих решений. Прогноз представляет собой расчет определенного показателя при заранее заданных условиях, параметрах движения. Финансовые прогнозы являются составной частью финансовых планов и выработки финансовой политики, цель финансового прогнозирования - определение возможного объема источников и объема финансовых ресурсов, резервов, средств, источников их формирования, а также направления их использования. Прогнозы позволяют наметить различные варианты показателей финансовых планов (бюджетов), обосновать методы и формы реализации финансовой политики . Суть прогнозов проявляется наиболее полно в экспертных оценках.
Расчетно-аналитический метод. Содержание метода заключается в том, что прогнозирование плановых показателей на будущий период производится на основе анализа фактических данных предыдущего периода (периодов). Он применяется в случаях, когда взаимосвязь показателей не может быть установлена прямым способом, а определяется косвенно - на основе изучения динамики за ряд предшествующих периодов, тенденций и т. п. В основе метода находится экспертная оценка величины показателей. В процессе экспертной оценки исследуются финансовые и нефинансовые показатели, их взаимосвязь, факторы, корректирующие величину показателя, и т. д., и на основе этого предлагаются конкретные управленческие решения.
Во-вторых, допущение между высокой степенью зависимости между характером динамики поступления средств по прогнозируемым доходным источникам и темпами роста (падения) макроэкономических показателей, является основой для использования финансовым органом детерминистического метода прогнозирования доходов при формировании СФП в условиях стабильности и устойчивости взаимосвязей между макроэкономическими процессами, описываемыми в выбранном варианте прогноза социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу. Следовательно, именно при прогнозировании показателей СФП финансовый орган должен убедиться, что применяемые при прогнозировании доходов макроэкономические показатели устойчивы на среднесрочную перспективу и с достаточно высокой степенью взаимосвязаны
Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5—10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение pfajife-но возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов.
Глава 3. Оптимизация прибыли
3.1 Понятие оптимизации
Оптимизация - 1) выбор наилучшего варианта решения из множества возможных; 2) процесс приведения системы в наилучшее состояние.
При первом определении оптимизации имеется в виду анализ состояния исследуемой системы с точки зрения критерия оптимальности. Этот поиск «оптимума» и называется оптимизацией.
Второе определение оптимизации означает процесс перевода изучаемой системы в искомое оптимальное состояние. При этом в зависимости от критериев оптимальности различают оптимизацию векторную, многокритериальную, стохастическую и т. д.
Векторная оптимизация [vector optimization] — комплекс методов решения задач математического программирования, в которых критерий оптимальности представляет собой вектор, компонентами которого являются в свою очередь несводимые друг к другу критерии оптимальности подсистем, входящих в данную систему, например, критерии роста благосостояния разных социальных групп в социально-экономическом планировании.
Многокритериальная оптимизация или программирование ( англ. Multi-objective optimization ), - это процесс одновременной оптимизации двух или более конфликтующих целевых функций в заданной области определения.
Стохастическая оптимизация класс алгоритмов оптимизации, использующая случайность в процессе поиска оптимума. Случайность может проявляться в разных вещах.
Алгоритмы стохастической оптимизации используются в случае, если целевая функция сложная, многоэкстремальная, с разрывами, с помехами и пр.
3.2 Оптимизация прибыли
Согласно проведенным исследованиям известно,что:
В современных экономических условиях прибыль приобретает особую значимость, поскольку является генератором роста и развития хозяйствующего субъекта. Обращает на себя внимание определение в ГК РФ предпринимательской деятельности, в котором четко написано, что ее целью является извлечение прибыли. Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту.
Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой:
Затраты (Издержки) -> Объем производства (Объем продаж) -> Прибыль
Не менее важным являются и вопросы оптимизации прибыли компании.
Одним из направлений оптимизации прибыли является оптимизация налога на прибыль, она предполагает: минимизацию налоговых выплат в долгосрочном и краткосрочном периодах при любом объеме.
Целью минимизации налогов является не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.
Все методы оптимизации соединяются в оптимизационные схемы, которые позволяют достичь цели лишь будучи грамотно составленными.
Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие таким критериям: разумность, эффективность, соответствие требованиям закона, автономность, надежность, безвредность.
Все предприятия, минимизирующие налоги, условно делятся на две категории.
Первая – это предприятия, оказывающие услуги по минимизации налоговых обязательств, которые, зачастую, входят в состав какого-либо конвертационного центра, работающего с использованием фиктивных субъектов предпринимательской деятельности.
Вторая категория – это реально существующие предприятия, использующие в своей деятельности различные схемы минимизации.
Наиболее распространённые оптимизационные схемы:
1) Использование бренда
Компания, продающая товары по лицензионному соглашению, приобретает у предприятия, работающего на едином налоге право использовать бренд при продаже товара. А компания-организатор учитывает затраты на бренд в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Использование бренда должно способствовать увеличению продаж. Для этого компания должна регулярно проводить рекламные акции с использованием лицензионных товарных знаков. При проверке инспекторы обязательно спросят, каким образом и зачем приобретенное право используется непосредственно в деятельности компании. В ответ можно продемонстрировать планы рекламных акций, результаты использования бренда, например повышение продаж.
2) Присоединение убыточной фирмы
Компания, имеющая стабильную прибыль, присоединяет к себе убыточную фирму. В результате присоединения все убытки в полном размере переходят к правопреемнику, уменьшая при этом его налогооблагаемую прибыль. В соответствии с законодательством эти убытки могут быть перенесены и на последующие налоговые периоды.
Как и любая другая реорганизация, присоединение должно иметь под собой сугубо деловые основания: получение новых рынков сбыта или сырьевых ресурсов, создание нового направления деятельности и прочее. Версию деловой цели следует обосновать в специальном бизнес-плане. Кроме того, цели и задачи реорганизации можно упомянуть в протоколах учредителей, составляемых при принятии решения о реорганизации и последующей регистрации изменений в учредительные документы.
3) Перевод обособленных подразделений на упрощенную систему налогообложения
При этом методе производится реорганизация компании, в результате которой одно или несколько обособленных подразделений становятся самостоятельными юридическими лицами. Новые фирмы сразу же переводятся на упрощенную систему налогообложения. Экономия налога на прибыль достигается за счет разницы в ставках налогов
Как обосновать деловую цель. Необходимость реорганизации можно подтвердить повышением производительности труда, улучшением экономических показателей, созданием здоровой конкуренции между подразделениями, более эффективным использованием производственного потенциала. Для подтверждения последнего необходимо, чтобы помимо самой компании у новых фирм были и другие клиенты.
Как итог, можно сказать следующее: на практике, как правило, применяется сразу несколько схем. Но, нельзя забывать, что любой применяемый метод оптимизации налоговой нагрузки должен осуществляться согласно норм действующего законодательства и быть экономически оправданным. Иначе предприятию не избежать больших проблем со стороны проверяющих государственных служб.
Заключение
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, в условиях постоянного реформирования российской экономики, возрастает необходимость изучения основных терминологических понятий, сути, особенностей развития такого понятия, как рентабельность, взаимосвязи с другими экономическими показателями, а также использования для анализа и прогнозирования эффективности финансово-хозяйственной деятельности на различных уровнях управления. Основная цель курсовой работы состоит в развитии теоретических и методических основ анализа и прогнозирования прибыли, способных расширить информационно-управленческий ресурс для повышения устойчивости развития коммерческих организаций во всех сферах экономики. Предметом исследования обозначена совокупность теоретических, методических и практических аспектов организации и проведения анализа и прогнозирования прибыли коммерческих организаций. Таким образом, положения курсовой работы могут быть использованы различными хозяйствующими субъектами с целью повышения эффективности системы менеджмента, функций контролинга. Реализация предложенной многоуровневой системы анализа и прогнозирования прибыли деятельности коммерческих организаций на основе интеграции индикаторов прибыли использования ресурсов, капитала, осуществления деятельности и продаж, будет способствовать обеспечению непрерывности деятельности экономических субъектов. Предложенные подходы позволят осуществлять анализ прибыли предпринимательской деятельности в экономике на федеральном и региональных уровнях управления, повысить объективность её оценки, осуществлять моделирование и прогнозирование. Теоретические результаты курсовой работы могут быть направлены на дальнейшее совершенствование методики анализа и прогнозирования прибыли коммерческих организаций разных сфер экономики, углубляют теоретико-методические аспекты функционирования прогнозно-аналитической системы управления эффективностью деятельности, повышая ее информационные и аналитические возможности для пользователей в области контроля и менеджмента, разработки региональных и отраслевых стратегий.
Список использованной литературы
1. Анискин Ю.П. Финансовая активность и стоимость компании: аспекты планирования. - М.: Омега-Л, 2006.
2. Барчуков А.В. Источники информации для предупреждения финансовых проблем // Финансовый менеджмент. – 2009. - №2.
3. Бехтерева Е.В. Бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций (кроме кредитных, страховых и бюджетных) // Горячая линия бухгалтера. – 2007. - №9-10.
4. Брюханова Н.В. Финансовое планирование и финансовое планирование инвестиционной деятельности организаций. - Новосибирск: СИФБД, 2005.
5. Голубков Е.П. Финансовые результаты: методы оценки // Финансовый консультант. – 2007. - №3.
6. Ермакова Н.А. Финансовое планирование в системе управленческого учета. - М.: Экономистъ, 2005.
7. Ефимова С.А. Маркетинговое планирование, или Как с помощью плана добиться увеличения прибыли организации. – М.: Альфа-Пресс, 2007.
8. Земсков В.В. Статистический анализ прибыли // Аудиторские ведомости. – 2006. - №1.
9. Кислов Д.В. Бухгалтерский баланс: техника составления. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
10. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Цент экономики и маркетинга, 2006.
11. Ковалев М.Л., Привалов В.П. Анализ хозяйственного состояния предприятия. - М.: Приор, 1999.
12. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Инфра-М, 2003.
13. Крейнина М.Н. Операционный левередж как инструмент планирования прибыли от продаж // Финансовый менеджмент. – 2002. - №1.
14. Литвин М.И. Прогнозирование прибыли на основе факторной модели // Финансовый менеджмент. – 2002. - №6.
15. Литвин М.И. Прибыль и рентабельность предприятия // Финансовый менеджмент. – 2006. - №4.
16. Литвинов Н. О чем поведает баланс. Финансовый анализ годовой отчетности // Двойная запись. – 2005. - №3.
17. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. - М.: Проспект, 2009.
18. Макарова Л. Операционный рычаг в руках финансиста // Консультант. – 2006. - №17.
19. Невешкина Е.В. Управление финансово-товарными потоками на предприятиях торговли. – М.: Гарант, 2008.
20. Поленова С.Н. Бухгалтерский баланс как форма отчетности: содержание и формирование показателей // Все для бухгалтера. – 2008. - №4.
21. Поленова С.Н. Методика составления отчета о прибылях и убытках // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии.- 2008. - №3.
22. Пятов М.Л. Возможности анализа бухгалтерской отчетности // БУХ.1С. – 2006. - №9.